Работа в рамках нацпроекта «Образование» заставила по-другому взглянуть на то, какими должны быть структура и регламент московской системы оценки качества образования. Как говорится, кому много дано, с того много и спросится. На заседании коллегии Департамента образования на суд профессионального сообщества был представлен проект такого документа, который, будучи принятым, может внести существенные коррективы в оценку качества работы столичного образования.
Прежде всего новая система оценки качества образования Москвы (СОКОМ), по мнению разработчиков системы, предусмотрена для реализации права обучающихся и их родителей, педагогических коллективов образовательных учреждений, органов управления образованием всех уровней, институтов гражданского общества, работодателей на получение достоверной информации о состоянии и развитии системы московского образования, а также права Департамента образования на осуществление надзора и контроля в сфере образования и исполнения государственных образовательных стандартов за образовательными учреждениями и организациями, независимо от форм собственности, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности, выданную Департаментом образования. Кроме того, такая система позволит упорядочить проведение оценочных процедур в сфере столичного образования и осуществлять информационно-аналитическое сопровождение управления качеством образования на различных уровнях.
При этом особо оговаривается то, что никаких новшеств в нормативно-правовой основе в СОКОМ не предусмотрено, ее определяют законодательные акты Российской Федерации и города Москвы в сфере образования; нормативно-правовые акты Правительства Российской Федерации, Министерства образования и науки РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Правительства Москвы и Департамента образования, а также локальные нормативные акты, обеспечивающие работу системы оценки качества образования на различных уровнях.
СОКОМ будет, как предполагается, основываться на сетевом взаимодействии организационных и научно-методических структур, они в свою очередь станут осуществлять взаимодействие с общественными организациями, объединениями в области образования.
СОКОМ, по предложению разработчиков, может включать три уровня оценки качества образования:
– региональный уровень;
– уровень административного округа Москвы;
– уровень образовательного учреждения или организации, независимо от их организационно-правовой формы, и имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности, выданную Департаментом образования.
Оценка качества образования на каждом из этих уровней включает:
– инвариантную часть, обеспечивающую реализацию политики и приоритеты в сфере образования каждого вышестоящего уровня;
– вариативную часть, обеспечивающую реализацию политики и приоритеты в сфере образования на каждом нижеследующем уровне.
Перечень показателей и их критериальные значения оценки инвариантной части будут определяться исходя из установленных федеральных компонентов государственных образовательных стандартов, федеральных и региональных требований к образовательным учреждениям, единой для Российской Федерации системы информации в области образования. Перечень показателей и их критериальные значения оценки вариативной части будут определяться исходя из образовательной практики на городском, окружном уровнях, на уровне отдельного образовательного учреждения или организации, особенностей их образовательного процесса, образовательной программы и программы развития.
На каждом уровне предложено определить субъект организационной структуры СОКОМ.
На региональном уровне, понятно, этими субъектами будут Департамент образования и специализированные государственные учреждения, осуществляющие организационно-техническое, научно-методическое и инспекционное сопровождение работы СОКОМ в рамках полномочий, закрепленных Департаментом образования в их уставах. К таким учреждениям Департамента образования отнесены: городская служба лицензирования и аттестации образовательных учреждений, педагогических кадров и учащихся, городская инспекция, а также Московский центр качества образования. В число таких учреждений, похоже, впервые в образовательной практике Российской Федерации предложено включить и городские педагогические вузы, обеспечивающие научно-методическое сопровождение в работе СОКОМ: Московский институт открытого образования, Московский городской педагогический университет и Московский городской психолого-педагогический университет. К тому же в перечень организаций (это и дань успешной реализации нацпроекта «Образование») на региональном и окружном уровнях предусматривается включение и общественных организаций, объединений, а на уровне ОУ – общественных, в том числе детских, молодежных, родительских организаций и объединений, объединений работодателей и других организаций, осуществляющих свою деятельность в области образования. Кроме того, особо оговаривается, что общественно-гражданские институты участвуют в оценке качества образования на всех уровнях и в рамках всех существующих процедур СОКОМ в целях осуществления общественной оценки, подготовки информации об общественной удовлетворенности деятельностью образовательных учреждений, педагогов, московской системы образования в целом.
На уровне административного округа к субъектам оргструктуры СОКОМ относят окружные управления образования, государственные учреждения, обеспечивающие научно-методическое сопровождение деятельности ОУ. На уровне образовательного учреждения – органы управления его деятельностью, педагогические организации или объединения и методические объединения.
Направления оценки качества образования предложено определять как:
– оценку качества условий осуществления образовательного процесса;
– оценку качества реализации образовательного процесса;
– оценку качества образовательных результатов.
Что касается процедур оценки качества, то на каждом уровне – региональном, окружном и уровне ОУ – они будут своими, но в целом каждый уровень будет дополнять другие уровни, что в принципе правильно, поскольку позволяет уходить от ненужного дублирования.
На региональном уровне такими процедурами будут:
Лицензирование образовательной деятельности.
Государственная аккредитация образовательных учреждений и организаций.
Аттестация педагогических и руководящих кадров на высшую квалификационную категорию.
Государственная (итоговая) аттестация выпускников аккредитованных образовательных учреждений, единый государственный экзамен.
Региональный мониторинг и диагностика образовательных достижений обучающихся.
Международные, региональные олимпиады, конкурсы и другие интеллектуальные соревнования обучающихся.
Международные и федеральные исследования образовательных достижений обучающихся.
Общественно-государственная экспертиза в рамках конкурсов приоритетного национального проекта «Образование».
Профессиональные конкурсы, конкурсы на награждение Грантом Москвы в области науки и технологии, образования.
Региональные социологические исследования в области образования.
Контроль и надзор за соблюдением образовательными учреждениями и организациями действующего законодательства в сфере образования.
Плановые и внеплановые проверки содержания и качества подготовки обучающихся, уровня и направленности образовательных программ, реализуемых в аккредитованных образовательных учреждениях и организациях.
На уровне административных округов к процедурам оценки качества отнесены:
Аттестация педагогических и руководящих кадров на первую квалификационную категорию.
Окружной мониторинг и диагностика образовательных достижений обучающихся.
Окружные олимпиады, конкурсы и другие интеллектуальные соревнования обучающихся.
Окружные социологические исследования в области образования.
Окружные профессиональные конкурсы.
Контроль и надзор за соблюдением образовательными учреждениями и организациями действующего законодательства в сфере образования, осуществляемого в рамках компетенции окружных управлений образования.
На уровне образовательного учреждения или организации процедурами оценки качества предложено считать:
Аттестацию педагогических и руководящих кадров на вторую квалификационную категорию.
Промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
Мониторинг и диагностику образовательных достижений обучающихся.
Олимпиады, конкурсы и другие интеллектуальные соревнования обучающихся.
Социологические исследования в области образования.
Мониторинг безопасности жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения или организации во время образовательного процесса.
Общественная аккредитация в различных российских, иностранных и международных общественных образовательных, научных и промышленных структурах.
Самообследование деятельности ОУ (предаккредитационное ежегодное – для составления публичного отчета о деятельности образовательного учреждения).
Конечно, один из принципиальнейших вопросов – о показателях, на основе которых и будет производиться оценка качества образования. Разработчики СОКОМ подчеркивают, что номенклатура показателей и индикаторов качества, их эталонные значения будут устанавливаться нормативными актами, регламентирующими процедуры контроля и оценки качества образования в Российской Федерации и в столице. При этом конкретный набор этих показателей и индикаторов будет определяться приоритетами государственной и московской региональной образовательной политики, запросами заказчиков и потребителей образовательных услуг и образовательных результатов в Москве. Иначе говоря, система показателей и индикаторов, как предполагается, будет сопоставима с федеральными аналогами, включая показатели Федеральной программы развития образования на 2006-2010 годы, а также с международными аналогами и прежде всего со стандартами качества: ИСО 9000 – International Organization for Standardization, всеобщим управлением качеством TQM – Total Qualiti Management; международными исследованиями образовательных результатов обучающихся.
Информация к сведению
СОКОМ, судя по всему, установит В Москве следующие требования к системе показателей и индикаторов оценки качества образования:
– открытость системы показателей мониторинга для общественности;
– полнота охвата показателей в сочетании с относительной простотой инструментария оценки;
– необходимость и достаточность – отсутствие дублирования в системе показателей, обеспечение комплексного подхода в получении информации по всем показателям СОКОМ;
– оперативность – система показателей должна обеспечивать быстрый сбор информации в целях принятия управленческих решений;
– экономическая целесообразность – процесс измерения и расчета должен быть оптимальным по трудозатратам;
– универсальность – система показателей должна быть инвариантной относительно особенностей Москвы в целях технологического обеспечения сравнительного анализа полученной информации на региональном и федеральном уровнях.
При оценке качества образования основными методами установления фактических значений показателей и индикаторов станут, как обычно, экспертиза и измерение. Процедуры их проведения, а также требования к экспертам будут устанавливаться нормативными актами, регламентирующими процедуры оценки качества образования. Содержание контрольно-измерительных материалов, направленных на оценку качества образования, будет определяться на основе государственных образовательных стандартов с учетом московского стандарта качества образования как результата продуктивного диалога образовательного сообщества, общественных и гражданских институтов, работодателей и не может выходить за их пределы. Все контрольные материалы, естественно, должны будут пройти сертификацию в установленном порядке.
Комментарии