Вход функций менеджмента в их классическом понимании в систему образования обусловил и расширение применяемой в педагогической среде терминологии. Такие слова, как «мотивация», «персонал» и т. д., еще в девяностые были так же непривычны, как и само понятие «менеджмент». Сегодня не только директора школ и их заместители, но даже и молодые учителя, и непедагогические специалисты с легкостью оперируют ими, подтягивая к своему терминологическому уровню и давно работающих в школе сотрудников.
Пожалуй, наиболее актуальным для рассуждения о последствиях внедрения менеджмента в российскую школу является такое понятие, как «мотивация». Неоспоримо, что как советская, так и российская школа в сознании учеников и их родителей – это основной социализирующий институт, обеспечивающий становление личности каждого ребенка. Поэтому говорить о том, что мотивация потребителя – это нечто новое, чего в советской школе не было, нельзя, это всего лишь называлось и трактовалось иначе.Интересно было бы, на мой взгляд, разобраться с понятием мотивации в осознании его педагогами: как учителя трактуют это слово и какой смысл в него вкладывают. Или все-таки не учителя, а персонал…Педагогам отдельно взятой школы, особенностями которой являются ее максимально возможная инклюзивность и крайне неоднородный педагогический состав, был задан вопрос о том, как они понимают термин «мотивация», и было предложено, подумав на эту тему несколько дней, набросать на бумаге свои суждения. В итоге выявились следующие основные направления в понимании смысла мотивации. Несмотря на очевидную «подтянутость» старого поколения педагогов к принятию новых терминов, в большинстве из представленных ими ответов тем или иным образом описывалось нечто более глубокое и фундаментальное, чем мотивация в классическом ее понимании. Они писали о своих мотивах, почти каждый употреблял слова «призвание», «учитель», «коллега». Примечательно, что и молодежь в большинстве своем, несмотря на наличие в вопросах слов «мотивация» и «персонал», чаще употребляла те же слова, что и более опытные коллеги, правда, демонстрируя в своих суждениях большую терминологическую направленность. При этом никто из педагогов, приведших точные определения терминов вышеуказанных понятий, не оставил их без комментариев, уточняющих их собственное понимание и отношение к этим словам. И в этом отражались глубина и ценность учительской трактовки. Даже такое поверхностное ознакомление с мнением педагогов дает право с уверенностью говорить, что, несмотря на все большее укоренение экономических ценностей в школьной организационной культуре, смысловые ориентиры учителя практически не меняются. Как и много лет назад, сегодня на вопрос, заданный вчерашнему студенту педвуза, зачем он пришел в школу, мы очень часто получаем представленный разными словами, но несущий один и тот же смысл ответ: «По призванию!»Следовало бы, конечно, сделать скидку на то, что разговор на эту тему состоялся с учителями одной отдельно взятой, да еще и необычной, школы, где в силу специфики контингента детей и сотрудников ценностная и смысловая ориентация – это фундаментальные основы. Но тем ценнее и достовернее мнение «о состоянии дел в школе», чем больше неслучайных людей его высказывают.Бессмысленно отрицать изменения, школа должна соответствовать своему времени. Но отрадно, что, как и раньше, из уст молодых специалистов мы слышим все те же ценностные суждения, все те же слова – «учитель», «коллега», «призвание».Денис БУХАРОВ, директор школы №13 Приморского района Санкт-Петербурга, победитель Всероссийского конкурса «Директор школы-2013»
Комментарии