Все мы, как известно, родом из детства. И происходящее с нами в ранние годы с большой вероятностью скажется на том, какими мы станем в зрелости. Между тем далеко не всегда детей и подростков, которые пользуются популярностью среди сверстников, ждет блестящее будущее. Успех порой зависит от совершенно других факторов, и это недавно доказали очередные научные исследования.
Если одни дети пишут стихи, рисуют или сочиняют музыку, то другие пытаются повысить свой статус в группе посредством агрессивного и разрушительного поведения. К такому выводу пришли ученые из Флоридского Атлантического университета. Исследователи исходили из того, что обретение популярности в детско-подростковой среде всегда начинается с конфликта, в ходе которого одни участники могут физически и морально пострадать от других.
«Поскольку конфликт содержит потенциал для эскалации, он усиливает опасности, которые могут возникнуть, когда пересекаются агрессивные и деструктивные дети, – прокомментировал Бретт Лаурсен, доктор философии и профессор психологии в Научном колледже Шмидта. – Агрессивным детям, которые часто конфликтуют, не всегда нужно прибегать к принуждению, простая перспектива неприятного поведения может убедить других подчиниться».
Эти выводы подтвердили наблюдения за учениками начальной школы из Флориды в возрасте от 8 до 12 лет с различной этнической принадлежностью и социально-экономическим статусом.
При этом авторы исследования указывают на то, что агрессия, связанная с демонстрацией силы и стремлением к власти, и деструктивное поведение – несколько разные вещи. Дети, которые совершают антиобщественные поступки, например кого-то бьют, оскорбляют, или прилюдно сквернословят, или просто не соглашаются с мнением и поведением остальных, могут не обладать авторитетом среди сверстников, но в то же время с ними могут считаться, чтобы избежать проблем. «Подчинение в ответ на несогласие с деструктивным ребенком позволяет избежать раздражения одноклассников, которые осознают риск противодействия тому, кто готов расстроить группу, чтобы добиться своего», – говорит Лаурсен. Психологи полагают, что сам по себе конфликт еще не ведет к повышению статуса, но он может являться эффективным инструментом для достижения некоторых форм популярности.
«Последствия конфликта зависят от контекста, целей и способов управления им, – считает Лаурсен. – Однако мы утверждаем, что несогласие может быть эффективной социальной стратегией, которая использует скрытую угрозу принуждения к доминированию, поддерживая популярность за счет напоминаний, а не реальных проявлений агрессии и разрушения».
Иными словами, настоящим лидером может стать тот, кто умеет «строить» членов группы, а не тот, кто, например, постоянно устраивает драки или портит и ломает чужие вещи. Последнего будут бояться, стараться не злить, но вряд ли «разрушитель» преуспеет в будущем в какой-либо сфере деятельности, если не сменит тактику поведения. Разве что он ввяжется в криминал, и то не на руководящих ролях, для этого требуется определенная выдержка.
Кого же ждет реальный успех? Недавно профессор Иван Пнг, доцент Чу Джунхонг из бизнес-школы Национального университета Сингапура и их коллега профессор И Цзюньцзян из Национальной школы развития Пекинского университета выдвинули гипотезу о том, что лишения, пережитые человеком в детстве, способствуют формированию такого качества, как предприимчивость.
Если покопаться в биографии многих успешных людей, прежде всего крупных бизнесменов, то нередко выясняется, что человек воспитывался в небогатой семье, испытал в детстве нужду. Можно предположить, что это и подталкивает на путь предпринимательства: подросток или юноша ищет способ выбраться из нищеты и отправляется, к примеру, торговать каким-то товаром, предлагает услуги в зависимости от своих знаний и умений… Тогда как у детей из обеспеченных семей просто нет мотивации заниматься бизнесом.
Но это только теория. Не исключено, что все как раз наоборот, и победить бедность таким способом удается только тем, у кого есть врожденный дар заниматься коммерцией.
«Идут давние споры о том, является ли предпринимательство результатом природы или воспитания, – комментирует профессор Пнг. – Наше исследование дополняет этот спор, изучая, какой механизм здесь действует».
Поскольку специалисты не могли отслеживать события, происходившие с группой каких-нибудь добровольцев на протяжении всей их жизни, они решили проанализировать ситуацию с так называемым Великим голодом, имевшим место в Китае между 1959 и 1961 годами и связанным с решением властей направить сельскохозяйственные ресурсы в города в целях производства и экспорта.
Изучив данные мини-переписи населения Китая за 2005 год, в том числе касающиеся людей с предпринимательским статусом, а также финансовые данные о китайских домохозяйствах за 2013 год, эксперты отследили корреляцию с годом рождения. Их интересовали те, кто появился на свет до 1962 года и проживал в своем уезде хукоу (национальная система регистрации домохозяйств) в течение пяти или более лет.
Оказалось, что в округах, где голод был более сильным, гораздо больше людей в зрелые годы занялись предпринимательством.
По мнению одного из авторов исследования, Чу Джунхонга, «это показало, что рост предпринимательства был, по крайней мере частично, обусловлен трудностями».
В будущем специалисты намерены количественно определить, насколько трудности могут повысить мотивацию заняться предпринимательством.
Ирина ШЛИОНСКАЯ
Комментарии