search
main
0

Москва работает на благо ребенка

Весной 2008 года исполнилось 10 лет с момента учреждения института уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации. За прошедшие годы институт уполномоченного не стоял на месте, он эволюционировал, развивался. Должность уполномоченного по правам ребенка в городе Москве была учреждена в соответствии с Законом города Москвы от 3 октября 2001 года №43 «Об Уполномоченном по правам ребенка в городе Москве» (далее – Закон города Москвы №43) в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов ребенка, признания и соблюдения этих прав, свобод и законных интересов органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями столицы.

Несмотря на законодательные, организационные, финансовые и иные трудности институт уполномоченного стал инструментом независимого государственного контроля за соблюдением прав и интересов ребенка, эффективным механизмом комплексной защиты нарушенных прав и законных интересов как отдельных детей, так и групп детей, чьи права нарушаются. Каковы же основные успехи, достигнутые в 2007 году, с точки зрения улучшения жизни и реализации прав детей в городе Москве? Об этом рассказал в своем докладе за 2007 год Уполномоченный по правам ребенка в городе Москве Алексей Головань.

Прошедший год был объявлен в Москве Годом ребенка. В городе была реализована масштабная, не имеющая аналогов за всю его историю комплексная программа дополнительных мер по поддержке семей с детьми, созданию благоприятных условий для развития семейных форм воспитания и становления личности ребенка, утвержденная постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2006 года №928-ПП. Размах программы и ее информационное сопровождение были таковы, что многие граждане и должностные лица, проживающие не только в Москве, но и в других регионах страны, были уверены, что 2007 год объявлен Годом ребенка в целом по России.

Правительство Москвы приступило к реализации разработанной ЮНИСЕФ глобальной инициативы «Создание городов, доброжелательных к детям». В августе 2007 года в Женеве первый заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы Л.И.Швецова от имени Правительства Москвы подписала с ЮНИСЕФ Меморандум о сотрудничестве. В ноябре 2007 года Меморандум о сотрудничестве между Москвой и ЮНЕСКО был подписан мэром Москвы Ю.М.Лужковым.

В Москве 2-3 сентября 2007 года прошла международная конференция «Города для детей», в которой приняли участие представители 26 стран мира и 71 субъекта Российской Федерации.

В прошлом году Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы приступил к реализации трехлетней программы ускоренного обеспечения жильем семей, воспитывающих детей-инвалидов и признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года. В 2007 году были улучшены жилищные условия 758 семей, имеющих в своем составе детей-инвалидов – колясочников или детей-инвалидов, не являющихся колясочниками и проживающих в общежитии или коммунальной квартире, была завершена двухлетняя программа улучшения жилищных условий многодетных семей, имеющих пять и более детей и признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года. В прошлом году новые квартиры получили 225 таких семей.

Продолжало совершенствоваться законодательство города Москвы, связанное с реализацией и обеспечением прав детей. Законами города Москвы были закреплены новые социальные гарантии для детей и семей с детьми, предусмотренные Правительством Москвы в рамках программы Года ребенка. Так, например, были приняты законы города Москвы от 28 февраля 2007 года №6 «О профилактике наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в городе Москве», от 20 июня 2007 года №22 «О внесении изменений в Закон города Москвы от 23 ноября 2005 года №60 «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве», от 21 ноября 2007 года №45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» и от 26 декабря 2007 года №51 «О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере опеки и попечительства».

Департаментом образования был подготовлен проект закона города Москвы «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья».

В 2007 году начал активную работу созданный в конце 2006 года Департамент семейной и молодежной политики города Москвы, на который возложены осуществление межотраслевой координации в области семейной и молодежной политики; создание единой системы преодоления социального сиротства и развитие семейных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в государственной защите; реализация политики города Москвы в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; оказание методической помощи и содействия органам опеки и попечительства, а также контроль за их деятельностью в отношении детей.

Особенно важно то, что с ноября 2007 года Департамент семейной и молодежной политики города Москвы стал выполнять функции регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в государственной защите.

К концу 2007 года Департаментом семейной и молодежной политики города Москвы совместно с Московским институтом открытого образования и рядом экспертов была разработана стратегия Правительства Москвы по реализации государственной политики в интересах детей «Московские дети» на 2008-2017 годы. Стратегия направлена на реализацию в полном объеме на территории города Москвы всех прав детей, установленных в Конвенции ООН о правах ребенка. Кроме того, положения Стратегии в полной мере соответствуют целям, обозначенным в Декларации и Плане действий «Мир, пригодный для жизни детей», утвержденных специальной сессией Генеральной Ассамблеи ООН 10 мая 2002 года. Стратегия была рассмотрена 19 февраля 2008 года на заседании Правительства Москвы и в целом одобрена.

В прошлом году наметилась позитивная тенденция более активного участия детей в общественной жизни Москвы и развития процедур учета мнения детей в решении городских вопросов, непосредственно затрагивающих их интересы. Формы участия детей и учета их мнения разнообразны: самоуправление в школах, общественные советы при территориальных и функциональных органах исполнительной власти, опросы, анкетирование, «круглые столы», форумы. Важно, чтобы политически ответственными лицами мнение детей (с учетом их возраста и зрелости) было услышано. Дети должны чувствовать свою сопричастность к тем изменениям, которые происходят в городе. При этом важно также знать мнение не только детей из благополучных семей, но и мнение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (беспризорных, проживающих в приютах и детских домах, имеющих ограниченные возможности здоровья и других). Нужно помнить, что учет мнения детей, их участие в жизни города – важнейшие принципы Конвенции о правах ребенка и инициативы ЮНИСЕФ «Создание городов, доброжелательных к детям».

В 2007 году в Москве родились 101344 ребенка. Такого количества новорожденных в городе не было последние 18 лет. Это убедительный аргумент не только стабильной экономической и политической ситуации в мегаполисе, но и эффективности осуществляемой городскими властями социальной политики.

Однако, к сожалению, не все из намеченного программой Года ребенка удалось сделать.

Не был разработан порядок взаимодействия органов исполнительной власти по профилактике детского и семейного неблагополучия, социального сиротства.

Не принята программа правового просвещения детей и подростков, оказания содействия в области применения ими своих прав.

Не утверждена городская среднесрочная целевая программа преодоления социального сиротства и развития семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве на 2007-2009 годы.

Не разработан четкий план мероприятий по реализации инициативы ЮНИСЕФ.

С большим опозданием – только 4 декабря 2007 года – было принято постановление Правительства Москвы №1040-ПП «О мерах по реализации Закона города Москвы «Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в городе Москве». Указанный закон, принятый 4 октября 2006 года, предусматривает оказание во всех случаях бесплатной юридической помощи несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, находящихся на территории города Москвы. Но в бесплатной юридической помощи нуждается значительно более широкий круг детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации.

К сожалению, ничем не закончились предпринятые уполномоченным, органами исполнительной власти города, членами Общественной палаты Российской Федерации, общественными организациями усилия по внедрению в практику работы районных судов Москвы элементов ювенальных технологий. Руководство Московского городского суда не изменило своей позиции по данному вопросу, считая, что специализация судей районных судов города Москвы и особый состав судебной коллегии в Московском городском суде, рассматривающих уголовные дела в отношении несовершеннолетних, это и есть ювенальная юстиция. При этом руководство Московского городского суда продолжает игнорировать интересный и позитивный опыт применения ювенальных технологий в ряде субъектов Российской Федерации.

Но самое важное, что реализация в 2007 году мероприятий программы Года ребенка продемонстрировала, что для органов государственной власти города Москвы политическим приоритетом стало улучшение положения детей и наилучшее обеспечение их интересов.

Однако на федеральном уровне, который многое определяет в работе на региональном уровне, было сделано далеко не все.

В 2007 году Государственная Дума даже не приступила к обсуждению проекта федерального закона «О защите детей от информационной продукции, причиняющей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию». Более того, например, в отношении телевидения высшие должностные лица государства занимают крайне неубедительную позицию: они считают, что телевизионные каналы являются коммерческими структурами и у государства отсутствуют механизмы влияния на них. А кое-кто из них цинично заявляет, что это дело вкуса, и если не нравится какая-то программа, то ее просто не следует смотреть. При этом известно, что все развитые страны идут по пути ограничения СМИ и осуществления общественно-государственного контроля за содержанием производимой и распространяемой СМИ информации. У нас, видимо, свой особый подход в этом вопросе. Поэтому СМИ не только продолжают пропагандировать пошлость, жестокость и секс, но и напрямую вторгаются в частную жизнь несовершеннолетних, нарушая статью 23 Конституции Российской Федерации и статью 41 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №2124-I «О средствах массовой информации». Доходит до того, что сами дети, обращаясь к уполномоченному, пишут, что они ненавидят программу «Дом-2» и Ксению Собчак, требуют закрыть эту передачу.

В 2007 году страну потрясли чудовищные случаи исчезновения и насилия в отношении детей, многие из которых закончились трагически. Данные свидетельствуют о многочисленных фактах жестокого обращения с детьми в семьях, психического и физического насилия в школах. В прошлом году только в Москве 165 детей были отобраны у родителей при непосредственной угрозе их жизни и здоровью. За последние пять лет в Москве совершено 383 преступления, предусмотренных статьей 156 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, соединенное с жестоким обращением с ним), 24 новорожденных ребенка были убиты своими матерями, совершено около 800 преступлений, связанных с насильственными действиями сексуального характера в отношении несовершеннолетних. Статистика по России в целом еще более ужасная. Жестокое обращение с детьми во всех его формах в школе, дома, на улице – новый вызов, на который государство адекватно не отреагировало. В то время как в европейских государствах эта проблема включена в повестку дня правительств, в России до сих пор нет ни стратегии, ни программы по преодолению жестокого обращения с детьми. Более того, этот вопрос у нас пока еще не стал предметом детального обсуждения специалистами.

В Нью-Йорке 10-11 ноября 2007 года прошло торжественное заседание сессии Генеральной Ассамблеи ООН, созванной для обсуждения предварительных результатов реализации Декларации и Плана действий «Мир, пригодный для жизни детей», рассчитанных на десятилетний период. Для участия в данном мероприятии прибыли председатели и заместители председателей правительств, министры государств – членов ООН. От Правительства Российской Федерации и федеральных министерств не приехал никто. В состав делегаций многих государств были включены дети, которые активно участвовали в работе детского форума и двух «круглых столов», проводившихся в рамках торжественного заседания сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Всем детям было разрешено присутствовать в зале заседаний Генеральной Ассамблеи ООН, а двум из них посчастливилось выступить с ее трибуны. Стоит ли говорить, что Россию не представлял ни один ребенок. Видимо, в Правительстве Российской Федерации посчитали, что указанное мероприятие не заслуживает внимания ни российских чиновников, ни российских детей. Более того, Правительство Российской Федерации не представило доклад «5+» о реализации в нашей стране Декларации и Плана действий «Мир, пригодный для жизни детей». Это свидетельствует об отношении Правительства Российской Федерации к вопросу уважения, признания, соблюдения и защиты прав детей, выполнению взятых на себя международных обязательств в этой области. Следует добавить, что Правительство Российской Федерации в последние годы не проявляет никакой инициативы, чтобы в Комитет ООН по правам ребенка – очень известный и авторитетный международный орган – вошел в качестве его члена представитель от России.

В 2007 году Российская Федерация не подписала и не приступила к ратификации Конвенции о правах инвалидов (принята 13 декабря 2006 года резолюцией 61/106 на 76-м пленарном заседании 61-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН). Конвенция открыта для подписания государствами с 30 марта 2007 года. Кроме того, Российская Федерация до сих пор не ратифицировала:

1) Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (принят 25 мая 2000 года резолюцией 54/263 на 97-м пленарном заседании 54-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН);

2) Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах (принят 25 мая 2000 года резолюцией 54/263 на 97-м пленарном заседании 54-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН). При этом Российская Федерация подписала указанный протокол 15 февраля 2001 года (распоряжение Президента Российской Федерации от 12 января 2001 года №12-рп);

3) Европейскую конвенцию об осуществлении прав детей (принята Советом Европы, Страсбург, 25 января 1996 года). Конвенция вступила в силу 1 июля 2000 года. Россия подписала Конвенцию 10 мая 2001 года (распоряжение Президента Российской Федерации от 22 февраля 2001 года №91-рп).

Это лишь некоторые события, характеризующие изменение ситуации, связанной с обеспечением и защитой прав и интересов детей, произошедшие в Москве и России.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте