Минпросвещения России планирует в октябре завершить разработку проекта новой системы мотивации педагогов, после чего представит ее вице-премьеру РФ Татьяне Голиковой, курирующей нацпроект «Образование». Об этом, как передает ТАСС, во время встречи с учителями в Томске сообщила заместитель министра Марина Ракова. Она отметила, что профессионализм педагогов возможно повысить в первую очередь через мотивацию к саморазвитию, но ее сейчас практически нет по разным причинам – из-за зарплат, нагрузки и профессионального выгорания. Новая система мотивации, по словам замминистра, приведет в том числе к определенным изменениям в системе оплаты труда работников образования. Чем еще можно мотивировать педагогов?
Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Госдумы РФ, координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям»:
– Важный фактор мотивации – атмосфера в школе, которая во многом зависит от профессионализма администрации. Для педагога важно, что его слышат, права соблюдают, а труд оценивают по достоинству. По данным опроса 3500 российских учителей, проведенного в этом году фондом «Национальные ресурсы образования», больше 60% из них вынуждены работать более чем на одну ставку, а каждый десятый – на две и более. Но есть школы, из которых учителя уходят в первую очередь из-за давления, а не из-за низкой зарплаты. Они не ощущают себя равноправными участниками образовательного процесса. Для нормализации обстановки в школе необходимо найти способ вернуть педагогам чувство защищенности. Также необходимо снижать лишнюю отчетность, предоставить возможность работать на качество, используя при этом оборудованные классы, современные цифровые ресурсы и учебники.
Максим ДУЛИНОВ, директор Федерального института развития образования РАНХиГС:
– Недавно ФИРО РАНХиГС провел исследование затруднений учителей, и на первое место в опросе, в котором приняли участие более 400 человек, с большим отрывом от других проблем вышло отсутствие у педагогов мотивации к использованию инновационных технологий и недостаточное знание ими теории технологизации образования.
Пути преодоления этих барьеров связаны с совершенствованием системы дополнительного профессионального образования учителей. Это в том числе и разработка новых эффективных программ повышения их квалификации и профессиональной переподготовки, обновление методики проведения занятий в системе ДПО.
В этом смысле цифровая трансформация основ образовательного процесса позволит ускорить решение этих и ряда других проблем школьной повестки дня. С внедрением цифровых технологий в школу индивидуализация обучения не только для учеников, но и для учителей становится реальностью.
Наталья ТИМОШИНА, начальник Управления образования г. о. Красногорск, Московская область:
– Если зарплаты у педагогов останутся низкими, а нагрузка не уменьшится, ни о какой мотивации говорить нельзя. Самое главное – это уважение педагогического труда и признание, доверие вместо контроля и поддержка вместо указаний. Все это наверняка сможет повысить мотивацию педагогов к саморазвитию. К сожалению, сейчас во многом не так. Кто только не указывает педагогам, как работать, но почему-то все забывают, что педагогов учили быть педагогами.
Очень важно, чтобы система оценки педагогического труда была адекватной и индивидуальной. Ведь на словах все понимают, что первые хорошие оценки ребенка, восстанавливающегося после долгой болезни, могут быть не меньшей заслугой учителя, чем победы в предметных олимпиадах. Вариантов профессионального роста педагогов большое количество, важно, чтобы педагоги чувствовали потребность в росте профессионального мастерства.
Ольга ФИЛИМОНОВА, директор Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б.Ольбинского – серебряного призера Всероссийского конкурса «Успешная школа»-2018, Московская область:
– Материальная поддержка, безусловно, важна. С тех пор как за участие в конкурсах профессионального мастерства стали выплачивать денежные вознаграждения, мои учителя участвуют в них значительно активнее. Но для формирования мотивации к профессиональному развитию важна и организационная культура образовательного учреждения. Если в коллективе расширение профессионального арсенала учителя является особой ценностью, как у нас, то повышение квалификации становится особой заботой. У нас важно не просто получить корочки, а побывать на тех курсах, которые действительно расширят твои границы. И потом поделиться этим со своими коллегами. Так, в июне 2019 года уже не в первый раз мы организовали семинары для учителей силами самих учителей.
Елена ЛУКЬЯНЧИКОВА, учитель истории и обществознания нижнемамонской школы №2, Воронежская область:
– На мой взгляд, зарплата для учителя – это не главная мотивация. На первом месте социальные потребности и интересное общение с детьми. Ведь каждый новый класс дает учителю что-то новое, обогащает его. Поэтому мотивацией для учителя может стать, например, интересная экскурсия вместе с классом, она может быть наградой за участие в каком-нибудь конкурсе.
Немаловажный момент мотивации – это отношение государства к учительскому труду. Достойное и уважительное отношение должно проявляться не только через высокую зарплату, но и через другие льготы для учителей, например ипотека под минимальный процент, какие-то специальные программы и бонусы. Я знаю много молодых коллег, которые хотели бы улучшить свои жилищные условия, но как только они пытаются стать участниками тех или иных программ, начинаются настоящие трудности.
Надежда АГЕЕВА, педагог английского языка школы №2 Петрозаводска, участница конкурса «Учитель года России»-2017:
– Non progredi est regredi – это мотив моей деятельности. За 11 лет работы в школе мне ни разу не захотелось остановиться на достигнутом: завершая один этап, начинаешь следующий. За учителем, способным удивлять и вдохновлять, будущее. На мой взгляд, одним из главных мотиваторов является возможность постоянного поиска себя. Ученики сами подскажут, в каком направлении двигаться.
После того как я прочитала повесть «Класс коррекции» Екатерины Мурашовой, еще одним мотивом моей деятельности стала фраза: «…помните, что если они с вами, то вы за них отвечаете. А если они без меня, без нас, то за них никто не отвечает…» По разным причинам некоторым детям не приходится рассчитывать на поддержку родителей. Тогда учитель становится для ребенка, возможно, единственным наставником и другом. Школьные годы ребенка, проведенные рядом с таким педагогом, становятся стартом, лифтом в будущее…
Мария С., учитель математики, Великий Новгород:
– В Новгородской области ощущается нехватка учителей. В сельскую местность никто не хочет ехать преподавать. Почему? Как говорят коллеги из сельских школ, во-первых, фикцией стали надбавки из стимулирующей части фонда оплаты труда, они сводятся к 100‑300 рублям. Во-вторых, ограничили размер компенсации за коммунальные услуги сельским педагогам. Максимум, на что может рассчитывать преподаватель, – 1000 рублей, а ведь человек, приехавший работать на село, зачастую вынужден к тому же еще и снимать жилье. Чтобы стимулировать приезд педагогов в школы сельских районов, я считаю, необходимо ввести полную компенсацию коммунальных расходов и установить достойную надбавку педагогам за работу в сельских условиях.
Ирина К., директор школы, Нижний Новгород:
– Учителя ценят путешествия и новые профессиональные впечатления. Иными словами, каждому учителю должна быть обеспечена доступность стажировок. Если учитель будет иметь возможность выезжать за пределы своего города и общаться с коллегами из других регионов, тем более за границей, если у него появится возможность расширить свои навыки, например языковые, он будет, во-первых, расти профессионально, во-вторых, иначе относиться к работе. Будет ее ценить как открывающую новые горизонты.
Учителя моментально зажигаются новыми идеями, нужно лишь обеспечить им «кислород». Вот его-то как раз для горения и не хватает.
Комментарии