search
main
0

Москва идет впереди

Виктор КРУГЛЯКОВ, председатель Комиссии по образованию и молодежной политике Московской городской Думы:

– Главная проблема – координация усилий исполнительной власти по подготовке к новому учебному году – обеспечивается постановлением Правительства Москвы. Я считаю, что в целом оно заслуживает поддержки, однако есть некоторые моменты, которые представляются мне важными и приоритетными. В Москве работают 4008 образовательных учреждений, в которых обучаются миллион сто тысяч учащихся. То есть фактически в таком долгосрочном временном режиме более миллиона детей и несколько сот тысяч взрослых, обеспечивающих этот процесс, находятся в такой крупнейшей городской системе, как система Департамента образования. В ходе подготовки к новому учебному году важнейший вопрос – вопрос обеспечения безопасности участников этого процесса. Надо сказать, что довольно мощно вопросы безопасности отражены в постановлении Правительства Москвы, но по форме я бы предположил, что, наверное, было бы более правильно обратить внимание на проблемы, которые необходимо решить.

Существует комплексная целевая городская программа по обеспечению безопасности москвичей. Эта программа предусматривает установление систем наблюдения в учреждениях Комплекса социальной сферы, в том числе и в учреждениях образования. В основном это касается новостроек. Родители, резонно понимая, что наличие систем видеонаблюдения в школах обеспечивает большую безопасность их детям, самостоятельно ведут сегодня эту работу. По моим данным, более 260 школ сегодня оборудованы этими системами видеонаблюдения за счет внебюджетных средств. В общем этот процесс позитивный. Беда только в том, что около 70% этих систем сегодня невозможно интегрировать в общую городскую систему безопасности по техническим причинам. Мне кажется, что наряду с теми колоссальными усилиями, которые Правительство Москвы предприняло по обеспечению безопасности учреждений системы Департамента образования, а я имею в виду современные средства пожаротушения и системы оповещения о пожарах, кнопки тревожной сигнализации, которые еще обслуживаются, что крайне важно, системы видеонаблюдения достойны проведения инвентаризации с последующим анализом того, что есть сегодня, для последующего включения в общегородскую систему – единую систему безопасности москвичей. Может быть, это небольшой вопрос, но в вопросах безопасности мелочей не бывает. Я думаю, что эта задача крайне важна.

Сегодня в условиях, когда московское образование обязано сохранить свои позиции при бюджетных ограничениях, крайне важно посмотреть на вопросы экономики школы. Говоря о нормативе и нормативном финансировании, может быть, стоило бы немножко расширить этот норматив. Что я имею в виду? Существует программа экономии энергоресурсов. Это тоже приоритетная правительственная, общефедеральная задача. В Москве эта программа есть, она реализуется, но, к сожалению, результаты в такой системе, как Департамент образования, мне представляются недостаточными.

Что можно сделать? Мне кажется, нужно сделать так, чтобы те ресурсы, которые школа сможет сэкономить после того, как получит норматив на обеспечение своего здания коммунальными услугами (вода, тепло, электроэнергия), могли остаться в школе. Экономия и реальная ситуация с материальным обеспечением школ в ходе такого процесса могли бы измениться в лучшую сторону. Я бы сказал, что это не только экономическая, но еще и педагогическая задача, потому что дети сами бы увидели результаты своих усилий в части экономии воды и электроэнергии.

Может быть, настало время в каждом округе выделить по 10 школ, где директора и коллективы реально уже готовы к этой работе, начать в 2010 году в экспериментальном, пилотном плане этот процесс и посмотреть на результаты. Я думаю, что это было бы крайне полезно.

Говоря об инициативе «Наша новая школа», конечно же, нужно отметить вопрос, связанный с новыми федеральными стандартами, стандартами начальной школы. Их внедрение – трудная задача. Министерство образования и науки РФ определило 2011 год годом начала этой работы. Мне представляется, что большие трудности будут в субъектах РФ с реализацией даже этого четырехлетнего плана перехода на новый стандарт. Тем не менее в Москве есть все необходимое, чтобы мы эту задачу решили. У нас есть проблемы, связанные с большим количеством школ, – в почти 1500 школах нам нужно в течение 2011 года и дальше получить хорошие результаты. Это огромное количество учащихся, это почти 2,5 тысячи учителей, которых нам нужно научить работать по этим стандартам, нужно выпустить новые учебники. Но у Москвы есть преимущества, причем очень серьезные, в связи с тем что этот федеральный стандарт – фактически московские наработки. Это те инициативы, которые неоднократно обсуждались в том числе и на заседаниях Правительства Москвы. Это «Школа будущего», «Школа информатизации», это то, что теперь стало федеральным стандартом – по сути, первым информативным федеральным стандартом. 180 школ в кадровом отношении практически готовы, необходимо теперь оснастить эти школы. Я хочу поблагодарить Юрия Михайловича Лужкова за то, что с его личным участием было найдено решение в сегодняшних непростых реалиях для того, чтобы мы смогли обеспечить все эти школы. Мы уверены, что это будет и с 1 сентября 2010 года мы сможем отработать наш московский модуль такого перехода для того, чтобы уже вследствие, с 2011 года, дальше пойти по этому пути.

Мне кажется, что экономическому блоку Правительства Москвы необходимо проработать все финансовые вопросы, связанные с внедрением федерального образовательного стандарта, для того чтобы эти задачи получили свое воплощение в бюджетах 2011, 2012, 2013 и 2014 годов и на перспективу. Суммы там большие, они кажутся астрономическими – для Москвы нужно около 2,5 миллиарда рублей только на информатизацию, а еще средства нужны на специализированное оборудование, но за 4 года в плановых режимах мы сможем решить эту задачу, у Москвы есть для этого все необходимое.

Новый учебный год будет годом, когда начнет действовать закон, который Московская городская Дума приняла в апреле, – закон об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья. Этот закон вызвал колоссальный интерес, колоссальный общественный резонанс. Ничего подобного нет ни в одном субъекте РФ. Москва здесь идет впереди, поэтому крайне важно, чтобы этот закон начал работать уже с 2010 года – с нового учебного года. Это как раз то, о чем мы говорили в Год равных возможностей, это работа, которая на законодательном уровне завершена в 2010 году.

Не могу не сказать о негосударственных образовательных учреждениях. 14 субъектов РФ (только 14!), в том числе Москва, законодательно обеспечивают финансированием аккредитованные частные негосударственные школы. Никакого федерального закона на этот счет в Российской Федерации нет. Но в Послании Федеральному Собранию Президент РФ Дмитрий Медведев сказал о необходимости установления равных прав для государственных и негосударственных школ. Тем не менее сегодня Москва, финансируя эти школы, должна принять законодательно соответствующую и справедливую в социальном плане норму. Мы должны финансировать эти негосударственные школы по минимальному нормативу. Он составляет 63 тысячи рублей. Сегодня некоторые негосударственные школы, которые берут колоссальные деньги с родителей, уже обращаются с претензиями в адрес властей Москвы по поводу того, что их недостаточно финансируют. Но давайте посмотрим на историю возникновения этих негосударственных школ. Никто ничего нового не построил, эти школы базируются на месте государственных детских садов. По сути дела, это хороший бизнес и об этом надо говорить честно и открыто. Поэтому государство должно поддерживать эти школы, но в определенной социально справедливой мере.

Есть еще одна проблема. В 2006 году Прокуратура Москвы опротестовала положение о приеме в первые классы школ Департамента образования, где говорилось о приоритетном зачислении в одну школу братьев и сестер. Тогда говорили о том, что это нарушает права всех остальных детей, что все дети имеют равные права на образование, что никаких приоритетов быть не может.

Прошло время, государство имеет принципиально другую политику в части решения демографических задач. На федеральном уровне, например, предпринимаются решения по материнскому капиталу. Поэтому я думаю, что наличие этой нормы абсолютно излишне, тем более что такие приоритеты в уже в отношении определенных категорий детей уже есть, они закреплены в федеральном законодательстве, в частности, существует закон «О милиции», и дети из этих семей имеют первоочередное право на зачисление в первые классы, есть закон «О военнослужащих», где записано то же самое. Нам необходимо поддержать многодетные семьи, матерей-одиночек, отцов-одиночек. Думаю, назрел вопрос о том, чтобы в закон Москвы внести норму о приоритетах, чтобы можно было найти компромисс с прокуратурой города и исправить эту ситуацию.

2010 год объявлен Годом учителя. Мне, как человеку, который имеет самое прямое отношение к профессии педагога, это крайне важно и приятно. Тем не менее для всех нас, граждан России, 2010 год – это год Великой Победы. То, что год Великой Победы одновременно еще и Год учителя, накладывает серьезную ответственность и на учителей, и на школы. Хочу сказать, что школа достойно несет эту ответственность.

В Восточном округе, в Северном Измайлове, есть школа №1748. Восточный округ выступил с инициативой: 400 новых газовых плит получили ветераны в канун Победы. Ученики школы №1748 собрали 41 тонну макулатуры и получили 105 тысяч рублей. Директор школы Татьяна Банчукова созвонилась с директором Казанского завода газовых плит, рассказала ему об этой акции, и он по себестоимости (по 4 тысячи рублей, а плита стоит почти 6300) отправил продукцию завода своему дистрибьютору в Королев, эта организация выделила бесплатно машину, и ветераны Северного Измайлова, которые нуждались в помощи, получили 27 плит от школьников, родителей и учителей. Этот такой важный и позитивный пример я привел для того, чтобы все убедились: есть высочайший потенциал школы, которая сегодня в большей степени нуждается не только в финансовых ресурсах, но и в доверии к учителю, в доверии к этим инициативам, которая достойно внесла свой вклад в подготовку к юбилею Великой Победы – 65-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте