Первый урок нового учебного года во многих московских школах был посвящен столице.
Москва… Для меня этот город – город моей чарующей молодости, город моей судьбы, город исполнения моих мечтаний и стремлений, место нынешнего приложения моих сил, знаний, опыта, предмет моих дум и забот…Этот город аккумулировал миллионы людских судеб, среди которых и моя, как капля в океане, в ней отразилась и судьба моей страны, и история моего города, и становление нашей 2006-й школы…Мне посчастливилось увидеть немало прекрасных городов России. Тем с большей уверенностью могу сказать – другого такого города контрастов, как Москва, такого прекрасного и величественного, такого древнего и современного, такого глубоко национального и мультикультурного, такого сурово-отчужденного и такого родного – нет больше нигде в мире.Когда-то мы пели: «Не сразу все устроилось – Москва не сразу строилась…» – песню о наших простых и бесхитростных судьбах, которые многоцветными лентами, ниточками, кружевами вплелись в историю нашего города.В 1977 году я приехала в столицу молоденькой учительницей начальных классов с двухлетним педагогическим стажем работы в сельской малокомплектной школе. С этого началась моя педагогическая деятельность. Последние 11 лет я руковожу большой московской школой, которую с самого основания, с котлована создавала вместе со строителями. Сбываются мои самые смелые мечты, осуществляются задуманные планы – и возможность этому дает в том числе и мой родной город.Москва – город больших возможностей, больших талантов и большой конкуренции. Именно эта конкуренция подстегивала меня, заставляла двигаться вперед, стараться быть всегда на передовых рубежах, непременно добиваться намеченного, при этом всегда творчески подходить к воплощению в жизнь любой поставленной цели, финалом которой всегда остается одно – дать качественное образование нашим москвичам, а это значит не только обучить, но и воспитать в них достойных граждан нашего города.С Москвой связано немало торжественных дат в моей жизни. Здесь появилась моя семья, родились мои дети, я победила в конкурсе «Учитель года Москвы», в ходе которого приобрела многочисленных друзей и единомышленников. Здесь я с интересом участвовала в работе Экспертного совета МО РФ по грифованию учебников, принимала участие в работе городской аттестационной комиссии, в жюри различных профессиональных конкурсов, читала лекции в МИОО… Здесь опубликовала свою первую работу, а затем свои учебные пособия для учеников и учителей. Здесь защитила диссертацию, получила звание заслуженного учителя России, побеждала во многих персональных конкурсах….Москва ассоциируется у меня с именами сотен дорогих мне людей. В первую очередь это мои ученики, мои воспитанники. Здесь ежедневно я встречаюсь со своими коллегами, единомышленниками и друзьями, с которыми мы созидаем общее дело и которые украшают и обогащают жизнь многих москвичей, как и мою. Москва – город больших возможностей, который постоянно предоставляет право не останавливаться на достигнутом, а всегда стремиться вперед, к новым целям, позволяющим воплощать в реальность самые дерзновенные планы.Москва для меня – это мой дом, предмет моей заботы, моего беспокойства, генератор новых идей и направлений в работе. Лучше всего мне работается в гуще событий. Рядом с моими учениками и коллегами я продолжаю воспринимать себя энергичной и деятельной, и это мой возраст. Но как жизнь огромного мегаполиса состоит из огромного количества больших и маленьких проблем, так и моя жизнь, каждый день встают передо мной проблемы, которые я все еще учусь решать и решаю. Они-то и учат меня мыслить по-государственному не только в масштабах школы, но и города, и даже страны, побуждают перестраивать свою работу и искать, искать и искать новые приемы, технологии, методики, подходы…Считаю, что в жизни никогда нельзя быть убежденным в том, что ты всего достиг, всему научился. Каждая маленькая победа обязывает тебя ставить новые позитивные цели и вновь стремиться к их достижению. Могу ли я сегодня сказать себе, что я удовлетворена достигнутым? Скорее нет. С каждой маленькой победой я начинаю предъявлять к себе все большие требования. Пока человек живет на земле, он всегда должен к чему-то стремиться. Стремиться к приобретению знаний, к овладению новыми технологиями, к самосовершенствованию, стремиться создать вокруг себя мир краше и добрее…Мы любим свой город, гордимся им! Строящиеся дороги, прекрасные развязки, разбивающиеся скверы и парки, прекрасные цветочные композиции, сады и школы, обустроенные новые жилые кварталы, современная инфраструктура… Да и как этим не гордиться?Но этого мало. Каждый из нас должен что-то отдавать ему, родному городу. Отдавать за возможность называться жителем столицы и пользоваться очень многими благами. И это далеко не всегда материальные вложения. Ведь лицо города – это не только чистые улицы, развитая инфраструктура, это прежде всего люди, их взаимоотношения, культура.Мы порой думаем, что кто-то должен сделать это за нас: посадить дерево, сделать улицу чистой, быть отзывчивым к чужим людям… Но все не так. Каждый должен начинать с себя. Мы хотим видеть наш город чистым? А что я сделал для этого? Мы говорим о культуре? А в чем проявляется моя столичная культура? Мне нравятся цветущие улицы? А каково мое в этом участие? Каждый из нас должен быть лично причастным к лучшим преображениям нашего города.Своим каждодневным трудом вместе с многими моими коллегами я стремлюсь участвовать в преображении Москвы, делая это доступными нам средствами на маленьком участке столицы в Северном Бутове на территории вверенного мне образовательного комплекса №2006.Я люблю эту московскую школу, которую возводила вместе со строителями, постоянно находилась на рабочем месте в вагончике рядом с руководством стройки, по ходу которой побывала проектировщиком и снабженцем, прорабом и дизайнером. В типовой проект я постаралась вдохнуть душу, придать школьному зданию домашний, теплый облик, сделать его непохожим на другие типовые учебные здания. Мне хотелось открыть школу по образу и подобию семейного очага, наполнить ее пространство красотой и удобством, теплом и уютом. Хотелось создать возможность получения в ней не только качественного образования, но и выпускать в жизнь всесторонне развитого человека, который тоже мог бы не только гордиться своим городом, но и умел бы беречь его, приумножать его достижения, делать все для его дальнейшего развития. И это не только слова. В нашем коллективе мы с первого года стремимся на деле воплощать в жизнь наши идеи. У нас по-домашнему красивая и уютная школа. Как добрые хозяева, мы стремимся бережно относиться к каждому ее уголку, поддерживая и улучшая то, что предоставил наш город нашим детям. На протяжении 11 лет мы бережно ухаживаем за своим зданием, поддерживаем его в отличном состоянии, каждый год воплощаем в жизнь возникающие идеи по его совершенствованию. Многие идеи воплощаются в жизнь нашими собственными руками. И не только обслуживающий персонал школы заботится о сохранности здания, но и наши педагоги, школьники, родители бережно поддерживают его и заботятся о нем. Каждый школьный кабинет имеет свое лицо, в нем созданы все самые современные условия для овладения знаниями по новым технологиям, творческий педагогический коллектив всегда находится на передовых позициях развития образования. Подтверждением служат результаты обученности наших учеников, позволяющие нам сохранять высокий уровень востребованности нашего заведения родителями.Вместе с детьми мы учимся беречь свой дом, свой школьный двор, свою улицу, район… Именно со школьной скамьи начинает формироваться умение беречь свой город. Образцом формирования этого умения стали сотрудники школы, которые своим примером прививают детям навыки жизни в нашем мегаполисе. Видя перед глазами воодушевляющий пример в плане государственного и гражданского подхода, бережного и хозяйственного отношения ко всему, что тебя окружает, наши ученики тоже учатся заботиться об общем благе. У нас на деле опровергается «шкурный» подход: мое, не мое, личное и общее. Все, что в сфере твоей жизнедеятельности должно стать предметом твоей заботы. Не на словах, а на деле и делом воспитывается гражданская позиция, ответственность за результаты общего, коллективного дела. Мы верим, что так, мало-помалу наши ученики научатся заботиться о том участке земли, который окружен школьным забором, и пусть сначала на пядь – за ним, а там, глядишь, и дальше посмотрят, и на улицу, на район, на наш город…Уже много лет мы сами выращиваем рассаду для озеленения школьного двора, разбиваем клумбы, розарии, аракарии, выращиваем огород, а в последние годы благоустраиваем по собственной инициативе прилегающую к школе районную территорию. Участвуют в этом и сотрудники, и наши ученики, и их родители. Ко всему этому бережное отношение у всех. Самое главное – у наших учеников. Каждое лето мы поддерживаем их инициативу в оказании помощи в уходе за растениями. Полив, прополка… А ведь с этого участия и начинается бережное отношение к своему городу: к его паркам, скверам, улицам. Дети, которые внесли свой личный вклад в уход за растениями, вырастили рассаду своими руками, привезли многолетники со своих личных участков, несомненно, будут бережно относиться к результатам своего труда. Это обязательно перерастет в уважение к труду других. Сегодня это отношение мы видим в наших детях. Мы уже 2 года не участвуем в конкурсе, но и сегодня, как и всегда, наша школьная территория вызывает восхищение у всех, кто появляется на нашем школьном дворе. В нашей школе, где учатся более 1300 детей, нет разбитых цветочных горшков, разрушенных клумб, поломанных ветвей деревьев, сорванных цветов. С ранней весны и до поздней осени на территории школы буйствует многообразие красок природы, цветут вишни, созревают яблоки, кисти винограда привлекают своей спелостью, а запах благоухающих роз всех цветов радуги манит полюбоваться ими всех прохожих. Совсем не случайно наш школьный двор дважды был признан лучшим в Москве по итогам городского конкурса по благоустройству.Предметом нашей гордости стал и наш зимний сад, в котором произрастает около 250 экзотических растений. В нем плодоносит виноград, вызревают кофейные зерна. Учитель биологии Юлия Миронова, получившая накануне 1 сентября почетное звание заслуженного учителя Москвы, сумела привить ученикам любовь к растениям, научила бережному уходу за ними. Этот чудесный уголок в школе всегда поражает своим благоуханием наших гостей и стал излюбленным местом всех наших учеников.Школьные музеи – еще одна наша гордость. Это история нашей страны, возможность привлечь наших учеников к изучению истории своей семьи, своего района, города, растить гражданина нашего города. Сегодня в нашей школе несколько сертифицированных музеев. Это музей «Память» и «Колесо истории – вперед к истокам», «Суворовское наследие» и «Театральная гостиная». Все эти музеи особенные. Многие экспонаты – «посетители» классных часов, на которых директор музейного комплекса постоянно рассказывает ребятам их историю. Часть из них расположена в рекреациях, и возможность ознакомиться с ними предоставлена всем желающим. А еще в нашей телестудии регулярно выходят передачи, в которых появляются зарисовки об одном из экспонатов музея, об истории города, о событиях, происходящих в школе. Все передачи готовят ребята под руководством педагога дополнительного образования и руководителя музейного комплекса, а потом транслируют по школьному телевидению. Эта деятельность тоже предоставляет нам возможность растить гражданина-патриота нашего города, страны.Ни один город планеты никогда не живет без детей. Даже в самом маленьком городке всегда находятся люди, которые стремятся создать все условия для их развития, а Москва – это город больших возможностей, эти возможности для будущих москвичей мы стремимся создавать и в нашей школе. Система дополнительного образования у нас представлена очень широко. Более 50 кружков, студий, секций по 7-9 направленностям ежегодно охватывают 800-900 обучающихся нашей школы. Среди наших творческих коллективов три имеют звание образцовых – фольклорный коллектив «Любавушка», ансамбль флейтистов «Вдохновение», балетная студия «Арабеск». Это особая гордость, ведь они победители многих городских, всероссийских и международных конкурсов.С первых дней деятельности школы коллектив уделяет большое внимание экологическому воспитанию. Экологическое воспитание учащихся (по сути, нравственное воспитание) – это любовь к Родине. Любить природу – значит беречь ее, больше узнавать о ней, о законах ее развития. Мы выстраиваем концепцию своей работы с учетом экологического образования, причем во всем многообразии его форм, на всех уровнях воздействия.Ежегодно весной в музее великого художника Рериха в Москве в течение одной минуты звучит Колокол мира. Смысл этого ритуала в том, что в эту минуту люди должны задуматься о своем месте на Земле. Мы учим своих учеников заботиться о земле, на которой живем. Учим своим примером, включаясь в трудовую деятельность и включая в нее своих школьников. То, что создано своими руками, ценится особо.Для того чтобы уберечь свою живую планету от разрушения, истощения, гибели, надо жить на ней по экологическим законам. Этим законам мы и обучаем своих учеников. От нашего внутреннего мира, устремлений души и сердца зависят те нити, которые мы протягиваем сами и учим протягивать своих учеников к природному дому. Будем ли мы добрыми людьми, умными созидателями, пассивными наблюдателями или разрушителями? Это наш выбор. И это тоже экология, только экология человеческой души. Для сохранения природного дома эта экология сегодня одна из самых главных. Экология бесконечна, как жизнь, а жизнь постоянно задает вопросы и учит людей отвечать на них.Будущий успех школы в первую очередь зависит от самого коллектива педагогов, его лидеров и руководителей. Наш коллектив стоит в начале этого пути. Фундамент, стены и крышу нам подарили строители, а вот дальше мы все строим сами. Строим коллектив школы (коллектив детей и взрослых), а это фундамент; строим содержание своей жизнедеятельности, а это стены; строим свои отношения, а это атмосфера школы, и мечтаем, что никогда мы не построим крышу, потому что конца у такого строительства быть не может!Нашей школе есть чем гордиться. У нас высокопрофессиональный коллектив, в котором сегодня трудятся учителя, треть которых – представители педагогических династий. Их общий стаж работы насчитывает сегодня более 3000 лет. Огромное значение мы уделяем образовательному процессу. Ежегодно совершенствуя эту деятельность, добиваемся результатов в повышении качества образования в нашем учреждении. Результатом этого стала успешная сдача ЕГЭ нашими обучающимися, которая вот уже три года позволяет нам находиться в списке московских топовых школ, получивших грант мэра за высокие достижения в образовательной деятельности.Мы предоставляем нашим ребятам право выбора предметов, необходимых им для дальнейшего обучения в выбранных ими вузах. Эти возможности мы имеем благодаря работе на старшей ступени по индивидуальным учебным планам. Поэтому и есть результаты: высокое количество набранных баллов на ЕГЭ, высокий процент поступления наших учеников в престижные вузы, рост числа призеров и победителей на всероссийских олимпиадах, получение нашими учениками премий президента.От успеха школы зависит и дальнейший успех нашего города. Наши сегодняшние школьники завтра будут управлять жизнью столицы, жизнью нашей Москвы. Это им строить в новой Москве новые дома, разбивать парки и скверы, сохранять удивительные исторические места, первозданную природу, водоемы. Это им предстоит возвести еще один, уже современный и новый центр Москвы: разбить «умные» улицы, решить проблему транспортного коллапса, сделать жизнь горожан современной и удобной, комфортной и безопасной….Как изменилась жизнь школы за последние три года! Какое удивительное оборудование поступает сегодня в школу на помощь учителю! В настоящее время многие московские классы оснащены интерактивными досками, в прошлое практически ушли школьный мел и обычная доска, на стол ученика вместо бумажного учебника ложатся электронные пособия, у педагогов и учащихся появилась возможность создавать и редактировать электронные таблицы, тексты, презентации, работать на клавиатурном тренажере, редактировать звук, видеоизображение, использовать цифровые базы данных, мультимедийный проектор, видеоматериалы, стационарные и мобильные компьютерные классы на уроках и во внеурочной деятельности. И это все забота нашего города, людей, которые думают о его будущем. Условия, которые создаются сегодня в школах нашей столицы, неизбежны. За ними будущее. Их надо принять. Но не только. Главное – измениться должен и учитель. Время очень быстро требует сегодня от него этих изменений. В противном случае наши ученики благодаря современным технологиям окажутся далеки от нас. А этого допустить нельзя. Поэтому, как никогда, учитель сегодня должен обучаться всему, что приходит ему на помощь, и при этом довольно быстро.Сегодня мы становимся для наших учеников далеко не единственным источником знаний. Столичное образование предоставило им довольно широкие возможности образовываться не только на уроках, но и через проектную деятельность. Она позволяет нашим ребятам проявлять интерес к выбранной теме, углубляться в данную предметную деятельность, вырабатывать умение общаться с публикой, работать в команде, учит изобретательности, умению пользоваться различными информационными ресурсами, вырабатывает стимул дальнейшего погружения в определенную область. Наши школьники получают возможность самоопределяться для своей дальнейшей траектории развития через «Университетские субботы», «Профессиональные среды», экскурсионную и музейную деятельность. Все это открывает для учителя совершенно новые грани деятельности.Современный учитель – это не только учитель, который умеет обращться со всеми премудростями интерактивной доски, работает в электронном журнале, имеет свой сайт, блог. Учитель современной школы – это учитель, открытый ко всему новому, глубоко владеющий психолого-педагогическими знаниями и понимающий особенности развития школьников, учитель, который вносит деятельностный и мыследеятельностный компонент в содержание образования, воспитывает личность, готовую к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, способную самостоятельно принимать решения в различного рода учебных и жизненных ситуациях, в том числе и проблемных. Это учитель, способный к постоянному саморазвитию, обучающий детей в условиях сотрудничества, готовый к постановке новых профессиональных рубежей, способный к построению своей методической системы обучения, способный помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми, тесно взаимодействовать с семьей, обладающий умением вовлекать ее в жизнь класса, школы, понимающий значимость в жизни ребенка поддержания его наклонностей и интересов во внеурочной деятельности, способный сформировать мотивацию к дальнейшему обучению. Это учитель, стремящийся обеспечить изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем, способный научить изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать свои интересы и осознавать возможности их удовлетворения и развития. Это учитель, способный как можно раньше научить своего ученика учиться, стремиться к самопознанию.Еще одна интересная идея находит воплощение в жизнь в столице. Это участие в конкурсном проекте «Ресурсные инновационные площадки». Впервые школам Москвы предоставлена возможность не просто разработать проект и предоставить его на конкурс, но и при успешной его разработке и победе в конкурсе для его реализации получить в школу прекрасное многомиллионное современное оборудование, которое позволит вовлечь наших ребят в интереснейшие исследования! Всего несколько дней назад мы узнали, что в одном из поданных проектов мы оказались в числе победителей! Это ли не подарок города к новому учебному году?!Мы сегодня много говорим о новой школе. Мы строим Школу Будущего. Меняются время, условия, система. И это правильно. Только одно должно оставаться неизменным – это система человеческих ценностей: отношение к природе, к Родине, к матери, к своей истории, к городу, в котором ты растешь, к людям, которые живут рядом с тобой и думают о твоем будущем. А значит, и в новой школе должно быть отведено одно из первостепенных мест этим человеческим ценностям. Наши ответы должны быть всегда только правильными, ибо чаще всего задают их наши ученики, которые должны верить своему учителю, помогающему им сохранить бережное отношение к своему городу, любовь в сердце к людям, доброту в душе, мир на Земле, жизнь на планете, ибо лично от человека зависят красота, прочность и богатство мира с общим солнцем, что всех согревает, с землей, которая всех кормит, с водой, что утоляет жажду, и воздухом, которым дышит все живое.Знаете, в чем заключается мой рецепт счастья? Он прост: жить в согласии с собой, со своими внутренними ценностями, законами и желаниями, исполнить как можно больше из того, о чем мечтаешь, стремиться к достижению тех вершин в профессии, которые приносили бы ощутимые плоды и пользу окружающим – так мечта превращается в цель, а цель – в весомые достигнутые результаты. К этим результатам и надо стремиться!В песне Юрия Визбора о Москве есть такие слова:Москва слезам не верила,А верила в любовь……Любовь Москвы не быстрая,Но верная и чистая,Поскольку материнскаяЛюбовь других сильней….Жизнь быстротечна, и также быстротечно меняется в ней все. Только тот, кто способен поспевать за временем, кто мобилен, кто решителен в приеме решений и храбр в их претворении, только тот может смело назвать себя современным, а значит, привлекательным для многих и успешным для себя.В новом учебном году мы вновь вошли в свою школу, чтобы соглашаться с нашими школьниками и спорить, убеждать и доказывать, вместе преодолевать трудности и испытывать радости побед.Мы вместе будем изучать наш город, беречь его, думать о своем предназначении в нем, гордиться им, размышлять о своем вкладе в его благосостояние, мечтать о его будущем…Мы будем стараться будить и разжигать в наших детях стремление к самопознанию, поддерживать в них искорки пытливости и творчества, будем учить их ценить правду и распознавать ложь, любить и ненавидеть, соглашаться и возмущаться, подчиняться и бунтовать, мечтать и утверждаться. Мы научим по-разному биться сердце, чтобы оно становилось добрым, чутким, отзывчивым, нетерпимым ко лжи и насилию, соблазну и нечестности и многому другому. Вместе с детьми будем учиться и мы. Будем вместе мечтать, размышлять, в мечтах улетать к другим планетам, помогая друг другу для этого обретать крылья.И я, как гражданин своего замечательного и великого города, стала одним из самых искренних и преданных выразителей этой самой высокой идеи. Идеи любви к человеку. Идеи любви к своей профессии. Идеи любви к городу. Идеи любви к великой стране. Идеи любви к сильному и могущественному государству.Вера ИЛЮХИНА, заслуженный учитель РФ, лауреат премии мэра Москвы, обладатель гранта Москвы, директор школы №2006 Юго-Западного округа
Комментарии