Как известно, 28 апреля 2010 года Московская городская Дума приняла Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве». Этот закон призван обеспечить реализацию права лиц с ограниченными возможностями на образование любого уровня и направленности в соответствии с их способностями и возможностями, а также их социальную интеграцию.
Закон РФ «Об образовании» закрепил в качестве принципа государственной политики адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников. Однако «рамочные» положения федерального закона не получили необходимого развития в законодательстве, что стало одной из основных причин того, что конституционные права граждан с ограниченными возможностями здоровья на образование на практике реализуются неудовлетворительно. В частности, недостаточно урегулированы на федеральном уровне вопросы, касающиеся создания специальных условий для воспитания и обучения лиц, не имеющих инвалидности, но по состоянию здоровья лишенных возможности получить образование необходимого уровня в адекватных для них условиях.
Закон Москвы систематизировал выполняющиеся в рамках отдельных проектов и программ мероприятия по интеграции и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Он стал первым нормативным документом такого рода: в настоящее время подобного закона нет ни в одном другом субъекте РФ.
Закон дополняет, развивает и конкретизирует основные положения норм, закрепленных федеральным законодательством и законодательством Москвы, направлен на решение всего комплекса проблем в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. В частности, в законе закреплен перечень мер господдержки таких лиц, порядок организации обучения и воспитания таких детей в избранном образовательном учреждении, предусмотрена организация системы психолого-медико-педагогической коррекции ограничений возможностей здоровья и создание службы ранней помощи, определены особенности приема детей в образовательные учреждения, перевода, отчисления, проведения итоговой аттестации.
Закон определяет особенности финансирования образовательных учреждений, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, и создание их материально-технической базы, меры социальной поддержки работников, участвующих в осуществлении образования таких детей. Кроме того, закон предусматривает организацию просвещения граждан и формирование позитивных представлений о детях с ограниченными возможностями здоровья, определяет порядок взаимодействия органов государственной власти Москвы с общественными организациями инвалидов.
Закон предусматривает, что до создания необходимых условий для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья во всех образовательных учреждениях такие условия создаются в одном или в нескольких учреждениях на территории административного округа Москвы. В качестве альтернативного варианта предполагается возможность комплектования классов, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями, с меньшей наполняемостью.
Наш комментарий
Виктор КРУГЛЯКОВ, председатель Комиссии по образованию и молодежной политике Московской городской Думы:
– К полноценной стопроцентной инклюзии Москва не готова, но надо когда-то начинать. Есть общемировой, общеевропейский опыт, когда дети, в том числе с синдромом Дауна и другими дефектами, находятся в нормальной среде с детства. И это действительно не инвалиды, это люди с ограниченными возможностями. Общество это понимает, их поддерживают, они живут все вместе, не чувствуют себя ущемленными, для них выстроена вся структура. Москва не может быть цивилизованным городом, если инвалиду в нем не комфортно. Вся Европа это делает. Подъезжает автобус, опускается поручень, туда заезжает инвалид-колясочник. Инвалиды совершенно спокойно передвигаются по улицам на механических или электрических колясках. Во всех учреждениях есть специальные пандусы, оборудование, сантехника. Люди просто живут. Да, они несколько ограничены по состоянию здоровья, но они не чувствуют себя ущербными. И начинать это надо со школы, с детского сада. Причем нужно это, кстати, не только больным детям, но и в не меньшей степени здоровым, потому что с детства воспитывается толерантное отношение, желание помочь, чувство сострадания.
До выхода этого закона директор школы, если ребенок имеет ограничения, был вправе сказать: «Извините, у нас школа общеобразовательная, идите в специальную школу, идите в коррекционный класс, я вас не могу принять, потому что у ребенка есть ограничения в здоровье, подкрепленные медицинской справкой». После выхода закона директор так сказать не может, он не вправе отказать такому ребенку в праве учиться в этой школе. Это действительно закрепление прав ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья.
Комментарии