По Аллее славы учителей шла та, чей портрет с описанием педагогической судьбы стал одним из 36 экспонатов выставки под открытым небом, посвященной лучшим учителям Екатеринбурга. Женщина расчувствовалась, подойдя к организаторам: «Ради этого стоило отдать полвека жизни школе!» Галерея «Легенды екатеринбургского образования» располагается в дендрологическом парке в центре города. В сентябре откроется уже третья сменная экспозиция, благодаря которой горожане узнают лучших учителей в лицо. «Минута славы педагога» – один из приоритетных проектов Екатеринбургского дома учителя.
Когда два года назад информационно-методический центр «Екатеринбургский дом учителя» возглавила Алена Михайловна Крюкова, она четко сформулировала задачу перед новой командой: создание единого методического пространства города. Пространства выбора и возможностей. В Екатеринбурге много отличных учебных заведений, огромное количество замечательных воспитателей и педагогов, но большинство замкнуты на себе и своем учреждении. А ведь объединение усилий дает синергетический эффект. Важно, чтобы каждый педагог имел возможность выбрать для себя наиболее подходящую форму повышения профессиональной компетентности, а также распространения собственных навыков.
Методы и приоритеты руководителя часто вырастают из его «стартового капитала». На старте у большинства педагогических начальников работа в школе. Стаж Алены Михайловны Крюковой 32 года, 27 лет из них она является руководителем образовательных организаций. В 23 года стала самой молодой в областном центре заведующей детским садом. В 28 лет – самым молодым директором школы. В 2013 году – призером Всероссийского конкурса «Директор школы».
Любимые занятия – учиться и учить
– У директора школы огромное количество задач. Каждый выбирает для себя приоритетную. Кто-то считает основным решение хозяйственных и финансовых проблем, кто-то уделяет наибольшее внимание имиджу, статусу учреждения. У меня же сложилась такая логическая цепочка: главная задача школы – дать хорошее образование, сделать это возможно только посредством «качества кадров» и его постоянного роста, то есть профессионального обучения.
Лично я больше всего люблю две вещи – учиться и учить. Это касается как детей, так и взрослых. Педколлектив гимназии №47, где я работала, мы постоянно вывозили в Казань, Самару, Томск, Челябинск. В России много ценного опыта. Но недостаточно практико-ориентированных курсов. Устранить этот дефицит – задача Дома учителя, – говорит Алена Михайловна.
– Давайте представим рядового школьного педагога. Из каких форм и методов профессионального обучения он может выбирать?
– Скажем честно, традиционные семинары и вебинары сегодня работают слабо, привычный формат лекций дает малый результат. Нет смысла много говорить, надо показать. Формат «смотри, учись и делай» востребован.
Расскажу, как проходит метод-десант сотрудников Дома учителя, еженедельное мероприятие для трех школ и трех детских садов.
Например, для школы выбирается тема смыслового освоения текстов. Не секрет, что при обилии информации ребенок может читать, не улавливая смысла. Однако существуют методики, которые позволяют легко и быстро выделить главное, сделать вывод, провести кластерный анализ материала. С ними наши сотрудники в рамках реального урока знакомят педагогов. А также с приемами геймификации: язык игры детям, рожденным «с гаджетами в руках», близок и понятен.
В детском саду идет знакомство с технологиями обучения в движении, ведь с дошкольниками нельзя работать как со школьниками, посадив их за парты, это противоестественно возрасту. Специально разработанные напольные игры – прекрасное средство усвоения материала. Прием «говорящие стены»: они создаются в группе руками самих детей и помогают пониманию и запоминанию.
Еще одна составляющая образовательного процесса – родители. Вряд ли они захотят слушать скучную лекцию. А вот лаборатория решения проблем, когда выявляются трудности и тут же находятся пути их устранения, – это актуально и эффективно. Есть еще формат world-кафе, он подойдет и для проведения педсовета.
– Алена Михайловна, провокационный вопрос. Знаю, что многие учителя не любят методистов, мол, сами в школе не работают, а нас учат. Вы с таким отношением сталкиваетесь?
– Действительно, в разных коллективах нас встречают по-разному. Мы сделали такой вывод: нас воспринимают на ура там, где управленческая команда ведет систематическую работу с педагогами по повышению квалификации и присутствует понимание, что с современными детьми работать по старинке нельзя. Бывает, встречаемся с негативом. Но, когда педагоги убеждаются, что их не воспитывают, а дают максимально практики, отношение меняется.
В завершение каждого методического десанта проводится финальная рефлексия: педагоги делятся, что нового они узнали и что будут использовать на уроках и во внеурочной деятельности.
Мотивация важна на всех уровнях
– Вы упоминали командное сопровождение организации, что это?
– Каждому учебному заведению выделяются субвенции на повышение квалификации педагогического состава. Например, обучаются каждый год один-два человека. Хорошо, если они внедряют новые знания в коллектив, но часто этого не происходит. На следующий год обучаются еще два человека, по сути, деньги на ветер.
Мы создали программу корпоративного сопровождения школ.
Работа начинается с диагностики профессиональных затруднений. Принцип нашей команды: экспертиза на старте. Благодаря этому учеба становится по-настоящему актуальной.
Затем создание единого профессионального глоссария. Вот сейчас я произношу слово «елка». Какие возникают ассоциации? Кто-то скажет – голубая ель. Кто-то подумает о лесе, а кто-то – о певице с таким псевдонимом. В общем, кто в лес, кто по дрова. Чтобы в коллективе не складывалась ситуация из басни «Лебедь, щука и рак», мы формируем единое понимание терминов.
После этого походит семинар по одному из профессиональных затруднений. Например, «Как повысить мотивацию детей на уроке». Знакомим с методами, даем семь ключей к мотивации, которые разработали наши педагоги и психологи.
Следующая стадия – лист согласования действий между методистами Дома учителя и управленческой командой школы. Завучи отслеживают, как технологии применяются на уроках, Дом учителя консультирует.
Далее еще один семинар: что удалось, что пока не получилось. Волшебное мотивационное слово «пока»!
– Сегодня много говорят про индивидуальную работу с детьми. Но, по сути, индивидуальная работа нужна и с педагогами.
– Однозначно. Очень полезно руководителю проводить так называемые развивающие беседы с педагогами. На первой беседе учитель анализирует себя и ставит профессиональные задачи. Можно взять листок, разделить его вертикальной линией на две части: справа сильные стороны, слева то, чего пока не хватает. Только по-настоящему сильный человек способен признать свои зоны роста. Педагог реально понимает, что ему необходимо для развития. А руководитель видит, какие зоны роста у сотрудников совпадают, значит, есть смысл провести семинар. В конце учебного года.
С данной технологией мы ознакомились в Эстонии. Страна за последние годы вырвалась в образовательные лидеры. Мне довелось встречаться со специалистами Министерства образования Эстонии. На вопрос, благодаря чему был совершен рывок, я получила ответ: «Благодаря массовому внедрению развивающих бесед с педагогами и детьми».
– Алена Михайловна, в вашем багаже такое количество современных методов и технологий! Откуда?
– Много лет назад я приняла решение учиться у бизнеса. Я прошла обучение в Московской бизнес-школе, имею международный сертификат бизнес-тренера. Многие образовательные методики, ставшие сегодня популярными, пришли именно из бизнес-сферы. Стала специалистом по андрагогике, обучению взрослых. В Доме учителя этим и занимаюсь.
Формирование культуры счастья
– Работая директором школы, я сделала несколько важных выводов. Первое: только система дает результат. Второе: управлять – значит приводить других к успеху. Моя любимая педагогическая тема – формирование культуры счастья в образовательной организации.
Более затратной, энергоемкой, душевноемкой профессии, чем педагог, я не знаю. Проработав в образовании 32 года, я вижу вопиющее противоречие. С одной стороны, огромная ответственность учителя и большое количество замечательных профессионалов. С другой – нет признания высокой ценности этой деятельности.
В Дом учителя я пришла с проектом «Имидж екатеринбургского педагога».
Важно создавать различные ситуации признания для учителя, завуча, директора. В течение прошлого года по Екатеринбургу ходил брендовый трамвай со словами благодарности учителям. На мультимедийных экранах города постоянно появляются социальные ролики с прославлением учительского труда. К Дню учителя в метро тоже размещаем листы благодарности. Проводим праздничные встречи в педагогическом кафе.
А еще важно, чтобы самые талантливые могли сиять, сверкать!
К традиционным профессиональным состязаниям присоединились новые: «Конкурс управленческих команд», «Методист года».
В весенние каникулы мы провели большой форум для 150 самых активных молодых педагогов, а 30 апреля те из них, кто сам хочет попробоваться в роли спикера, провели подобный форум для следующих 150 молодых специалистов. Важно, чтобы желающие имели площадку, сцену для презентации себя и своего опыта.
Сегодня много говорят про разные тренды в образовании. Но главная парадигма в образовании сегодня – это парадигма смыслов и ценностей. Сакральный вопрос «для чего?».
Подумайте только, с семи до семнадцати лет ребенок много часов проводит в школе. Если в это время у него будет масса формальных событий, время пропадет, пройдет зря. А растущий человек учится сам совершать формальные вещи. Мы должны бережно относиться ко времени, которое проводим с детьми, а дети проводят с нами.
Я четко развожу понятия «результативность» и «эффективность». Результативность – это сформулированная цель и полученный результат. Эффективность – это сформулированная цель и полученный результат с минимальными затратами.
Все начинается с управленческой команды. Если директор, проводя педсовет, использует нетрадиционные методы, учителя не сидят, уткнувшись в телефоны, у них начинают гореть глаза, они и дальше транслируют эту увлеченность. Стая копирует вожака!
Марина РОМАНОВА, Свердловская область
Комментарии