В столице 14 апреля 2007 года прошел пробный единый государственный экзамен по русскому языку, который помог организаторам выявить все возможные ошибки и просчеты, а их не должно быть при основном экзамене в конце мая. Ведь четкая организация и проведение экзамена – залог получения выпускниками школ высоких баллов. Итогам пробного ЕГЭ было посвящено совещание заместителей начальников окружных управлений образования и руководителей научно-методических и учебно-методических окружных центров.
Москва – единственный регион России, который провел пробный экзамен не 12 апреля, а 14-го: так как около 500 школ, где должен был проходить ЕГЭ, невозможно освободить одномоментно, экзамен был перенесен на выходной день. Все начальники окружных управлений образования сами объехали пункты сдачи ЕГЭ; после проведения пробного экзамена везде были проведены совещания, подробно разобраны все ошибки и сбои. Хорошо, что не было серьезных срывов, а обнаруженные недостатки, хоть и были, но устранить их можно.
Заместитель руководителя Департамента образования Владимир Раздин лично объехал очень многие пункты и на совещании задал многим округам очень неприятные вопросы.
В экзамене должны были принять участие 75549 одиннадцатиклассников. Но пришли 71500 человек. То есть 4049 человек не пришли, и это очень плохо, так как они не узнают, как нужно сдавать ЕГЭ и правильно оформлять документы. Кто не пришел и почему? Не пришли ученики школ, где они обучаются по экстернатной форме, не пришли выпускники вечерних сменных школ. Небольшая часть ребят не смогла прийти на экзамен по семейным обстоятельствам или по болезни. Не пришли выпускники прошлых лет, которые будут сдавать ЕГЭ в этом году. А вот значительная группа не приняла участие в ЕГЭ только потому, что в этот день в некоторых вузах проходили тоже пробные вступительные экзамены. Выпускники решили: этот экзамен для них важнее. Как и централизованное тестирование, и олимпиады, и экзамены на подготовительных курсах, которые вузы тоже проводили в тот же самый день. Не пришли на экзамен в субботу и ученики еврейских школ – по религиозным причинам. Как ни странно, не было многих учеников городских школ, которые сильно подпортили статистику округам, поскольку те отвечают и за них. В одном из округов заранее были намечены выездные спортивные соревнования для учащихся школ Олимпийского резерва, естественно, они поехали на соревнования. В Юго-Западном округе шла «Ярмарка идей», в которой принимали участие очень многие учащиеся одиннадцатых классов. Одна из школ пришла не в тот пункт, в который должна была прийти, педагоги заранее не уточнили, что произошли изменения, и не учли их. Где были директор с завучем, почему не присутствовали на пункте, почему не проявили внимания к такому важному делу, как ЕГЭ, непонятно. Если такое повторится в день основного экзамена, то никто из несдавших ЕГЭ по русскому языку не получит свидетельства об окончании школы, так как в сертификате о ЕГЭ у них будет стоять ноль, а в аттестате об окончании средней школы – двойка.
Под стать детям поступили и некоторые взрослые – педагоги. На некоторые пункты сдачи ЕГЭ не пришли организаторы, и нужно было их заменять непосредственно перед сдачей экзамена. Список обученных и подготовленных экспертов сверили довольно поздно, и на проверку работ пришло их меньше, чем было заявлено. Как и уполномоченных. Хорошо, что были резервы, но определенный напряг все же наблюдался. К тому же на некоторых пунктах не работали телефоны, и организаторы не смогли, как положено, вовремя сообщить о ходе ЕГЭ или получить информацию.
Вообще список обученных и подготовленных экспертов был подготовлен за полмесяца до пробного ЕГЭ, но перед самым экзаменом округа вдруг стали заявлять о включении в список экспертов, которые нигде не обучались, или вообще других экспертов. Последняя замена было произведена в 0 часов 15 апреля. Спрашивается: каким образом организаторы могли к утру отпечатать документы на 750 экспертов, которые должны были приступить к работе в первую смену? Для справки: на каждого эксперта по правилам печатается до 40 документов. Сегодня уже обобщен материал о работе экспертов (было 7,5 полноценных смен по 700 человек) в двух пунктах, его нужно обсуждать, вносить предложения по улучшению их деятельности. В частности, после 29 мая – сдачи основного ЕГЭ – планируется работа экспертов в одну смену, поэтому потребуется третий пункт в дополнение к имеющимся двум. Уже понятно, что есть эксперты, которые проверяли по 100-150 работ в смену, нужно оценить их работу. Тогда уже сложатся банк экспертов и группа в 1000-1500 человек, которые и справятся с проверкой всех работ. В апреле начато обучение экспертов из высшей школы. На совещании особо отмечено, как хорошо отработали педагоги и управленцы, выделенные учреждениями профессионального образования, все 50 экспертов были на своих местах, все, кто был в списках, посчитал обязательным делом явку на пункты сдачи ЕГЭ. По мнению Раздина, на каждом пункте должны быть созданы резервы организаторов. Ведь все равно школа, в которой открыт пункт, работает, педагоги есть, то есть в каждой аудитории должен быть организатор, такие люди должны быть подготовлены заранее.
Как известно, все начинается с пустяков, которые становятся причиной многих неприятностей. Не у всех одиннадцатиклассников были с собой исправные ручки. Одни ручки текли, в других была синяя, красная и даже зеленая паста, а ведь изначально было сказано – ручки должны быть гелиевыми, а чернила черными, иначе невозможно сканировать работы. Участникам совещания показали одну из работ – после сканирования прочитать часть «С» практически нельзя, даже если очень сильно постараться. В целом было, как минимум, 500 таких работ.
По условиям проведения единого госэкзамена все сумки с мобильными телефонами, учебниками, личными вещами складывались в классах на отдельные столы или подоконники. Но в тот день было довольно жарко, и ребята хотели пить. Поэтому то один, то другой ученик вскакивал и бросался к своей сумке, где лежали бутылки с водой, пакеты с соком. Так нарушались правила. При проведении основного экзамена нужно предусмотреть наличие воды в больших бутылках и пластиковых стаканчиков на отдельном столе.
Школы не всегда выверяли базу учащихся вовремя, поэтому в некоторые пункты сдачи ЕГЭ приходили ребята и не находили свои фамилии в списках. Некоторые фамилии были написаны неправильно и не совпадали с паспортными данными. Еще есть время уточнить все списки, за это персонально отвечают директора школ, и именно они должны проверить, сделано ли все так, как надо. У учеников грузинских школ нет паспортов – они их получат лишь в 16 лет, а пока им 14. То есть нужно предусмотреть, какие документы могут быть приняты равнозначными паспорту при проведении ЕГЭ. Директора школ, которые не провели сверку списка учащихся, получили выговоры. У всех классных руководителей, по предложению Владимира Раздина, должны быть ксероксы первых страниц паспортов их учащихся.
Уже на нынешнем пробном экзамене были студенты, которые пытались проходить тестирование за одиннадцатиклассников, и нужно сделать все, чтобы такой обман вскрывался сразу. Проверять ход сдачи экзамена будут многие правоохранительные структуры, и необходимо сделать все, чтобы организаторов, уполномоченных и других администраторов не обвинили в коррупции. Пакеты руководителей без нужды департамент рекомендует не вскрывать.
Допускали промахи и организаторы: не во всех пунктах номера бланков и части «С» совпадали: «А» и «В» шли у одного ученика под одним номером, а «С» – под другим. То, что на пробном экзамене все варианты были одними и теми же, а у каждого ученика не было индивидуального номера, может привести к ошибкам на основном экзамене. Детей несколько охладило это обстоятельство, и к предупреждениям педагогов, что на основном экзамене все будет строго, по номерам, они теперь относятся равнодушно. Хотя пробный экзамен ставил задачи отработки процедуры.
В одном из пунктов сдачи ЕГЭ пакеты с тестами были вскрыты в 8 часов утра вместо 10-ти. Директор школы объяснила, что это было сделано в интересах детей, но ее поступок охарактеризовали как административное нарушение, и она получила замечание. Ситуация странная, так как директор проводит ЕГЭ уже в четвертый раз и правила должна знать и соблюдать. Такие случаи играют на руку тем, кто утверждает: коррупция из вузов спускается в школы.
В другом пункте вдруг недосчитались одного комплекта документов, и пришлось брать его из вскрытого по этой причине пакета руководителя. А потом пропавшие комплекты нашлись, и оказалось, что у некоторых детей по два варианта КИМов. Виноват Центр тестирования, который так упаковал пакеты, но проверять все нужно загодя, потому что на основном экзамене такое недопустимо. Это тоже потом может привести к возникновению сложных ситуаций после сдачи экзамена. В том числе и к упрекам в коррупции.
Некоторые дети уносили с собой или уничтожали на глазах сверстников и педагогов часть «С». Некоторые организаторы не укладывали сданные учениками работы в пакеты, закрепляли их на пакетах лейкопластырем, то есть тоже нарушали правила.
На основной экзамен организаторы ожидают прибытия минимум 80 тысяч человек. После пробного экзамена работы 71500 человек были проверены за четыре дня, после пятого дня все результаты проверки были отправлены в Центр тестирования. Рособрнадзор Москвы просит сообщить, сколько дней уйдет на проверку работ основного экзамена, так как без результатов агентство не может произвести шкалирование. Видно, что на проверку уйдет неделя, и нужно, чтобы ни один человек не пропал из списка, ни одна мелочь не выпала из поля зрения. Кстати, тут тоже есть проблемы: мало площадей, и верификация из-за того, что в Центре проверки комнат всего две, а одна не работала – там принимали работы, сильно отставала от сканирования. Например, 10000 работ уже были отсканированы, но не верифицированы, а потому не могли быть сразу отправлены в печать. Кроме того, мало техники, принтеры старые и выходят из строя, на починку уходит от половины дня до двух дней, сканеров 8 (а не 10, как это нужно было бы по числу округов), за все время проверки (сканирование шло непрерывно в течение 40 часов) пять из них вышли из строя. Их заменили новыми, старые отремонтировали и поставили в резерв. Минимальная потребность в оборудовании на будущее – 20 принтеров и 20 сканеров. Выводы должны сделать управленцы.
Уже второй год есть проблема с Центром тестирования, который дает департаменту неверный пароль, в результате пришлось получать всю внутреннюю информацию по личным каналам. Почему, выяснить не удалось, сегодня центр обещает так больше не делать. Есть с центром и еще одна серьезная проблема. Который год Москва обсуждает с центром проблему записей в паспорте, сделанных английскими буквами. Каждый год около ста человек имеют английские буквы в фамилиях и около трех тысяч – в паспортах. Москва выходит из этой ситуации достаточно сложно и не может гарантировать безошибочные результаты. Есть программа, которая позволяет перевести английский текст в русский, а потом, после получения результатов, снова перевести уже русский текст в английский. Обеспечить отсутствие ошибок тут нелегко, но центр уже несколько лет решить эту проблему не хочет (или не может?). КРОК, по методикам которого работает столица, все это предусмотрел, а вот Центр тестирования по каким-то причинам не хочет рассматривать эту проблему и не может принимать от Москвы данные ребенка, если там есть хоть одна латинская буква. Такой ребенок просто в базу ЦТ не проходит, что неправильно. Видимо, тут нужно обращаться к руководителю Рособрнадзора Виктору Болотову, чтобы он привел ЦТ в чувство и обязал решить эту проблему.
Комментарии