search
main
0

Москва заботится о детях. Доклад Правительства Москвы по Всемирной конференции ЮНЕСКО ВОДМ

​Отношение к детям наиболее точно определяет состояние, особенности структуры и уровень развития общества. Потому не случайно защита материнства и детства, выработка специальных механизмов защиты прав детей и их реализация – одна из наиболее приоритетных задач Правительства Москвы. Сегодня она превратилась в один из наиболее динамично развивающихся социальных институтов.

В 2007 году Москва и ЮНЕСКО заключили Меморандум о сотрудничестве, в рамках которого столичная система образования приступила к реализации совместного пилотного проекта «Московское образование: от младенчества до школы». Основная цель проекта – обеспечение доступности дошкольного воспитания и образования, обеспечение его высокого качества, обеспечение благосостояния и всестороннего развития детей в возрасте от 0 до 6 лет. Москва – мегаполис, в нем проживают 12 млн человек, около 570 тысяч из них – дети в возрасте до 6 лет. Именно для них создана разнопрофильная система дошкольных образовательных учреждений. Она включает 2040 государственных детских садов и способна удовлетворить образовательные и воспитательные потребности малышей независимо от состояния здоровья, социального статуса семьи, принадлежности к той или иной национальности и конфессии. В столице созданы условия для всестороннего развития каждого маленького гения, получили новое развитие вопросы художественно-эстетического и духовного воспитания, формируется экологически ориентированная система ценностей ребенка, новое звучание получили вопросы воспитания с учетом гендерных особенностей детей. В целом охват детей в Москве дошкольным образованием составляет 65%, а детей в возрасте 5-6 лет – 97%. При этом размер ежемесячной оплаты за содержание детей в зависимости от учреждения составляет от 550 до 1210 рублей. За три последних года совершен настоящий прорыв в укреплении материально-технической базы дошкольного образования и повышении его качества: построены 311 детских садов. 85 зданий возвращены в городскую систему образования из федеральной, частной собственности или освобождены от сторонних организаций. До конца 2010 года войдут в строй еще 46 новых ДОУ. Реализация совместного с ЮНЕСКО проекта «Московское образование: от младенчества до школы», идея которого родилась в Год ребенка, позволила развернуть несколько уникальных программ, внедрить в практику передовые приемы и технологии. Научно выстроена технология взаимодействия дошкольных учреждений и родителей, создана Родительская академия, разработана уникальная модель единого воспитательно-образовательного пространства ребенка в семье и в дошкольном учреждении.На базе столичных детских садов создано 17 ресурсных центров, каждый из которых разрабатывает новые методики и программы. Важно отметить, что активно развивается межсетевое взаимодействие ресурсных центров с дошкольными учреждениями города – каждое четвертое учреждение принимает участие в реализации проекта ЮНЕСКО. На поддержку ресурсных центров Правительством Москвы направлено 20 миллионов рублей, или 662251 доллар. Важнейшее место в реализации государственной политики в сфере образования и воспитания детей занимает забота о детях с ограниченными возможностями здоровья. Для реализации образовательных запросов московских семей созданы и интенсивно развиваются новые формы дошкольного образования, среди них – центры игровой поддержки, службы ранней помощи, лекотеки, группы кратковременного пребывания детей. Благодаря этому сегодня есть возможность оказывать необходимую психолого-педагогическую и коррекционную помощь всем детям, имеющим особенности в развитии, с первых месяцев их жизни. Исследования показывают высокую эффективность такой работы не только для развития малышей, но и для укрепления семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Семьи, где дети посещают лекотеки и службы ранней помощи, распадаются в два с половиной раза реже. Своевременная адресная помощь такими формами ежегодно оказывается 26,5 тысячи маленьких москвичей с особенностями в развитии. Кроме того, в городе работают 256 детских садов компенсирующего вида, среди них – специализированные учреждения для детей с нарушениями слуха, речи, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта. Сегодня в Москве создано образовательное пространство, которое позволяет охватить образовательными услугами 100% детей с ограниченными возможностями здоровья и 74% детей-инвалидов. Важно отметить, что родители таких детей полностью освобождены от оплаты услуг детского сада. Как необходимое дополнение к существующей сети специализированных учреждений определена стратегия развития инклюзивного образования, разработана его инструктивно-методическая база, создана система психолого-педагогического сопровождения. В этом учебном году на базе 91 детского сада организовано обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья по модели инклюзивного обучения. Педагоги помогают родителям выстроить образовательный маршрут для ребенка начиная с двухмесячного возраста и, если позволяет его здоровье, до обучения профессии. Особенно важным в данном случае стало включение в процесс обучения и реабилитации всей семьи. За эти годы сформировались клубы родителей, имеющих детей-инвалидов и детей с особенностями развития, которые помогают друг другу в решении самых разных проблем, вместе организуют досуговые и культурные мероприятия. Складывается внутренняя и внешняя система повышения квалификации и обучения кадров, включенных в инклюзивный процесс. На базе 4 московских вузов с этого года расширена сеть модульных курсов повышения квалификации для всех категорий педагогических работников. В рамках Московского городского психолого-педагогического университета создан Институт проблем интегративного (инклюзивного) образования. Большое внимание уделяется укреплению материально-технических условий, обеспечивающих возможность беспрепятственного доступа и пребывания детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в образовательных учреждениях. За последние два года на переоборудование учреждений, где обучаются и воспитываются дети-инвалиды, Правительством Москвы выделено около 450 млн рублей (15 млн долларов), приобретено 115 специальных микроавтобусов. Каждый коррекционный детский сад получил необходимое развивающее оборудование, направленное на сохранение здоровья ребенка, на улучшение его психофизиологических возможностей. На первый план все более выдвигаются вопросы охраны и укрепления здоровья детей, формирования у дошкольников здорового образа жизни, получают развитие здоровьеформирующие и сберегающие методики и технологии. В настоящее время 97% дошкольных образовательных учреждений Москвы имеют спортивные залы, каждое второе учреждение – оборудованные спортивные площадки, каждое третье – бассейны. Все дошкольные учреждения обеспечены квалифицированной помощью врача и медицинской сестры, организуются ежегодные диспансерные мероприятия, прививки, различные физиопроцедуры. За три последних года 250 детских садиков получили на средства городского бюджета уникальное спортивное оборудование для интенсивных занятий детей спортом.В Москве создана эффективная модель адаптации ребенка к детскому саду. Увеличилось количество адаптационных групп кратковременного пребывания (и детей в них) и центров игровой поддержки. Они дали возможность на практике реализовать систему преемственности семейного воспитания и дошкольного образования. Родителям до поступления ребенка в детский сад рекомендуется посещение с ребенком центра игровой поддержки, адаптационной группы кратковременного пребывания, и только потом ребенок принимается в детский сад на полный день. При такой модели ребенок привыкает к детскому саду практически безболезненно. Москва – это город, поддерживающий и развивающий семейные традиции. Три года назад Правительство Москвы утвердило беспрецедентную программу по поддержке семей и материнства. Сегодня в столице проживают 58 тысяч многодетных семей, в которых воспитываются 141 тысяча 900 детей. Эти семьи окружены особым вниманием и заботой Правительства Москвы, имеют льготы и преференции. Кроме того, они освобождены от оплаты за посещение ребенком государственного детского сада и имеют преимущественные права при поступлении в дошкольное учреждение. С каждым годом формы поддержки семей с детьми расширяются. В 2008 году Правительством Москвы принята программа «Семейный детский сад». Сад может открыть любая многодетная семья, имеющая трех детей дошкольного возраста. Родитель-воспитатель получает заработную плату (средняя заработная плата составляет 26 тысяч рублей, или 860 долларов), государство оплачивает и питание детей. Это существенная материальная поддержка. В этом году будут работать 375 семейных детских садов на 1220 детей. Для того чтобы обеспечить местами детей, воспитывающихся в семейных детских садах, понадобилось бы построить 10 детских садов. Семейные детские сады предоставляют многодетным родителям возможность трудоустройства, не прерывая процесса воспитания детей, значительно меняют менталитет матерей, которые проходят подготовку перед началом своей деятельности, изучают образовательные программы. Предусматривается посещение семьи педагогами и проведение занятий для детей в детском саду вместе с другими ребятами. Москва – многонациональный и многоконфессиональный город, в котором живут представители 169 национальностей и 4 основных конфессий. В столице активно развивается поликультурный подход к воспитанию и образованию, направленный на формирование у детей установок толерантности, межкультурной коммуникации и межнационального согласия. Педагогические коллективы детских садов реализуют программы «Двуязычный ребенок – диалог языков и культур» и «Воспитание ценностных ориентиров». Их приоритетные задачи – выявление условий, способствующих успешной социализации детей, принадлежащих разным культурам, и апробация разных форм сотрудничества с родителями воспитанников. Разрабатываются новые формы взаимодействия с культурными центрами диаспор, представленных в московском мегаполисе, организация сотрудничества с детскими садами ближнего зарубежья. Дети знакомятся с традициями и обычаями разных народов, принимают участие в фольклорных праздниках. Воспитание детей в духе мира и ненасилия, развитие межличностного диалога и интереса к людям – вот важные задачи, необходимость решения которых продиктована жизнью в современном мегаполисе любого государства.Огромный опыт, накопленный дошкольным образованием столицы, получает высокую оценку московских семей и является чрезвычайно востребованным. Поэтому с самого зарождения проекта «Московское образование: от младенчества до школы» был взят ориентир на его максимальную открытость для педагогического сообщества и родителей.С сентября 2010 года начинает наполняться электронная библиотека «Московское образование: от младенчества до школы», создан сайт «Новые формы дошкольного образования», решено создать газету, посвященную дошкольному образованию столицы. Сигнальный номер планируется выпустить в январе 2011 года. Вместе с тем, несмотря на несомненные успехи в области организации процесса воспитания и образования детей младшего возраста, в городе по-прежнему продолжает оставаться напряженной ситуация с предоставлением детям мест в детских садах. Сегодня очередность составляет 29623 человека. Следует отметить, что такая ситуация сложилась по причинам, среди которых есть и положительные – в Москве увеличивается рождаемость, снизилась перинатальная смертность детей, увеличились показатели родительского доверия государственной системе дошкольного образования. Кроме того, молодые родители не хотят надолго выпадать из собственного карьерного графика. Проблема недостаточного количества мест в детских садах не может не волновать, она находится в зоне самого пристального внимания руководства города. Правительство определило комплексный подход к решению указанной задачи. Это и строительство новых объектов, и развитие новых форм, и возвращение в столичную систему образования зданий бывших детских садов, в том числе путем выкупа их у собственников.В Москве многое сделано для реализации первой цели ЮНЕСКО – «образование для всех», но многое еще предстоит реализовать. Это возможно только совместными усилиями неравнодушных людей. В каждой стране есть свои особенности в решении проблем дошкольного воспитания и образования детей младшего возраста, но всех объединяет одно – желание создать все условия для успешного развития каждого ребенка, чтобы детство было счастливым, а дальнейшая взрослая жизнь благополучной!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте