С появлением Московского института развития образования в столичной системе образования наметился новый вектор работы с городскими инновационными площадками. МИРО – институт нового типа, четко сфокусированный на научный менеджмент и анализ, гибкое управление в соответствии с сегодняшним запросом системы образования Москвы. О том, как организована работа МИРО с инновационной инфраструктурой в сфере образования, рассказывает директор Московского института развития образования, доктор исторических наук, профессор Мария ЛАЗУТОВА.
Инновационные процессы в московском образовании стали сегодня неотъемлемой частью общественного развития как главного требования времени. Инновационные процессы – закономерное всепроникающее явление. Инновации появляются там, где есть задачи развития и точки роста. Как известно, различают инновации-продукты и инновации-процессы. Под инновационным процессом понимают комплексную деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств. Инновацию-процесс можно рассматривать как усовершенствование, уменьшающее стоимость образовательной услуги. В сфере образования инновация-продукт – новый образовательный продукт, вышедший на рынок и включенный в процесс оказания услуги, то есть речь идет о продукте, реализованном в виде услуги. Образовательный продукт, разработка которого завершена, но который еще не используется потребителем, не может считаться инновацией. В этом, собственно, узловой вопрос бурной инновационной деятельности в системе образования. Особенность сегодняшнего дня такова, что ответить на многие острые вопросы инновационного развития можно только в тесном единстве науки и образовательной практики. Время диктует, что ученые сегодня должны решать задачи научного поиска не в тиши кабинетов, не вдали от стремительно меняющейся образовательной практики, а видеть, анализировать эти процессы изнутри. Таков социальный заказ настоящего времени. И мы на него будем отвечать. Именно поэтому одним из направлений деятельности Московского института развития образования стали научный анализ, профессиональная экспертиза, организационное сопровождение инновационной деятельности в столичном образовании. Это направление деятельности реализуется многоаспектно. Во-первых, в структуре Московского института развития образования работает Центр координации научных исследований и инноваций в образовании, у которого четко сформулированные задачи и функции сориентированы на реальные запросы системы образования. Во-вторых, мы вступили в тесное взаимодействие и сотрудничество с городским ресурсным инновационным центром. ГРИЦ осуществляет миссию организационно-координационного руководства деятельностью городских инновационных площадок, а у нашего института задачи научные, экспертные, аналитические. Для этого и создавался МИРО, чтобы быть заточенным под четкие координаты потребностей системы в анализе, экспертизе и мониторинге инновационной деятельности. Мы должны обеспечить точки инновационного роста, которыми будет приращена вся система образования. В кадровом составе МИРО 20 докторов и 52 кандидата наук, причем разных специальностей и отраслей: психологических, педагогических, экономических, технических, исторических, культурологических. Ну а в-третьих, в настоящее время мы начали формирование пакета нормативно-правовых и методических документов для создания с нового учебного года сети базовых образовательных учреждений МИРО, в рамках сотрудничества с которыми ученые МИРО будут точечно отрабатывать актуальные проблемы процесса развития образования. В этом предназначение нашего института. Сам процесс деятельности института – это живая инноватика, поскольку перед нами поставлена задача стать реальным и гибким научным механизмом решения задач развития образования Москвы. Пунктирно определены инновационные маршруты Московского института развития образования. Действующий в структуре института Центр координации научных исследований и инноваций в образовании, которым руководит молодой и перспективный доктор педагогических наук Ольга Фиофанова, включает четыре лаборатории: лабораторию стратегии инновационной деятельности; лабораторию анализа и планирования научно-исследовательской деятельности в системе образования; лабораторию профессионального развития научных кадров; лабораторию международного и сравнительного анализа образования. Основные направления деятельности центра как раз и отвечают задачам инновационного развития системы образования. Назову наиболее важные: мониторинг развития инновационной деятельности в системе столичного образования; научно-методическое и организационное обеспечение экспертизы проектной, интеллектуальной и инновационной деятельности; научно-методическая и организационная деятельность по обеспечению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности; создание и пополнение баз данных по вопросам инноваций в системе столичного образования и деятельности инновационных структур; консультирование по вопросам экспертно-аналитического, научно-методического и информационного сопровождения инновационной деятельности образовательных учреждений города Москвы, изучение международного опыта в области общего среднего образования для выявления образцов успешной практики.Наш институт молодой, деятельность Центра координации научных исследований и инноваций в образовании осуществляется всего несколько месяцев, но верные подходы в работе не заставили себя ждать, уже есть первые результаты. Ученые института провели организационно-подготовительную и научно-методическую работу по анализу деятельности городских инновационных площадок и экспертизы заявок на открытие инновационных площадок в системе образования города Москвы на 2013-2014 год. Проведение экспертизы осуществляется для повышения эффективности инновационной деятельности образовательных учреждений Москвы и обеспечения гарантий качества принимаемых решений по организации и развитию инновационной деятельности образовательных учреждений города Москвы. В 2013 году процедура экспертизы проходит в тесном сотрудничестве с Городским ресурсным инновационным центром (ГРИЦ) и Московским институтом развития образования. В рамках экспертной работы наш институт проводит профессиональную экспертизу заявок на открытие и оценку эффективности деятельности инновационных площадок, привлекая высококвалифицированных специалистов в образовательной сфере, имеющих соответствующую профессиональную подготовку, обладающих продуктивным опытом работы в системе образования, ведущих эффективную исследовательскую и консультативную работу по развитию образовательных систем, а также имеющих опыт экспертной деятельности. В рамках подготовительного этапа экспертизы 6 июня 2013 г. было проведено рабочее совещание экспертов, на котором обсуждали содержательные и организационно-методические вопросы о процедуре экспертизы и взаимодействии субъектов экспертной деятельности в рамках инновационного пространства в системе московского образования. На этом стартовом совещании было отмечено, что в настоящее время оценка эффективности системы образования стала одной из ключевых проблем в практике управления, в формировании и реализации образовательной политики, с чем связано возрастание необходимости в качественных экспертных процедурах. Мы увидели, что сложность и многовариантность инновационных проектов и практик должны быть обеспечены не менее дифференцированными экспертными процедурами и экспертными оценками, в чем особую роль может сыграть высокопрофессиональный состав коллектива МИРО. По итогам рабочего совещания был согласован график серии консультационных встреч экспертов института с рабочими группами городских инновационных площадок, которые были осуществлены с 17 по 21 июня 2013 г.Наши эксперты выехали, как говорится, на полевую практику инновационного пространства столицы, объехали все действующие городские инновационные площадки. География экспертизы ГИП раскинулась от Севера до Юга, от Запада до Востока Москвы. Впервые 26 ученых-экспертов одномоментно анализировали промежуточные результаты и проблемы деятельности городских инновационных площадок на местах, а затем бурно дискутировали в институте. В процедуру экспертизы были включены ведущие специалисты МИРО, в числе которых 9 докторов и 17 кандидатов наук. Среди них были заместители директора, руководители центров, заведующие лабораториями, научные сотрудники. Высокий качественный состав экспертных комиссий обусловил высокое качество экспертизы промежуточных результатов деятельности инновационных площадок. Экспертиза деятельности ГИП вызвала большой интерес как экспертов – сотрудников МИРО, так и административных, педагогических работников образовательных учреждений на городских площадках. Это действительно стало положительным опытом. Ведь в прежние годы участники инновационных площадок встречались с экспертами только на отчетах, где итог был один – поддержать или не поддержать, оценить положительно или отрицательно. А здесь, на этапе промежуточных результатов, рубежных проблем и трудностей, встретить в лице профессиональных экспертов консультантов и помощников для практиков образования оказалось важным настолько, что из образовательных учреждений до сих пор поступают положительные отклики и благодарности. И мы тоже признательны всем за живой диалог, который получился. Вывод здесь один: все выразили готовность к сотрудничеству, к поиску новых форм консультаций, анализа и экспертизы. Итог экспертных заключений разных экспертов тоже оказался похожим: положительные оценки промежуточных результатов деятельности ГИП и рекомендации продолжить значимую работу. Вместе с тем наши эксперты выявили проблемы, высказали предложения и рекомендации по отдельным проектам и, самое главное, определили реперные точки. В чем они? Необходимо командное обучение ключевым аспектам управления инновационной деятельностью. Чтобы вся управленческая команда школы или колледжа, включая всех участников инновационных площадок (педагогов, методистов), прошла практико-ориентированное обучение на семинарах-тренингах командным методом. Такие формы повышения квалификации мы начали осуществлять в соответствии с запросом и заявками от учреждений образования. Тематика и перечень изучаемых вопросов тоже обсуждаются с командой: от планирования и выбора направления инновационной деятельности до документального оформления результатов деятельности инновационной площадки. И самое главное в этом вопросе – как научиться регистрировать интеллектуальную собственность и коммерциализировать инновационный продукт. Еще один важный шаг в экспертизе инновационной деятельности был осуществлен. Это экспертиза заявок. Поступившие на официальный сайт ГРИЦ заявки образовательных учреждений Москвы на присвоение статуса инновационной площадки прошли первичный этап экспертизы. Поступило 55 заявок, 24 из которых претендовали на присвоение статуса городской инновационной площадки (ГИП), 20 – окружной (ОИП), 7 – первичной (ПИП), 4 – на присвоение статуса профильной инновационной площадки (ПРИП). Были представлены заявки по 12 направлениям инновационной деятельности; наибольшее количество – по направлениям «Непрерывность образования» (7), «Управление качеством образования» (12), «Новые технологии обучения» (16). Первичные результаты экспертизы переданы нашим партнерам – городскому ресурсному инновационному центру, далее их рассмотрит экспертный совет, и будут приняты коллегиальные и взвешенные решения.
Комментарии