Первый телеканал пригласил педагогов, родителей, управленцев, политиков, учеников, депутатов и сенаторов к разговору о том, как идет модернизация образования в столице. Из многих приглашенных возможность высказать свое мнение дали в большинстве случаев только тем, кто был против создания образовательных комплексов. Тем же, кто говорил о Законе «Об образовании в РФ», о преимуществах комплексов, о реальной практике их работы и их задачах, практически не удавалось получить слово. Не цитируя тех, кто незнаком с этой практикой, кто оскорбительно высказывался о столичном образовании, мы решили все же рассказать, о чем говорили те, кто объективно оценивал модернизацию и процессы развития московской системы образования.
Анастасия ЗЫРЯНОВА, директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ:- Второй год система образования живет по новому Закону «Об образовании в РФ». Одно из принципиальных отличий этого закона – то, что мы перешли от финансирования образовательных учреждений к финансированию процесса реализации образовательных программ. В этой связи создание комплексов, которые могут реализовать различные программы, программы различной направленности, на наш взгляд, может стать возможностью обеспечить доступность и разнообразие качественного образования для детей. Это возможность, которая дана законом. Второй момент – реорганизация образовательных учреждений, которая существует уже сегодня. Есть статья закона, которая очень жестко регламентирует то, как должна проходить эта реорганизация. Когда мы говорим с регионами о реорганизации, то подчеркиваем, что экономическая целесообразность не должна ставиться во главу угла, во главе угла должны быть интересы ребенка. Александр БИСЕРОВ, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки: – Рособрнадзор должен следить за образованием, но определять концепцию развития регионального образования должны точно не мы. Процесс укрупнения школ в Москве идет уже в течение двух лет, есть разные примеры и две стороны в дискуссии по этому поводу. Когда родители высказывают свое мнение, они употребляют огромное количество вводных слов, мне это не нравится. Слова не факт, это, возможно, даже предположение, а не утверждение. Ирина АБАНКИНА, директор Института развития образования ВШЭ:- В Москве во главу угла поставлена доступность качественного образования, возможность выбора той образовательной программы, которая наиболее адекватна способностям ребенка и интересам родителей. На самом деле сокращения школ в Москве, если мы говорим в значительной степени о зданиях, не происходит, они объединяются, но это не значит, что сокращаются. Никакой половины зданий в Москве никому не передано, давайте не будем передергивать. Когда речь идет о коррекционных программах и коррекционных школах, то это совсем другая ситуация. Дело в том, что и для таких детей нужно создавать такие условия и такие возможности обучения, социализации, чтобы они получали полноценное образование. Ребята с девиантным поведением еще более сложная группа, но ни для тех, ни для других не должно быть отстойников, мы не должны закрываться от них каменной стеной, мы должны научиться жить вместе с ними. Гайяр АЛИМОВ, заместитель руководителя Департамента образования:- Каким образом в предыдущие годы финансировали школы Москвы, например школу «Интеллектуал» и школу, находящуюся на окраине Москвы? В пересчете на одного ребенка в школе «Интеллектуал» полагалось примерно триста тысяч рублей, в то время как в любой другой московской школе – порядка 63 тысяч рублей. Мы с удовольствием платили бы всем школам по триста тысяч рублей на каждого ребенка, но таких возможностей у бюджета нет. Интересно, что только какие-то категории детей, сосредоточившиеся на Западе и Юго-Западе Москвы, почему-то принято считать одаренными. Учителя, которые учили детей, так их и учат в комплексах, а вот то, что при создании комплексов теряли работу некоторые, извините, зажравшиеся директора, действительно так. Выравнивание возможностей для детей очень важно. Что касается обвинений, что при объединении школ высвобождаются здания, что их будут приватизировать, продавать, то это неправда. На данный момент ни одно помещение школы никуда не отдано, не продано. Сегодня освобождаются помещения окружных управлений образования и дирекций – чиновники Департамента образования сокращены по сравнению с 2010 годов в три раза. Любовь ГЛЕБОВА, член Совета Федерации РФ:- Образование – очень важная система, в ней не бывает типовых схем. Есть такие ситуации, когда объединение принесет только пользу. Очень может быть, что слабослышащие дети с удовольствием войдут в класс в рамках инклюзивного образования, где о них будут заботиться. Если мы говорим, что комплекс Евгения Ямбурга существует 25 лет, то это позволяет понять, что такие комплексы нужны. Ребята с ограниченными возможностями развития должны либо развиваться в своем коллективе, либо адаптироваться в среде, в которой им предстоит позже жить. Такая дискуссия идет во всем мире. Сейчас сделан один шаг, мы не говорим, что закрываем коррекционную школу, мы даем возможность реализовывать программу коррекционного образования в комплексе. Если в этом комплексе все такие условия, что были в коррекционной школе, тогда никому не скажут: «Ты нам здесь не нужен!» Если такие условия будут, значит, комплексу быть. Владимир КОВШОВ, директор школы №2048:- Я думаю, что часть директорского корпуса и профессионального сообщества разделяет мою точку зрения на проблему создания образовательных комплексов. Принципиально важно, что, когда начались процессы по созданию таких комплексов, я принял эту идею, в силу того что она истинно демократична. Она должна была поставить перед нами задачу, чтобы не было плохих школ и не было вечных флагманов (хотя мы и воздаем им должное), чтобы в шаговой доступности родителям, налогоплательщикам Москвы была предоставлена возможность за счет бюджета получать качественное образование для их детей на всех ступенях. Время покажет, но по итогам олимпиад – и городских, и республиканских – московские школьники занимают высокие места при очень высокой положительной динамике. В образовательном комплексе есть место всем: и воинам, и танцорам, и ученым, и музыкантам. Где будет больше возможностей, там будет выше качество, выше качественные результаты. По поводу идентичности хотел бы своим коллегам-учителям дать совет: сегодня происходит собор в отношении русской идентичности, а нам нужно подумать о том, что такое профессиональная идентичность. Наталья ЗИНОВЬЕВА, директор школы №2100:- Я директор большого комплекса, объединившего 9 учреждений. Нашему комплексу 8 месяцев, в дошкольном отделении есть воспитанники с задержкой психического развития, есть логопедические группы, у нас учатся дети-инвалиды. То есть у нас есть все. Ни одна из трех школ, входящих в наш комплекс, до того никогда не входила в Топ-400, сейчас наш комплекс на 234-м месте в рейтинге московских школ именно благодаря объединению, он стал обладателем гранта мэра Москвы. Мы сохранили изюминку каждой образовательной организации, которая вошла в комплекс, оставили техническую направленность, мы не лишили их ничего, оставили все, что было у них лучшим, думаем, как это лучшее развить, и даем детям качественное образование.Антонина НИКОЛАЕВА, директор Центра образования №1420:- Когда меня пригласили на телепередачу, сказав, что разговор пойдет о московском образовании, я обрадовалась: смогу высказать свое мнение о том, как меняется столичная школа. Но сделать этого я не могла – слова не дали. Разговор был только об амбициях взрослых, защищающих не интересы своих детей, а амбиции и консерватизм директоров, не идущих в ногу со временем. Ни один из них не сказал, в чем же ущемлен их ребенок. Они не услышали даже детей, пришедших на эту передачу. «Это вы пришли защищать свою школу!» – выкрикнул кто-то из родителей ученику, который тоже хотел высказать свое мнение. Каждый из нас должен понимать, что любой ребенок – национальное достояние России, всего человечества. Следовательно, наша задача – научить ребенка жить в среде людей, не важно, одарен ли он, с девиантным поведением, аутист, с ограниченными возможностями жизнедеятельности или обычный нормальный ребенок, который уже сегодня хочет уважения к себе, любви, нужности не только родителям, но и всем нам. А теперь на минуточку давайте представим, что в одной школе собрались все дети с девиантным поведением. Как вы думаете, будут ли они успешны, нацелены на будущее, на достижение жизненных целей? Большая часть из них будут копировать свою жизнь с плохого. Когда Москва, а за ней и другие регионы стали открывать специальные школы – логопедические, для детей с девиантным поведением, для одаренных, для детей с синдромом Дауна, с ДЦП и с расстройствами аутистического спектра, для детей с нарушением интеллекта, это было огромной ошибкой. Невозможно научить ребенка грамотно говорить, если все дети вокруг говорят так, как он. Повторю: дети должны жить сегодня и сейчас среди людей. Ведь мы тоже должны научиться жить и учиться с такими людьми, самое главное – наши дети правильно и мудро должны воспринимать всех тех, кто их окружает. А этому можно научить только тогда, когда все вместе, когда у всех равный старт и равные возможности. Слова на ТВ-передаче мне не дали, но очень оскорбили. Оскорбили тем, что в прямом эфире на всю Россию позволили одному из присутствующих родителей нелицеприятно высказаться о руководителе московского образования, которого на передаче не было. Учительство Москвы уважает Исаака Калину за ум, талант руководителя, за смелость мысли, за последовательность в достижении целей в развитии образования детей в Москве. Нам интересно работать, внедрять новые подходы и новые технологии в обучении и воспитании детей. Ждать, когда время покажет? Мы и наши дети живем сейчас. Каждому из нас – педагогам, управленцам, директорам школ – надо идти в ногу со временем. Уже сегодня время показывает: если ты консервативен и не идешь в ногу со временем, то ты наносишь ущерб будущему России.
Комментарии