search
main
0

Мотивация Z

Жизнь в смартфоне молодым людям порой интереснее живого общения. Обилие и разнообразие информации, скорость ее поступления ведут к ускорению общения и восприятия, снижая способность концентрироваться на чем-либо продолжительное время.

Это отражается на учебном процессе, ведь от студента требуются сосредоточенность, внимательность, усидчивость, прилежание и желание развиваться, иначе информация будет не усвоена, а знания не останутся в памяти.

Дистанционное обучение во время пандемии лишь усугубило эту проблему, так как студент может вообще не слушать, что говорит человек на экране, отвлекаться на другие источники шума, звука или запахов, он может просто отключить звук и присутствовать на занятии лишь номинально.

Современные теории бизнес-обучения в последние годы уделяют огромное внимание геймификации процесса, то есть вовлечению через игру. Даже в крупных корпорациях серьезные взрослые люди перестают воспринимать информацию в виде сухих лекций или длинного текста, так как постоянно отвлекаются на звонки, сообщения, электронную почту и социальные сети.

Обучение больше не воспринимается как обязательная часть жизненного цикла, теперь приходится разъяснять, почему та или иная информация необходима для достижения успеха или выполнения задания. Ошибочная уверенность в том, что всему можно научиться, просто посмотрев короткое видео в Интернете, приводит к легкомысленному отношению и неприятию долгого образовательного процесса.

В коллективе необходимо найти то, что сможет объединить и увлечь основной состав группы. Это могут быть групповые практические работы, совместное выполнение проектов, наставничество одних ребят над другими.

Система обучения в высококлассных международных гостиничных сетях много времени уделяет развитию коммуникативных навыков, работе в команде, взаимному уважению и принципам безупречного сервиса. Это долгий и непрерывный процесс, результатом которого является высочайший уровень профессионализма воспитанников этих систем обучения.

Этот опыт применим и в работе со студентами. Сухая подача материала больше не работает. Информация должна подаваться динамично и иметь определенную ценность для ее реципиентов.

Работа состоит из ряда этапов (порядок не строгий, задачи могут быть реализованы параллельно):

– определение психотипов участников группы;

– индивидуальный подход к каждому по отдельности;

– определение факторов, влияющих на отношение к учебному процессу;

– выявление сильных и слабых сторон каждого студента;

– подача материала с учетом особенностей восприятия и скорости усвоения информации основной массы обучающихся;

– создание атмосферы взаимного уважения и равенства;

– выполнение практических и самостоятельных работ в группах с распределением обязанностей на всех участников;

– подробное обсуждение всех этапов работы, нюансов, взаимосвязанности процессов, важности вклада каждого участника;

– конструктивная обратная связь после каждого занятия и выполнения работы, основанная на актуальных психологических подходах (базовый принцип – хвалить прилюдно, критиковать с глазу на глаз);

– постоянная поддержка и помощь педагога в процессе обучения;

– делегирование определенных задач наиболее ответственным студентам для выработки навыков управления малыми группами, привычки брать на себя ответственность и отвечать за результат, отработки навыков коммуникации между студентами с целью выполнения поставленных задач, формирования команды единомышленников и в конечном итоге появления мотивации для посещения занятий и активной работы;

– геймификация – введение игровых элементов в учебный процесс по аналогии с компьютерными играми. Например, начисление очков опыта или повышение уровня при выполнении определенных условий (посещаемость, участие в обсуждениях, выполнение заданий, поиск информации, создание проектов).

Все эти этапы, конечно же, состоят из множества подзадач, выполнение которых требует от преподавателя большого объема знаний и желания добиться поставленной цели.

Любовь к профессии и мотивация к обучению и развитию не всегда изначально присутствуют в наших студентах, но их можно создать и развить. Даже если не все потом пойдут работать по специальности, они будут тепло вспоминать те моменты, которые провели вместе. А приобретенные навыки пригодятся им в любой работе, ведь коммуникация и дипломатия – это основа основ любого человеческого взаимодействия.

Анатолий МИХЕЕВ, преподаватель специальных дисциплин колледжа сферы услуг №10

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте