Если вы спросите, что такое Севастополь, в ответ услышите: «Город-герой, черноморский порт, центр значимых исторических событий, гордость русских моряков». А еще это образовательный центр, хранящий и развивающий традиции, которые так близки российским школьникам и учителям. В этом смогли убедиться представители молодежных объединений Центрального округа Москвы.
В январе 2010 года в Севастополь с дружеским двухдневным визитом приехали активисты Молодежного ученического совета и Совета молодых педагогов. Особенности ученического самоуправления двух севастопольских школ (гимназии №1 им. А.С.Пушкина и школы с углубленным изучением английского языка №3), специфика организации образовательного процесса, международные конкурсы учащихся, их устремления и достижения, возможные направления сотрудничества – вот далеко не полный перечень тем, которые интересовали как гостей, так и юных севастопольцев. Инициаторами и организаторами поездки выступили префектура Центрального округа, Центральное окружное управление образования, окружной методический центр, окружная организация профсоюза. Встреча оказалась возможной благодаря активной поддержке программы межгосударственного сотрудничества, оказанной Московским культурно-деловым центром «Дом Москвы» в Севастополе.
Первое знакомство московских школьников и молодых учителей с системой образования Севастополя состоялось в одной из старейших школ города – школе с углубленным изучением английского языка №3. «Круглый стол» проходил на базе музея этого образовательного учреждения. За сто тридцать пять лет существования школа неоднократно получала звание лучшей. Подтверждением тому служит поступление ее выпускников не только в самые престижные вузы Украины и России, но и в университеты с мировым именем. Несмотря на гуманитарный профиль школы, ее учащиеся с успехом участвуют в международных олимпиадах по всем предметам, становятся лауреатами самых разнообразных конкурсов научных работ, регулярно выступают на конференциях МГУ «Ломоносовские чтения», а многие выпускники теперь с успехом преподают в московских вузах.
Участники встречи нашли много общих тем для обсуждения и смогли наметить первые, но уже такие значимые шаги сотрудничества. Опыт севастопольских сверстников по организации деятельности учащихся показался интересным московским школьникам не зря: школа №3 является победителем городского конкурса на лучшую модель самоуправления. Привлекли внимание собеседников и вопросы, выходящие за рамки исключительно школьного преподавания и воспитания: работа с одаренными детьми, формирование ученических научных обществ (севастопольские старшеклассники рассказали гостям из Москвы об объединении «Уникум», созданном на базе их образовательного учреждения), инклюзивное обучение, развитие патриотического направления педагогической деятельности (ежегодно, как и российские сверстники, севастопольские школьники участвуют в майской Эстафете огня, общественной акции «Георгиевская ленточка», посвященной празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне).
Итогом встречи представителей ученического актива и молодых педагогов стала экскурсия по музею школы, подготовленная силами учителей и самих учащихся.
Следующий день для гостей из Москвы стал днем знакомства с гимназией №1 им. А.С.Пушкина. Здесь сложились традиции, которые роднят эту гимназию со многими российскими образовательными учреждениями, носящими имя поэта. Не случайно севастопольские школьники и учителя гордятся тем, что им удается поддерживать отношения с некоторыми из московских школ, например, московской школой №353 им. А.С.Пушкина. Неизменно учащиеся первой гимназии принимают участие в Пушкинских чтениях, в октябре проводят лицейские недели, в январе – неделю памяти русского поэта, издают альманахи и организуют поэтический конкурс «Старик Державин нас заметил».
Всего за несколько часов встречи московские школьники и молодые педагоги смогли убедиться в том, насколько активна жизненная позиция их севастопольских сверстников и коллег. Деятельность экологического десанта, шефство над детскими домами, военно-патриотические экскурсии – все это оказалось близким и интересным ребятам. Важным итогом встречи можно считать намеченные пути межшкольного сотрудничества в области развития как ученического самоуправления, так и школьных объединений (в гимназии №1 существует общественная организация «Ступеньки» и, как в некоторых московских школах, с успехом работает Малая академия наук).
Руководство гимназии выразило надежду на то, что в будущем удастся сделать регулярными телемосты с образовательными учреждениями России, тем более что опыт проведения телемостов и международного сотрудничества у гимназии, которая недавно вошла в Международную ассоциацию молодежных организаций российских соотечественников (МАМОРС), уже есть.
Наибольший интерес у гостей из Москвы вызвала издательская деятельность учащихся гимназии. Почти на профессиональном уровне, начиная с младшей школы, они публикуют альманахи, посещают уроки библиотечного мастерства, защищают дипломные проекты.
В рамках экскурсионной программы школьники и молодые педагоги, ставшие участниками культурно-образовательной поездки «Москва – Севастополь», посетили знаменитую панораму «Оборона Севастополя 1854-1855 годов», усыпальницу адмиралов во Владимирском соборе на Центральном городском холме, символ города – Памятник затопленным кораблям, памятник «Матрос и солдат» на мысе Хрустальном и другие места боевой славы.
Уезжая из Севастополя, представители Молодежного ученического совета и Совета молодых педагогов Центрального округа могли с полным правом утверждать: первое знакомство с городом оказалось необычайно успешным. Они убеждены: основы сотрудничества в сфере образования и культуры, заложенные во время встреч молодежных организаций в Севастополе, окажутся крепкими, а намеченные направления совместного развития – актуальными и интересными.
Опыт межгосударственного общения, по общему мнению, необходим, важен и увлекателен. Именно это может стать стимулом дальнейшей модернизации молодежных общественных объединений и залогом крепкой дружбы.
Комментарии