Перед началом новогодних каникул 2015 года в Москве завершилось голосование москвичей, которые должны были выбрать единые сроки проведения школьных каникул.
Елена ШИНКАРУК, начальник Контрольного управления мэра и Правительства Москвы:В проекте «Активный гражданин» завершился опрос по срокам единых школьных каникул в Москве. В нем приняли участие около полумиллиона человек. Тема проведения по срокам единых школьных каникул родилась давно, в июне 2014 года мы провели на сайте «Активный гражданин» первое голосование, задав москвичам вопрос в целом о сроках проведения школьных каникул. Этот вопрос мы задали потому, что в Департамент образования и в различные другие структуры было много обращений родителей, семей по поводу разных сроков проведения школьных каникул. Дело в том, что в Москве много семей, у которых дети учатся в разных школах, они отдыхают в разное время, и это семьям неудобно. Именно так родилась идея проведения школьных каникул одновременно для всех московских школ. Тогда в июне в опросе приняли участие гораздо меньше москвичей, чем в нынешнем голосовании, – 80 тысяч, но эта выборка была все равно больше, чем бывает в других опросах. Поэтому, опираясь на мнение москвичей, которые сказали, что единые сроки проведения каникул нужны, мы вместе с Департаментом образования решили обсудить, какие же школьные каникулы и в какие сроки нужны горожанам как единые. Поскольку школы разные, форматов проведения каникул может быть несколько, мы подготовили три варианта, за которые и предложили проголосовать москвичам на сайте проекта «Активный гражданин». Все три варианта соответствовали законодательству и количеству часов, которые нужны детям для отдыха, то есть горожанам были предложены на выбор три графика чередования учебы и отдыха, которые применяют в столичных школах. Для всех вариантов сохраняется отдых в государственные праздники, а общая продолжительность осенних, весенних и зимних каникул – 35 дней. Мы провели довольно большую подготовительную кампанию, так как понимали: решение, которое примут москвичи, будет решением родителей, бабушек и дедушек, учеников, педагогов, а также неравнодушных граждан, которых интересуют дела в системе образования, и они должны понять, как будет построен процесс голосования. В школах состоялись родительские собрания, мы подготовили раздаточные материалы, плакаты, напоминающие о том, что каждый москвич может принять участие в голосовании. В течение трех недель шла эта разъяснительная стартовая работа, затем состоялось голосование за три предложенных варианта.Это голосование было самым массовым, в нем приняли участие более 500 тысяч москвичей. Это тот массовый случай, которого до того никогда не было в проекте «Активный гражданин». Мы очень рады, что многие жители Москвы посчитали нужным высказать свою позицию. До последнего сохранялась интрига в голосовании: обычно те ли иные вопросы сразу набирают много голосов, а этом случае за три недели один из пунктов набирал большинство голосов, а за неделю до окончания голосования практически сравнялось количество голосов, поданных за два варианта. Конечно, было интересно, кто и за какие варианты голосовал.Первый вариант считается классическим и делит учебный год на четверти с тремя периодами каникул. Первоклашкам дополнительно предоставляется отдых в конце февраля. За этот график учебных периодов проголосовали 48,71% участников опроса в «Активном гражданине».Второй вариант предлагает обучение по достаточно новой и популярной для москвичей модульной системе, когда год делится равномерно на чередующиеся периоды: пять или шесть недель учебы и одна неделя отдыха. Такую схему поддержало 44,74% респондентов.Наконец, третий вариант – триместровый, предполагает три интервала обучения с двумя длинными периодами отдыха. Каникулы в этом случае могут длиться более двух недель. Этот график учебы и отдыха получил поддержку лишь 6,55% горожан.Стоит отметить, что активней всего в ходе референдума голосовали родители школьников – 45% от общего числа участников. За будущий график отдыха своих детей, которые сейчас ходят в детский сад, свои голоса отдали 15% родителей. Приняли участие в референдуме и сами школьники: их голоса составили 11% от общего числа респондентов. Далее в порядке убывания: педагоги – 5%, бабушки и дедушки – 3%. 21% участников референдума составили москвичи, у которых нет детей школьного/дошкольного возраста.При этом мамы и папы школьников чаще всего голосовали за модули (51%), родители дошкольников отдавали предпочтение четвертям (57%), с ними были солидарны бабушки и дедушки (50%). Сами школьники предпочли модульный вариант чередования учебы и отдыха (65%). Мнения педагогов разделились пополам: 46% голосов было отдано за четверти и 48% за модули.Так как ни один из вариантов не набрал большинства голосов, Правительство Москвы приняло решение предоставить школам возможность совместно со своими управляющими советами самостоятельно выбирать между двумя системами чередования учебы и отдыха: четвертями и модулями.Исаак КАЛИНА, министр образования Москвы:С первого дня я рассматривал опрос на сайте «Активный гражданин» как практико-ориентированное занятие по предмету «Обществознание», в котором, в отличие от физики и химии, очень мало практических занятий. Я немного огорчен, что в голосовании приняли участие сравнительно немного школьников. Все-таки предмет есть в 10-11-х классах, то есть в Москве это порядка 180 тысяч старшеклассников, а проголосовали всего чуть более 50 тысяч старшеклассников. Таким образом, по сути, готов участвовать в принятии решений на уровне города не каждый школьник. Это меня пока огорчило, но я думаю, чем больше будет работать ресурс «Активный гражданин», тем больше наших старшеклассников будут в нем участвовать. Лучше практического занятия по предмету «Обществознание» придумать невозможно. Поэтому могу сказать, что мне очень важна табличка с количеством проголосовавших, из нее видно, что сами учащиеся в подавляющем большинстве выбирают модуль. Я помню, как на прошлой встрече с журналистами, когда мы только планировали провести голосование, говорил, что бы выбрал, если бы был учеником, учителем, директором, родителем. Я рад, что мое учительское восприятие совпало с восприятием наших старшеклассников. Мне кажется, они в первую очередь думают о том, по какому графику удобнее эффективнее учиться. (Боюсь, что взрослые в первую очередь думали, по какому графику удобнее отдыхать.) Мы все понимаем, что, по сути дела, получается непрерывный цикл учебы, перерывы очень небольшие, ученик не выпадает из учебного процесса, это ребята и выбрали, жаль, что их было меньше, чем хотелось бы видеть в числе проголосовавших. Если бы они все проголосовали, то могли бы перебороть решение своих родителей и педагогов. Результаты у нас есть – подавляющее количество горожан, выбравших два варианта. Теперь задача московских государственных школ – убирать все барьеры, препятствия для доступности школ московским семьям, а они выберут из двух вариантов один. У нас есть результаты голосования по каждой школе, микрорайону, думаю, теперь в третьей четверти школы обсудят варианты на заседаниях управляющих советов, родительских собраниях, педагогических советах и с учетом мнения учеников, которые учатся в этих школах, родителей, которые проживают в микрорайонах, прилегающих к школам, выберут тот конкретный вариант, который им нужен. К марту мы соберем со всех школ выбранные варианты, опубликуем на сайтах школ и сайте Департамента образования, чтобы старшеклассники заранее знали, по какому варианту их школа и соседние школы будут проводить каникулы. Сейчас есть условия для выбора, и поэтому те школы, которые сумеют определить свой учебный процесс (каникулы в этом случае все же второстепенная вещь, и старшеклассники это осознали), свой учебный график, конечно, постараются сделать так, чтобы этот учебный график совпадал с желаниями, потребностями семей, которые живут в районе школы, чтобы для жителей это было удобно. Тогда такая школа будет пользоваться популярностью, спросом, повысятся результаты ее работы. Я думаю, что у нас впереди повышение активности наших старшеклассников, что ресурс «Активный гражданин» поможет школе в формировании общественной активности старшеклассников.Татьяна САЛТЫКОВА, директор школы с углубленным изучением английского языка №1357, председатель межрайонного совета директоров образовательных организаций, находящихся на территории Юго-Восточного округа (районы Капотня, Люблино, Марьино):В 1999 году открылась наша школа и мы начинали работать по традиционной классической системе проведения каникул, то есть по четвертям. В 2013 году по обращениям большинства родителей и членов управляющего совета мы перешли на модульную систему: пять недель учимся, неделю отдыхаем. Но в конце учебного года поступило еще одно предложение от родителей: вернуться к традиционной классической системе проведения каникул. Мы выяснили причины такого предложения о переходе на прежнюю четвертную систему, оказывается, родителей устраивает единство проведения каникул в образовательных школах с каникулами в музыкальных, художественных, спортивных школах, центрах творчества. Родителей устраивает и то, что первые осенние каникулы совпадают с праздничными днями и не надо ломать голову, куда устроить ребенка – семья отдыхает в полном составе. Правда, у нас в школе есть в выходные и праздничные дни дежурная группа по присмотру и уходу, но школьники постарше в школу в каникулы шли неохотно. Родителей устраивало и то, что была возможность участия в общегородских мероприятиях без отрыва детей от учебы (Книжкина неделя, Неделя театра и музея, Неделя игры и игрушки). Не буду говорить много о маленьком экономическом эффекте проведения каникул в классическом варианте, но тем не менее в традиционные каникулы мы получаем проездные документы, дающие право бесплатно перевозить детей на наземном транспорте и метро, бесплатную возможность для посещения театров и музеев. Все это дает хоть и маленькую, но все же экономическую свободу для родителей. Пребывание детей с родителями благодаря четвертным каникулам дает больше преимуществ, чем при модульных. Мы учимся тридцать четыре недели во вторых-одиннадцатых классах, 34 дня у нас каникулы, есть 33 учебных недели для первых классов и дополнительные каникулы в феврале. Если мы будем говорить о большой, трудно проживаемой третьей четверти, то в феврале и марте есть праздничные дни, которые снимают напряжение для детей.Мы заканчиваем учебный год 22 мая, наша школа – пункт проведения ЕГЭ, наши учителя – эксперты и участники проведения ЕГЭ, поэтому не всегда окончание учебного года совпадает с каникулами. Нам нужно организовать учебный процесс так, чтобы не было потерь ни в учебном материале, ни в усвоении знаний детьми, ни повышения их учебной нагрузки, традиционный классический четвертной график проведения каникул тут помогает. Кроме того, он помогает родителям, особенно родителям детей начальной школы, в организации летнего отдыха, так как уже в мае они стремятся отправить своих детей на отдых, а бабушки увозят внуков на дачи. Таким образом, исходя из желаний родителей, мы и остались на четвертном графике школьных каникул.Татьяна ГРАБАРНИК, директор лицея №1557, председатель межрайонного совета директоров образовательных организаций, находящихся на территории Зеленоградского округа:В 2012 году у нас был создан большой образовательный комплекс, в который вошли лицей №1557, школа №845, школа №1923, начальная школа – детский сад №1890. Все школы работали по разным системам. Две школы работали по модульной системе обучения, причем понятие модуля формировали на базе разных подходов. Лицей работал по модульному принципу, закладывая в его основу повышенный уровень обучения, «Школа здоровья» закладывала в опору модуля здоровьесберегающую технологию. Сегодня никого не надо убеждать в том, что именно эффективное обучение стало одним из принципов здоровьесберегающей технологии, дает возможность детям овладеть учебным модулем, но при этом не болеть. Пять недель наши дети ходят в школу, неделю отдыхают, мы можем утверждать, что в конечном итоге это одна из здоровьесберегающих технологий. Когда объединились разные школы – одна, работающая в традиционном четвертном режиме организации каникул, другая – работающая в модульном режиме, то возник вопрос, по какой системе дальше двигаться комплексу. Тут наш управляющий совет, на мой взгляд, принял очень грамотное соломоново решение. Мы пришли к выводу, что по итогам опроса нашего практико-ориентированного социума придем к решению, по какому принципу организовывать каникулы. Сегодня мы говорим о том, что большинство наших родителей выступают за модульное обучение и соответствующую систему организации школьных каникул. Мы посмотрели результаты голосования на сайте «Активный гражданин» и увидели очень важную вещь: если родители школьников выступают за модульную систему, то родители дошкольников – за традиционную четвертную. Это говорит о том, что мы сегодня недорабатываем в информационном поле, значит, нам нужно усилить информационную политику. Когда есть альтернатива, есть свобода выбора, это очень важно. Предложение Правительства Москвы и Департамента образования самим школам выбрать один из двух вариантов проведения каникул и есть свобода выбора. Сегодня у нас много органов государственно-общественного и общественного управления, поэтому в январе-феврале мы и займемся выбором оптимального варианта проведения каникул. Какое решение примут наш управляющий совет и наши родители, так все и будет.Людмила МЯСНИКОВА, председатель Экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования Москвы:Я согласна, что родители выбирали время проведения школьных каникул так, чтобы было удобно отдыхать с детьми. Не каждый родитель согласится, чтобы его ребенок проводил каникулы в школе, хотя сегодняшняя московская школа – это большой образовательный комплекс с совершенно другими возможностями. Ребенок, приходя в такую школу на каникулах, имеет возможность совершенно другого отдыха, он может выбирать не только кружки, но и компанию, с которой будет отдыхать. Поэтому я думаю, что родителям нужно ориентироваться именно на это. Замечательно, что четвертные каникулы совпадают с праздниками, родители могут провести как можно больше времени со своими детьми, куда-то съездить, потому что после каждых пяти недель учебы навряд ли кто-то из работающих родителей может получить отпуск. С другой стороны, все зависит от того, какая школа, где учится ребенок, куда родители приводят своих детей, как она живет, поэтому, конечно, самое правильное решение о том, что родители, управляющий совет этой школы вместе с педагогами обсудят и решат, какую систему каникул выбрать. Хорошо, что на сайте «Активный гражданин» нам, родителям, дали возможность проголосовать, высказать свое мнение. Я думаю, что со временем все больше и больше москвичей-родителей будут высказывать свое мнение о жизни в городе. Все мы станем много активнее, когда поймем и убедимся, что от нашего решения многое зависит, что наши желания слышат.
Комментарии