Сергей БАКАЕВ, учитель физической культуры лицея №1571: «Москва… как много в этом звуке для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось!» Конечно, это сказал не я, а великий русский поэт А.С.Пушкин. И хотя преподаю я отнюдь не литературу, а всего лишь физкультуру, но о своем любимом городе Москве я знаю все.
Я москвич. Я родился, вырос, получил образование, живу и работаю в этом замечательном городе с его культурным наследием, вековыми традициями и качественным современным образованием.Москва для меня – старинный и вечно юный, прекрасный и постоянно меняющийся город. «Дорогая моя столица, золотая моя Москва» – это Красная площадь и Кремль с его знаменитыми соборами, Колокольней Ивана Великого и башнями с рубиновыми звездами, храм Христа Спасителя и храм Василия Блаженного, дом Пашкова и университет имени М.В.Ломоносова, Большой театр и старинные русские монастыри – Новодевичий и Донской, Данилов и Андроников; Третьяковская галерея и Исторический музей, Царицыно и Кусково – центры культурного наследия Москвы. Этот город вырастил и воспитал меня, а сейчас я ращу и воспитываю своих учеников.Я занимаюсь любимым делом – после окончания института физкультуры работаю преподавателем в одном из самых ярких и перспективных московских лицеев, который сам окончил, кажется, только вчера.На первый взгляд все просто: провожу уроки физкультуры, спортивные соревнования, и работа исчерпана. Но этого, конечно, мало. Помимо занятий физкультурой и спортом мы изучаем с детьми историю олимпийского движения и жизнь выдающихся спортсменов. Никого не оставляет равнодушным знаменитая Московская Олимпиада, ведь спорт тоже значимая часть и действительно на весь мир гремят имена выдающихся спортсменов и тренеров, живых и живущих сегодня в нашем городе! Лев Яшин и Владислав Третьяк, Людмила Пахомова и Ирина Роднина, Павел Буре и Алексей Немов.Москва – город безграничных возможностей, где можно продолжить свое послешкольное образование в современных колледжах, институтах, университетах, академиях и получить профессию на любой вкус по желанию и призванию. Ведь Москве так нужны врачи и учителя, строители и банкиры! Цифры говорят сами за себя: сегодня в Москве работают 125 высших учебных заведений, 65 музеев, 49 театров и концертных залов, а это значит, что не только мои сегодняшние ученики, но и собственные мои дети, когда они у меня родятся, смогут получить любую престижную профессию, чтобы жить и работать на благо своего города. Может быть, они по моему примеру захотят продолжить семейную традицию и стать учителями?! Ведь и сам я в свое время пошел по стопам своей мамы – известного в Москве учителя Галины Грушкиной.Мне очень хочется, чтобы вслед за старшими поколениями москвичей их юная смена помнила и бережно хранила в памяти имена людей, прославивших Москву: Юрия Долгорукого и Дмитрия Донского, Пушкина и Грибоедова, Ломоносова и Курчатова, Гагарина и Королева, маршала Жукова и политрука Клочкова. И пусть вслед за мной (не хочу показаться пафосным, но уж – простите – такая тема!) они смогут с гордостью читать строки еще одного известного во всем мире поэта М.Ю.Лермонтова: «Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын, как русский, – сильно, пламенно и нежно!» О Москве, городе русской славы, столице образования и культуры, лучше не скажешь!Георгий ВАСЕНИН, учитель физической культуры школы №794 (школьное отделение №1):Работа педагога в таком мегаполисе, как Москва, требует максимальной концентрации и творчества, оперативного мышления и порой интуитивного и быстрого принятия решения в той или иной сложившейся ситуации. Возможности нашего города безграничны. В многомиллионном городе даже время идет быстрее, чем, например, в других регионах, не говоря уже о глубинке – русской деревне. Огромные потоки информации через Всемирную сеть Интернет анализируют мгновенно, учитель принимает соответствующие управленческие и практические решения, для того чтобы идти в ногу со временем, потому что должен как минимум стараться быть новатором в своей области.«Педагог – ученик – родитель» – эта схема взаимодействия стала настолько сильной, что можно говорить об опережающем обучении и воспитании. Я, как педагог по физической культуре, тоже спешу, но стараюсь оглядываться назад, ведь опыт поколений бесценен.Интенсификация учебного процесса ставит колоссальные проблемы перед учителем физической культуры в области увеличения двигательной активности школьника, снижения гиподинамии, снятия агрессии даже при трех уроках физической культуры в неделю. Мы применяем новые авторские программы обучения и комплексные системы работы по физическому воспитанию, способствующие гармоничному развитию ребенка в условиях мегаполиса.Здоровый ребенок в современном обществе – редкость. Поэтому мне как учителю физической культуры предоставлена уникальная возможность осваивать и применять различные педагогические технологии оздоровления на своих уроках. Этому способствует активное участие в семинарах, конференциях по здоровьесбережению, проводимых в столице. Знания, полученные на такого рода мероприятиях, я апробирую и активно применяю на уроках физической культуры.Как много соревнований проводят в столице по различным видам спорта – от чемпионата России до чемпионатов мира! Какая уникальная возможность есть у московских школьников – посещать эти мероприятия, где происходит их духовное становление, где формируется их серьезное отношение к своему физическому благополучию. Это прекрасная пропаганда здорового образа жизни!Благодаря стремительному развитию информационно-коммуникативного образовательного пространства в столице России появляется возможность дистанционно координировать работу по физическому воспитанию, таким образом, современные возможности, созданные для образования и повышения культурного уровня подрастающего поколения, формируют в полном объеме представление о «культуре здоровья и ведении безопасного образа жизни» для школьников различного возраста. Кто, как не учитель физической культуры, личным примером может показать красоту, эстетику спорта и научить ценить свое здоровье?! Сам я всю свою сознательную жизнь занимаюсь спортом – современным пятиборьем, баскетболом, волейболом, туризмом и парашютным спортом. Мои родители тоже спортсмены: отец – профессиональный водолаз, мама – заслуженный тренер по плаванию. Мне так приятно, что мой опыт по физическому воспитанию подхватывают дети, с которыми я занимаюсь. За время моей работы в образовательном учреждении около 100 ребят получили спортивные юношеские разряды, 7 стали призерами окружной олимпиады по физической культуре, около 20 совершили самостоятельный прыжок с парашютом. Три выпускника нашей школы поступили в педагогический институт на специальность «педагог по физической культуре». Надеюсь, у них тоже будет много последователей.Антон КУВШИНОВ, учитель физической культуры школы №1415:Осознание того, что я московский учитель, пришло не сразу. Каждый день, выходя из метро, в ясную погоду я вижу шпиль Останкинской башни, устремленный ввысь. Я бегу, и позади меня остается ансамбль ВВЦ: Музей космонавтики, увенчанный стелой, гостиница «Космос», Дом-музей академика Королева. Ежедневно пробегая привычным маршрутом, не задумываюсь, какие значимые московские символы меня окружают. Современному человеку свойственно бежать, пытаясь обогнать время, но это не значит, что окружающее остается незамеченным. Оно все равно накладывает отпечаток и на нашу жизнь, и на работу.В какой-то момент приходит мысль: город, в котором мне довелось трудиться, – столица российской культуры, а значит, и образования как важнейшей ее части. Московское образование не лучше и не хуже любого другого, но здесь оно свое, особенное. Неповторимость его связана, прежде всего, с менталитетом столичного жителя, осознающего себя как изначально приобщенного к высокой культуре уже самим местом жительства. Главная задача учителя Москвы – нести детям глубинное, не сиюминутное и модное, а вечное понимание культуры, в том числе и физической, общечеловеческие непреходящие ценности, одинаково важные во всем мире.Предмет, который я веду, не зря называется «физическая культура». Это часть общей культуры, это умение красиво двигаться, построить свою фигуру, владеть своим телом, уметь работать в команде. Широко известны слова А.П.Чехова о том, что «в человеке все должно быть прекрасно». Вспоминается также народная мудрость: «в здоровом теле – здоровый дух». Все это верно, конечно, но как же непросто обрести гармонию, когда мысли, душа и тело едины, одинаково бодры, здоровы, хочется жить и работать, радоваться и бороться. Физкультура здесь – незаменимое средство. Красота мира, культуры во всех ее проявлениях во многом связана с красотой физического облика человека. Уверенно двигаешься – любая цель достижима, быстро мыслишь – в творческой работе ждет успех. «Быстрее, выше, сильнее!» – это не только олимпийский лозунг, это принцип, следуя которому интереснее жить. Олимпиада в Сочи, подготовка к ней еще раз напомнили нам, как важна в культурной жизни общества ее спортивная составляющая. Мы будем вместе надеяться, бороться, верить в наших лучших спортсменов. Наши ученики, девчонки и мальчишки, еще раз осознают, как красив физически совершенный человек, как много радости и красоты связано с удивительным миром физической культуры.Меняется наша Москва, мы тоже становимся во многом другими. Москва и юные москвичи динамичны, к ним нужен современный подход, более того, им нужен современный учитель. Московский учитель XXI века – это учитель, шагающий в ногу со временем, использующий все современные технологии обучения. Но главное все-таки, как всегда, – любить детей, вкладывать душу в свои уроки, постоянно совершенствоваться. Как сказал английский литератор Элберт Хаббард: «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя».Космос, о котором напоминают детали архитектуры нашего района, Останкинская башня, которая видна из окна нашего спортивного зала, – все это символично – быстрее, выше, вместе – к высотам спорта, культуры, жизни. Москва ждет, надеется на новое поколение, верит, что мы, учителя, сделаем главное – воспитаем физически и духовно здоровое поколение, способное украсить наш город, жить счастливо и полноценно.Валерий ЛЮЛЮМОВ, учитель физической культуры школы №597:Для каждого человека Москва – своя, особенная, неповторимая. Я родился и вырос в далеком Ульяновске, там же получил высшее образование и начал спортивную карьеру. Не думал, что меня, спортсмена, судьба приведет в московское образование, но вот уже несколько лет я работаю учителем физкультуры в московской школе №597.Москва дает безграничные возможности детям и молодым людям для реализации своих потребностей и способностей: построение индивидуальных образовательных траекторий, вариативность учебных программ, широкие возможности дополнительного образования – все это поднимает московское образование на новую ступень развития. Ритм московской жизни очень высок. Молодое поколение москвичей начинает осознавать, что для поддержания такого ритма в жизни необходимо быть физически сильным и выносливым. Три часа физкультуры в неделю для школьников – хорошо, но я стараюсь дать ребятам возможность заниматься спортом и после уроков, веду секции флорбола и мини-футбола. Здоровый образ жизни становится приоритетом для молодежи столицы. Многие школьники используют возможности дополнительного образования – посещают спортивные секции и клубы, занимаются самостоятельно на спортивных площадках и стадионах.Несомненно, Москва – центр культуры и образования. Но культура – понятие, имеющее огромное количество значений, это набор кодов, которые формируют личность человека. Хочу, чтобы код здорового образа жизни закладывали в поведение ребенка педагоги и родители с раннего детства.Я рад, что работаю в московском образовании, прививаю молодым москвичам любовь к спорту, что каждый день вижу детей, полных энергии и любви к жизни. Я рад, что мои дети, сын и дочь получают московское образование и впитывают в себя культуру столицы. Рад, что вместе мы каждый день открываем для себя нашу Москву!
Комментарии