Что может предложить сегодня город системе образования и, наоборот, система образования – городу? Матрица взаимных интересов может получиться весьма объемной и показательной, поскольку в основе действующих городских целевых программ лежит принцип взаимообогащения и взаиморазвития.
Образование как сектор «сервисной экономики» стало серьезным игроком на столичном экономическом рынке. Эффективное расходование бюджетных и внебюджетных поступлений в образовательных организациях приводит к расширению инфраструктуры и повышению качества образовательных услуг. Как возможное следствие – развитие их потенциала конкурентоспособности и привлекательности для населения столицы. Эксперты, смотрящие на 10-20 лет вперед, утверждают: если задача опережающего развития образования и других социальных сфер (медицины, спорта, культуры, творческих индустрий, туризма) будет выполнена, это положительно скажется на повышении качества жизни населения города и формировании новой доходной базы столичного бюджета.Вместе с тем сегодня все громче звучат прогнозы – и они подтверждаются примерами – о грядущей смене «образовательного ландшафта». Задавать ситуацию развития будут общемировые тренды, которые уже достаточно четко себя проявили, а в «зоне традиционной образовательной практики» будут появляться образовательные проекты, созданные на новых технологических основаниях. Попробуем, например, соотнести с практикой столичного образования четыре ключевых тренда, выделенных Д.Конанчуком и А.Волковым (2013).Тренд первый – экономический. Он представляет собой серьезный вызов всей системе образования и связан с необходимостью трансформировать образовательные организации в соответствии с новыми экономическими и финансовыми обстоятельствами. В этой ситуации действия государства направлены на повышение эффективности и отдачи от вложенных средств, переход от финансирования образовательных организаций к финансированию реализуемых ими образовательных программ разного вида, уровня и направленности. Адаптация к новым экономическим условиям – главный инструмент в руках современного руководителя школы и колледжа. В результате реализации территориальных программ развития образования (а именно такой стала госпрограмма развития образования в городе Москве на 2012-2016 гг.) должны появиться целостные образовательные системы, способные, с одной стороны, концентрировать ресурсы для удовлетворения разнообразных образовательных потребностей населения, а с другой – обеспечивать развитие экономики и социальной сферы своей территории. Москва идет по пути укрупнения образовательных организаций, в идеале – структурно сбалансированных и организационно упорядоченных. Есть научно подтвержденные данные, что такие многофункциональные образовательные организации имеют преимущество по сравнению с образовательной сетью. Медики, например, доказали, что в условиях образовательного комплекса у детей легче проходит адаптация к обучению и снижается уровень появления функциональных отклонений и хронической заболеваемости на начальном этапе школьного обучения. В крупных образовательных организациях естественным образом снимаются вопросы о том, как совместить успешную учебу и интересный досуг для школьников, привлечь на работу высококвалифицированные педагогические кадры и способствовать их профессиональному росту, вовлечь в образовательный процесс семью, оптимизировать инфраструктурные затраты.Второй тренд – доступность образования. Мы наблюдаем, как вузы, колледжи и школы открывают свои двери для тех, кто готов узнавать новое, учиться в любом возрасте, получается, что европейская концепция «LIFE-LONG LEARNING» (образование на протяжении всей жизни) стала важной составляющей городской жизни. В то же время появляется возможность для «выхода» образовательного процесса за стены образовательных организаций. Статья 15 Закона «Об образовании в РФ» говорит о сетевой форме реализации образовательных программ с использованием ресурсов нескольких образовательных и иных организаций, включая иностранные, статья 17 закрепляет возможность обучения не только в образовательных организациях в очной, очно-заочной и заочной формах, но и в форме семейного образования и самообразования, при этом допуская сочетание различных форм получения образования и форм обучения, в соответствии со статьей 20 в сфере образования создают условия для реализации инновационных проектов и программ.В русле третьего тренда – интернационализации образования – наша столица подтверждает правило: мегаполисы становятся поликультурными городами. Учиться в Москве не только престижно, но и перспективно. Репутация города как ведущего учебного и исследовательского центра сохраняется, а традиции известных во всем мире научных школ развивают и обогащают, тут совершают новые открытия и прорывы в самых разных областях знаний.Четвертый тренд – цифровая революция – ведет к тому, что новые образовательные on-line-проекты будут более эффективно выполнять отдельные функции образовательных организаций. IT-среды не только расширяют пространство учебной деятельности, но и способствуют созданию сообществ обучающихся, формируют профессиональные сети педагогов, менеджеров образования и родителей(!), заинтересованных в школьных успехах своих детей. В эпоху цифровой революции электронное обучение и дистанционные образовательные технологии выступают детерминантами обновления образовательного процесса и в перспективе ведут к изменению существующих моделей вузов и школ. Сегодня оцифровываются такие традиционно «учительские» функции, как преподавание и оценка результатов обучения. «Электронный дневник», «Электронный журнал», «Электронное расписание», «Отчетность», «Общение пользователей», «Информирование» – ко всем этим разделам может подключиться и использовать их бесплатно любая школа, расположенная в городе Москве. Успешное завершение конкурса «Школа новых технологий», направленного на стимулирование тех школ, которые развивают новые технологические подходы в области организации образовательного процесса и информационной среды, свидетельствует: финансовые ресурсы столицы расходуют на нужное дело. Показателен и совсем свежий пример – международное признание проекта Департамента образования и МЦКО «Московский регистр качества образования» на образовательной выставке BETT в Лондоне.Есть достаточно ясная гипотеза: конкурентоспособность любого региона в современном мире определена его способностью к обучению. Обучающийся город в общемировом контексте – город постоянно развивающийся; торможение в сфере обучения приводит к торможению городского развития. Используя пожизненное обучение, город добивается эффективного сотрудничества государственного, частного и общественного секторов в интересах устойчивого экономического и социального развития, таким образом, каждый город должен стремиться стать «обучающимся».«Обучающийся город» и «обучающееся общество» – тесно связанные понятия, считает автор книги «Креативный город» Ч.Лэндри: «Обучающееся общество – это гораздо больше, чем общество, чьи представители просто хорошо образованы; оно идет гораздо дальше стандартного образования. Это общество, в котором идея обучения пропитывает всю ткань его жизни». Москва как город, в котором сохранились культурно-исторические традиции и поддерживается высокий уровень социокультурного фона, – мощная отправная точка для разработки новых программ комплексного развития системы непрерывного образования в конкретном микрорайоне, округе, столице в целом. В этом контексте одним из важных аспектов деятельности Московского института развития образования в 2014 году становится проведение практико-ориентированных исследований, нацеленных на использование социокультурного потенциала города в интересах развития системы образования. В фокусе внимания МИРО будут находиться уже существующие подходы и образовательные практики, которые, подтвердив эффективность своего внедрения в образовательных организациях Москвы, могут быть транслированы в российские регионы.Ольга СТЕПАНОВА, зав. лабораторией МИРО
Комментарии