Ольга ЛАРИОНОВА, руководитель Департамента образования: – III Международный пушкинский форум проходил в дни празднования лицейской годовщины. Традиционно в это время московские школьники посещают театры, музеи, места, связанные с жизнью и творчеством поэта, проводят в своих школах пушкинские вечера, литературные салоны, гостиные, конкурсы чтецов. Имя Пушкина, которое не раз звучало в ходе форума, определяет высокий уровень ответственности и качества нашей повседневной работы и нашего теперь уже многолетнего международного сотрудничества.
В московской системе образования придают особое значение Международному форуму пушкинских школ, проходившему в объявленный Президентом Российской Федерации Год русского языка в мире, как крупной объединительной культурно-просветительской акции международного гуманитарного сотрудничества, столь важного в наше непростое время.
Проведение международных пушкинских форумов – одно из направлений деятельности созданного в 2004 году Международного педагогического сообщества в поддержку русского языка, в котором к настоящему времени представлены 32 страны.
Осуществляемая всеми заинтересованными сторонами аналитическая работа позволяет находить новые методические подходы к поддержке русскоязычного образования, тем более что интересы повышения качества и совершенствования содержания русскоязычного образования в разных странах и регионах по многим принципиальным позициям совпадают. Это особенно относится к стремлению большинства серьезных педагогов за рубежом подчеркнуть нравственно-ценностные ориентиры русскоязычного образования, использовать в образовательном и воспитательном процессах лучшие духовные традиции русской культуры. Подобная позиция зарубежных коллег дает нам основания считать, что в поддержке русскоязычного образования Москва выступает как крупный образовательный центр и в то же время как историческая и современная столица русской культурной традиции, один из культурных, научных, деловых центров мирового значения.
Наша деятельность в данной сфере во многом опирается на убежденность в том, что поддержка и пропаганда русского языка – важный инструмент культурно-нравственного воспитания детей и молодежи. Это особенно важно было подчеркнуть на Форуме пушкинских школ, давно и эффективно отстаивающих такую позицию. Вместе с тем мы исходим из факта возрастания практического интереса зарубежной молодежи к изучению русского языка для последующего участия в деловом, экономическом, культурном взаимодействии с Россией. Мы уверены, что этот интерес будет увеличиваться по мере повышения значимости и влияния нашей страны в мировом сообществе. Подтверждением тому служат слова из творческой работы одной из участниц нашего форума, ученицы гимназии им.А.С.Пушкина г.Варны (Республика Болгария) Виктории Власевой: «…Влияние Пушкина чувствуется и сегодня. Мы – распространители его творчества потому, что в нем сочетаются духовные ценности и новаторские идеи». Пушкин, никогда не покидавший Россию, ни разу не посетивший Европу (хотя об этом страстно мечтал), был, по существу, среди русских писателей первой трети XIX века самым крупным «европейцем». Его творчество оказалось созвучным лучшим достижениям западной культуры, позволяющим европейское считать синонимом человеческого.
Таким образом, проблема сохранения русского языка не ограничивается только поддержкой соотечественников средствами образования. Мы рассматриваем русский язык как один из ведущих мировых языков и как мощное средство культурного и нравственного образования молодого поколения в современном мире.
Имя Пушкина, освещающее московские форумы, придает ему особую значимость как важной акции международного гуманитарного сотрудничества. Пушкинские школы 30 стран, представители которых участвовали в нынешней встрече, – по существу, не только учреждения образования, но наши партнеры-единомышленники в деле совершенствования содержания и в целом качества русскоязычного образования.
Мы приветствовали в этом году делегации зарубежных школьников, которые своими победами в конкурсах и олимпиадах, своей творческой работой продемонстрировали интерес и любовь к русскому языку, русской культуре, к великому наследию великого поэта.
Мы постарались сделать программу форума интересной и для педагогов, и для молодежи. Встреча с красавицей Москвой, знакомство с ведущими в пушкинской тематике столичными школами, участие 19 октября в Дне лицейской годовщины и особенно поездка на малую родину Пушкина в Подмосковье, уверена, дали новые впечатления и стимулы к эффективному продолжению работы пушкинских школ. На форуме состоялся важный разговор по актуальным вопросам нашего сотрудничества, продуктивный обмен опытом и мнениями, которого мы всегда с нетерпением ждем, встречаясь с нашими друзьями и партнерами. Участие молодежи в Форуме пушкинских школ мы предполагаем сделать традиционным.
Людмила ШВЕЦОВА, первый заместитель мэра в Правительстве Москвы:
– Имя Александра Сергеевича Пушкина – символ непреходящих ценностей русского языка и русской культуры. С течением времени все новые и новые поколения убеждаются в необходимости сохранения и развития пушкинской культурной традиции в жизни общества и, может быть, прежде всего в сфере образования. Хочу подчеркнуть: не только обучения определенным знаниям и навыкам, которые, безусловно, необходимы в реальной жизни человека, а образования, понимаемого как формирование духовно развитой, мыслящей, компетентной личности.
Говоря о необходимости ценностных ориентаций образования и совершенствования с этих позиций его содержания с учетом жестких вызовов нашего времени, мы смело можем обращаться к Пушкину, причем не только как к поэту, писателю, историку, но и как к глубокому и современному мыслителю. При этом у Пушкина не нужно учиться, с Пушкиным нужно советоваться! Достаточно перечитать, например, «Бориса Годунова», «Цыган» или «Полтаву», чтобы понять: он знал или чувствовал ответы на многие вопросы, волнующие нас сегодня. Как сказал наш великий драматург Александр Николаевич Островский: «От Пушкина умнеет все, что может поумнеть». И в этом, если можно так выразиться, замечательная образовательная ценность пушкинской личности и пушкинского творчества.
И, конечно, такая ценность – язык Пушкина. Может быть, одна из актуальных задач русскоязычного образования – именно с помощью Пушкина научить детей и молодежь чувствовать точность, разнообразие, красоту и глубину русского языка. В тех школах, где только «проходят» творчество Пушкина, проходят мимо него. И не важно, идет ли речь о наших российских, московских школах или о «русском мире», русскоязычной школе за рубежами нашей страны. Думаю, что когда мы говорим о поддержке русского языка, то по большому счету имеем в виду язык «Евгения Онегина», а не сегодняшних телевизионных сериалов.
Мы рады, что в нынешнем форуме участвовали старшеклассники зарубежных школ – победители пушкинских конкурсов, активные участники проектов по пушкинской тематике, молодежь, знающая, любящая и пропагандирующая творчество Пушкина. Я искренне желаю нашим молодым друзьям и их педагогам, чтобы язык Пушкина, язык великой русской культуры всегда оставался в их жизни, служил мощным фактором их профессионализма, интеллекта и творчества.
На протяжении уже многих лет Москва делает все возможное для продвижения русского языка и русской культуры, поддержки соотечественников за рубежом средствами образования. Эта работа занимает одно из ведущих мест в действующей сегодня и разрабатываемой на 2009-2011 годы программах Правительства Москвы по реализации государственной политики в отношении соотечественников, она определит одно из важных и актуальных направлений деятельности московской образовательной системы.
Современная ситуация в сфере русскоязычного образования и продвижения русского языка требует энергичных и эффективных решений. В качестве такого решения можно назвать ежегодное проведение в Подмосковье Международной летней школы русского языка, в которой участвуют более 300 школьников из десятков стран мира. Если же говорить о поддержке соотечественников, то примером успешной инициативы может служить реализация набирающего все большую популярность проекта «Московский аттестат», который позволяет старшеклассникам зарубежных школ на основе дистанционного обучения по российским программам и после прохождения соответствующих испытаний получать аттестат одной из лучших московских школ. Большое значение мы придаем ежегодно проводимому под эгидой Правительства Москвы и получившему название Пушкинского творческому конкурсу педагогов русскоязычных школ за рубежом, с победителями которого традиционно встречаемся в российской столице.
Но по мере развития и углубления нашей работы мы все больше убеждаемся в необходимости совместных усилий с образовательными системами и конкретными учреждениями образования стран-партнеров. Пушкинские школы, лицеи, гимназии в разных странах – наша опора и наши ориентиры в этой деятельности. Более того, в условиях становящегося все более актуальным совершенствования содержания русскоязычного образования, повышения значимости его культурно-воспитательной составляющей мы рассматриваем пушкинские школы как центры русской культуры, сохранения и развития «русского мира» за рубежом.
Поэтому так важны и необходимы обмен творческим и интеллектуальным опытом таких школ, изучение и распространение этого опыта в рамках международных встреч, мероприятий по повышению квалификации зарубежных педагогов, их участие в акциях профессионально-педагогического, координационного, информационного характера. Успеху этой работы способствует содействие славянских университетов в ряде стран СНГ, вузов и образовательных центров в странах «традиционного» зарубежья. Вместе с тем нужно еще более активно развивать межкультурные детские и молодежные связи, межшкольные обмены, все эффективные формы молодежных контактов с использованием сети «Интернет». Важно, чтобы основой этих контактов был не искаженный, а подлинный русский язык, владение которым во многом открывает дорогу к пониманию окружающего мира и человеческих отношений.
Хочу особенно подчеркнуть важность информационного взаимодействия и координации работы в разных странах по поддержке и продвижению русского языка с участием заинтересованных в этом общественных организаций, в том числе организаций соотечественников. Представляется удачной найденная в последние годы современная форма такого взаимодействия – создание Международного педагогического общества в поддержку русского языка, которому все мы желаем дальнейшей успешной работы.
Сегодня образование – важнейшая составляющая социальной и экономической жизни любого государства, региона, города. Но в основе образовательной деятельности лежат прежде всего трансляция культуры и воспитание гармонично развитого человека – гражданина и патриота своей страны, уважающего и понимающего ценности истории и культуры других народов, ценности мирового культурного наследия. Именно в этом направлении развивается московское образование, расширяются его связи с международными организациями на базе основных положений Конвенции о правах ребенка, основополагающих документов ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и других международных организаций.
Это было убедительно подтверждено в ходе состоявшейся в начале сентября в Москве крупной конференции в рамках международной акции «Города, доброжелательные к детям» и закреплено в подписанном
23 сентября в парижской штаб-квартире ЮНЕСКО Меморандуме о взаимодействии между ЮНЕСКО и Правительством Москвы.
Нет сомнений, что интерес к изучению русского языка и русской культуры, интерес к нашей России и стремление к контактам с ней будет расти по мере укрепления ее позиций и влияния в мировом сообществе. Сегодня мы наблюдаем эту тенденцию во многих странах и должны сделать все, чтобы поддержать ее на перспективу. Уверена, что проведение в Москве Форума пушкинских школ вносит большой вклад в дело консолидации международной педагогической общественности, работающей на достижение этой благородной цели. Особую значимость приобретает подготовка к
VI форуму, который состоится в год 210-летия со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Мы хотим, чтобы юбилейная встреча стала итогом работы в каждой стране, в каждой школе и в то же время результатом нашего целенаправленного взаимодействия и сотрудничества.
Комментарии