Каждый год после объявления победителей первого тура все номинации приглашаются на трудный “Откровенный разговор”. Волнуются учителя, волнуется жюри. Возникает огромное желание просто сказать друг другу “спасибо” и разойтись. Но тогда затаится обида, останется непонимание. Почему урок не получился, где педагог совершил промах, на какой минуте потерял внимание детей? Об этом нужно говорить обязательно. Обычно на общее обсуждение выносятся общие замечания и “хвалебные оды”, а свою порцию критики по существу каждый номинант получает в кулуарном приватном разговоре. Итак, ни одного имени, только выводы.
Людмила ШКОЛЯР, директор Института художественного образования, доктор педагогических наук, член-корреспондент, профессор, руководитель номинационного жюри: “Половина людей, которые сюда приехали, были уверены, что победят. И это им помешало. Кто-то находился в состоянии эйфории, не понимал, что это серьезный конкурс. Это тоже помешало.
Самое удивительное – все десять человек могли показать такой результат! Потенциал человеческий, педагогический огромный. Что самое главное? Содержание. Учесть, какой класс, какой возраст. Важны и мелочи. Если готовите пособия, делайте их так, чтобы было видно с последней парты. Подумайте, чем вы хотите удивить Москву. Надо идти ва-банк, раз вы приехали на конкурс.
Очень трудно было выбрать. Все поют, играют, танцуют, все мастера своего дела. У всех громадный талант. Читают стихи, поют. А опыт какой интересный! Какие концепции! Вы не показали того, что могли показать. Недомыслили.
Проверяйте информацию, которую даете детям. Есть словари, справочники, пользуйтесь ими, когда готовите для детей задания.
У каждого из вас есть предметное содержание. Хотите победить – показывайте свою сильную сторону. Надо очень хорошо знать свой предмет. Покажите на уроке свою квалификацию, покажите, что вы владеете информацией, что никто, кроме вас, не сможет так провести урок по вашему предмету.
Никто из вас не прочитал ни одного стихотворения на память. Во время защиты концепции почти все читали по бумажке. А кое-кто даже на уроке не мог оторваться от листочка. Музыканты огорчили мелкотемьем. Надо было начинать с вершин – что такое музыка, искусство вообще. Мелкотой, обыденностью на Всероссийском конкурсе не возьмешь. Общий грех – забыли, что такое искусство.
Еще одно замечание. Учителя все мокрые, усталые, носятся по классу. А дети сидят, отдыхают. Надо, чтобы дети работали, чтобы дети были потные, грязные, уставшие, а вы должны отдыхать. Спокойно руководить. Посмотрите на картину Николая Богданова-Бельского “Устный счет. В народной школе С.А. Рачинского”. Обратите внимание – сельская школа, интеллигентный педагог сидит, а дети все стоят у доски, работают. Посмотрите, какое сложное уравнение на доске!
Я понимаю, как вам было трудно. Такая ответственность! Вы – самые талантливые. Я приглашаю всех в аспирантуру Института художественного образования, директором которого я являюсь. Конкурсантка, учитель музыки из Оренбурга Лариса Алексеева, вошедшая в “пятнашку”, поступила к нам в институт, блестяще защитила диссертацию по музыкальному развивающему обучению. Сейчас она переехала в Москву, работает у нас. Артур Заруба, учитель года России-1992, когда участвовал в конкурсе, работал в Московской области, его школа была экспериментальной площадкой нашего института. Позже он защитил диссертацию в нашем институте, сейчас работает в московской школе. Могу назвать много примеров. Вы все учителя-исследователи, все можете заниматься научной работой.
Не забудьте, что вы уже в активе конкурса. Вы будете готовить у себя на местах будущих учителей года России. И от вас зависит, как вы их подготовите”.
Нина ПЬЯНКОВА, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ, кандидат педагогических наук: “Мы смотрим на вас и в первую очередь думаем о том, кто из вас десятерых будет представлять нашу номинацию дальше. Мы, жюри, очень волнуемся, правильно ли мы выбираем.
В этом году у нас эксперимент. Вы не в предметных номинациях. Но это не снимает требований к содержанию предмета. Номинация сложная, прямо скажем. Надо было очень четко понимать, в чем заключается вдохновение и артистизм учителя на уроке. Это не только переодевание, песни и пляски. Это свет в глазах учителя, который передается в глаза ребенка. Вы обратили внимание на детей? Вы все, когда делали самоанализ, сказали: дети довольны, урок удался, все прекрасно. А ведь дети выходили с урока разные. А мы смотрим на детей в первую очередь. Что вынес ребенок за те 30 минут, что вы с ним общались? Для него это тоже маленький отрезок жизни. Они не слушают ваш самоанализ, они не слушают жюри. Для них вы – идеал учителя. Вас так представили. Ребята идут домой, рассказывают, что было на уроке. Идут круги по воде.
Мы смотрим на вас с надеждой. Идея не в том, чтобы отсеять лишних, а чтобы выявить истину.
Вы стали победителями в ваших регионах. Но это вещь обманчивая. В ваших регионах много достойных людей, которые работают хорошо, но не участвуют в конкурсе. Отдохните и посмотрите на то, что вы делаете, холодными глазами. Коллеги, в нашем деле не бывает последней точки. Мы учимся всю жизнь, до последней минуты. Нас учит жизнь, учат дети, окружающие люди.
Обратите внимание, какие вопросы мы вам задавали. И поучитесь сами задавать вопросы, из которых рождается истина”.
Галина ОБЕРНИХИНА, зав. кафедрой филологии Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ, кандидат педагогических наук, профессор: “У каждого из вас очень высокий потенциал. Вы люди неординарные, талантливые. Растерялись, ситуация смутила, номинация необычная. Все это надо учесть. Самое главное, чтобы потом, когда вы вернетесь домой, в вас не было обиды. Осмыслите, что произошло, как вы выступали.
Вы уходите от предмета. Большое жюри будет очень серьезно относиться к этому. Если даете урок по литературе – будут смотреть, как вы работаете с текстом. По музыке – надо, чтобы звучала музыка. И так далее. В любой номинации в центре внимания должен быть предмет, которым вы занимаетесь”.
Татьяна БАКУЛИНА, директор гимназии N17 г. Тольятти, учитель физики и математики: “Один конкурсант сегодня хорошо сказал, что конкурс – это подкидная доска. Но как математик замечу, что любая случайность – проявление закономерности. Как в дальнейшем будет выбрасывать кости судьба, во многом зависит от вас.
Мне очень хочется, чтобы у вас на местах была команда участников вашего местного конкурса “Учитель года”, единомышленников, прошедших через все горнила. И если вы поддержите статус конкурса и не будете искать виноватых, думаю, тогда вас ждет профессиональный успех”.
Комментарии