Каждый год весной родители приводят к нам знакомиться будущих первоклассников. Мы понимаем, что говорить о сознательном отношении к школе пока еще рано, малышу у нас должно просто понравиться. Хорошо, если его что-то заинтересует, привлечет, если ему захочется сюда приходить.
Для чего человек учится, насколько необходимы будут знания, которыми мы с такой настойчивостью стараемся увлечь каждого, ему предстоит понять позже. Формирование мотивации обучения – очень важная часть педагогического труда. Знания нужны, чтобы грамотно, успешно построить свою жизнь. И чем шире кругозор, разнообразнее интересы, тем больше открывается возможностей для реализации своих талантов. Об этом будут постоянно говорить своему ребенку нормальные родители, а многое будет зависеть от нас, учителей. Качество знаний определяется тем, насколько устойчивую мотивацию удастся сформировать. Поймет ли ребенок, как важно образование в современном мире, выберет ли верный маршрут в океане знаний, от этого зависит его судьба. Хорошие оценки, похвалы, награды – только внешние знаки. Гораздо важнее внутренние стимулы. Мы стараемся постоянно это подчеркивать. Не случайно «Я-концепция» нашей гимназии выстроена без упоминания каких-либо оценок и наград. Мы хотим, чтобы, оканчивая младшие классы, ребенок мог сказать: «Я люблю свою школу». Оканчивая средние: «Я люблю и умею учиться». А старшеклассник был бы уверен: «Я выбираю свой жизненный путь и хочу учиться дальше».Тесты, баллы – только дорожные знаки, но это знаки, которые нужно уметь вдумчиво прочитывать. Три балла – и ученик в следующем классе. Все довольны, год закончен без отстающих. Теперь представим себе целое поколение троечников. Они нас лечат, учат наших детей, обслуживают в магазинах, ремонтируют наши дома и водят поезда. И вся жизнь на тройку! Кто хочет так жить? Никто! Но учиться на тройки, а жить отлично как-то не получается.У меня есть пример, приводить который хоть и горько, но очень полезно. Несколько лет назад в соответствии с общегородской программой нам было предложено поменять батареи и стояки в здании начальной школы. Начиналось лето. Кто-то жил в предвкушении выпускного бала, у кого-то уже начались каникулы. И вдруг пожар! Самый настоящий пожар в здании, где работали сантехники. Беда такая, что не рассказать. Когда утихли страсти и специалисты разобрались в причинах, выяснилось, что два сварщика элементарно нарушили инструкцию. После окончания сварочных работ на строительном объекте необходимо дежурить не менее четырех часов. Надо проверить, не затаилась ли где-нибудь искра, нет ли опасности возгорания. А они ушли. Вроде бы ничего особенного. Но как раз через четыре часа все и началось. Вот они, наши двоечники-троечники, пренебрегающие правилами и инструкциями! Их не научили соблюдать дисциплину в школе, не воспитали чувства ответственности и серьезного отношения к делу в колледже. Кого будем обвинять? Одни не научили, другие кое-как с тройками выпустили. Вот и трясет всю страну, не успеваем опомниться после одной аварии, как нас настигает другая.К счастью, нам есть что противопоставить печальным примерам. На встречи с нашими гимназистами охотно приходят выпускники. Многие из них добились больших успехов, стали крупными специалистами, бизнесменами, известными артистами. Их жизненный опыт, воспоминания, рассказы о своей работе в живом общении с ребятами помогают понять многое из того, что не воспринимается, может быть, из наставлений родителей и учителей. Мы стараемся приглашать в гимназию знаменитых спортсменов, чьи мужество и настойчивость известны в стране, ученых, политических деятелей, которым дети могут задавать свои вопросы. И очень высоко ценим сотрудничество с научными институтами, лабораториями, которые постоянно помогают нам в организации исследовательских работ для старшеклассников и проведении ежегодной научно-практической конференции «Шаги в науку ХХI века».
Комментарии