Проект «Взаимообучение городов» реализуется Департаментом образования и науки города Москвы с 2018 года. Цель проекта – поиск и трансляция эффективных управленческих и образовательных практик в городах России. За четыре года взаимообучения городов уже более 170 тысяч педагогов и управленцев прошли профессиональную перезагрузку.
Оператор проекта – Корпоративный университет московского образования. В очном и дистанционном форматах проходят:
– образовательные интенсивы (интерактивные занятия, тематические марафоны и консультирование);
– образовательные стажировки (как одна из форм повышения квалификации) для муниципальных и школьных управленцев, педагогических работников систем образования городов России в Москве;
– визиты представителей систем образования в «Гостеприимные школы» города Москвы;
– ежемесячные видеоконференции.
Среди лучших образовательных практик столицы, которые города-партнеры внедряют у себя в регионах, можно выделить проекты «Эффективная начальная школа», «Инженерный класс», «Ресурсная школа», «Математическая вертикаль», «Кадетский класс» и «Московская электронная школа».
– У нас, управленцев и педагогов больших городов, есть целый спектр общих задач, – отмечает заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы Илья Новокрещенов. – И поэтому «Взаимообучение городов» – наша общая площадка по взаимообмену управленческими решениями, опытом, по обсуждению инструментов и механизмов достижения важных для школьников и их семей результатов – действительно очень помогает всем нам эффективно выстроить общую работу в интересах детей. Я думаю, нам полезно обсуждать самые интересные практики, те из них, что уже доказали свою результативность, для того чтобы обеспечить стабильное, устойчивое, интенсивное развитие систем образования городов нашей большой страны.
В 2021 году в рамках проекта «Взаимообучение городов» прошло свыше 300 образовательных интенсивов, из них около 150 провела Москва, столичные школы приняли 11 делегаций из регионов и городов России.
Педагоги, школьные управленцы и представители органов управления образованием встречались на конференциях, skills-сессиях, практикумах, марафонах, мастер-классах, проходили образовательные стажировки.
– Проект «Взаимообучение городов», – рассказывает директор Корпоративного университета московского образования Валерий Тихонов, – это возможность для педагогов и управленцев под другим углом взглянуть на решение повседневных задач, почерпнуть новые идеи и готовые модели, которые уже доказали свою эффективность. Благодаря проекту мы, работники образования, получаем поддержку коллег и мотивацию к развитию, общаясь с единомышленниками, которые любят свою работу.
Самые популярные темы проекта: управление качеством образования, техники эффективного обучения, наставничество, безопасность детей в Интернете, цифровая трансформация образования. Особый интерес вызвала skills-сессия «Технология разработки индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья», в которой участвовали более двух тысяч человек.
Инструменты управления современной школой
В 2021 году Корпоративный университет московского образования в рамках проекта «Взаимообучение городов» провел программу повышения квалификации «Модуль 1. Инструменты управления современной школой».
Программа модуля направлена на совершенствование профессиональных компетенций в области управления современной образовательной организацией.
В центре внимания опыт московской системы образования по применению инструментов управления по пяти функциональным областям: управление кадрами, управление результатами, управление процессами, управление информацией, управление ресурсами.
Программа ориентирована на сотрудников муниципальных органов управления образованием, методических служб, директоров образовательных организаций и их заместителей. По итогам обучения участники прошли аттестацию в форме практического зачета. В 2021 году участниками курсов повышения квалификации стали 496 человек.
Раскрыть и вдохновить: ценные наработки
2021 год завершила итоговая видеоконференция «Образовательная политика города Москвы» с городами России. Узнать о последних тенденциях в развитии московской школы смогли более 1000 участников со всей страны. Главный ценностный ориентир системы столичного образования – это ученик, в интересах которого должны приниматься любые управленческие решения. Именно с учетом потребностей ребенка разрабатываются городские образовательные проекты и трансформируется образовательная среда. В интересах ребенка в экосистеме Московской электронной школы создаются сервисы, качественно меняющие сопровождение образовательного процесса, генерируется цифровой образовательный контент, пересматриваются подходы к оценке компетенций педагогов, повышается престиж профессии. Очень важно, чтобы в педагогику приходили мотивированные люди, а в жизни каждого ребенка был учитель, который смог бы вдохновить и раскрыть его потенциал.
Посмотреть записи видеоконференций и зарегистрироваться на участие в проекте «Взаимообучение городов» можно на сайте Корпоративного университета московского образования https://corp-univer.ru/взаимообучение-городов.
Григорий АЛЕКСАНДРОВ, специалист Корпоративного университета московского образования
Комментарии