Президент России Владимир Путин объявил 2007 год Годом русского языка. В Москве в этом году была проведена большая работа, и это была не только серия крупных и значимых мероприятий, но и кропотливая работа по выстраиванию сотрудничества с теми странами, которые проявляют интерес к такому сотрудничеству, к изучению русского языка и культуры. В этом смысле одним из самых серьезных московских проектов можно считать международный проект Северного округа, ставший возможным благодаря соглашениям, которые заключают Правительство Москвы, Департамент образования, окружное управление образования, для того чтобы всемерно способствовать формированию единого образовательного пространства, разрабатывать и реализовывать различные научно-исследовательские проекты и программы в области образования, внедрять новые образовательные технологии, оказывать методическую помощь, обмениваться делегациями педагогов и детей. Образовательные учреждения Северного округа сегодня осуществляют активное сотрудничество с Италией, Испанией, Францией, Германией, Болгарией, Словакией, Грецией, Англией, Китаем, США.
Как же удается так выстраивать международное сотрудничество, что возникает взаимный интерес и москвичей, и их зарубежных коллег к совместной деятельности на благо развития различных систем образования, в чем оно заключается, каких успехов удается достичь, с какими проблемами приходится столкнуться? И самое главное – как удается разговаривать на одном языке разноязычным педагогам разных стран? Об этом мы хотим сегодня повести разговор, подводя итоги Года русского языка в отдельно взятом округе Москвы. И начинает его заместитель начальника Северного окружного управления образования, координатор международного проекта Лариса ПОРТЯНСКАЯ.
чего все началось? С приказа Департамента образования, в котором за нашим округом «закрепили» Австрию, Австралию, Испанию, Италию и Нидерланды. Эти страны прибавились к тем партнерам округа, с которыми уже успешно развивалось сотрудничество, – к Германии, Франции, Греции, Китаю, Англии и США.
Кто-то скажет: зачем московскому округу столь широкое международное сотрудничество? У нас на этот вопрос давно есть свой ответ: для того чтобы понятия дружба и мир стали не лозунгами, чтобы они были подкреплены конкретными делами, проектами, совместными акциями. Дипломаты выстраивают отношения между странами по своим законам и методикам, но давно известно, что самые успешные связи налаживаются тогда, когда начинает действовать народная дипломатия. Вот у нас в округе именно народная дипломатия стала основой для сотрудничества москвичей и их зарубежных друзей.
Пять лет назад наиболее эффективно в округе стал разворачиваться проект «Россия – Италия», который получил поддержку Министерства образования и науки РФ, был одобрен Департаментом образования и префектурой САО. Теперь ежегодно на выставке «Дни Московского образования на ВВЦ» мы представляем свой проект, и, поверьте, нам есть что представлять, о чем рассказывать.
Сегодня в проект включено 21 московское образовательное учреждение. Наши партнеры-итальянцы представляют 10 своих учреждений образования. В целом в проекте участвуют более 10 тысяч учащихся и 2 тысячи педагогов.
Итальянские учащиеся учат русский язык, и в этом году они впервые участвовали в летней Школе русского языка, которая была открыта на базе подмосковного лагеря «Московия». В Москве уже два года осуществляется проект распространения итальянского языка, в котором принимают участие 26 школ Москвы (9 из них – школы САО) и 9 школ Российской Федерации. Итальянский язык преподают наши партнеры, и это очень важно, так как только носители языка могут передать его точную интонацию, произношение.
Одно из важных мероприятий проекта – детское творчество. В этом году, например, в нашем округе побывала большая делегация итальянских школ, и вместе с нашими ребятами гости дали большой концерт, ставший концертом дружбы, русские и итальянские песни звучали так красиво, слаженно, и в конце концов было непонятно, кто поет лучше итальянскую песню – итальянцы или москвичи, кому лучше удается исполнение русской – москвичам или итальянцам. Ежегодно в итальянском городе Таранто при поддержке городской администрации проходит международный фестиваль детского творчества «Талантливые дети», в котором активное участие принимают творческие коллективы школ САО, показывая свои лучшие номера.
Конечно, реализация такого интересного и масштабного проекта не осталась незамеченной другими нашими зарубежными партнерами, которые сначала вместе с нами участвовали в международных конференциях, а затем постепенно включались в проект, придавая ему статус международного. На международных конференциях, в которых принимали участие представители Греции, Швеции, Австрии, Франции, Германии, Голландии, Великобритании, мы говорили о развитии диалога культур, о «Международной культуре и дидактике мира», о «Русском и итальянском языках в международном диалоге культур», о многих других важных проблемах.
Постепенно для нас принципиально важным стало не только обсуждение, но и совместное решение многих проблем, так стали возникать новые партнерские связи. Например, в этом году образовательные учреждения нашего округа начали сотрудничество с болгарскими школами: был подписан договор между школой №133 города Софии и Центром образования №1409, проведена летняя международная смена с участием болгарских школьников, открыт Российско-болгарский культурно-образовательный центр на базе ЦО №1409. С 2005 года в округе работает сетевая городская экспериментальная площадка «Формирование поликультурного образовательного пространства в контексте национальных ценностей и культуры», объединяющая 26 образовательных учреждений округа разного вида и типа, работающих по различным направлениям международного сотрудничества. В прошлом учебном году в округе была открыта городская экспериментальная площадка «Международные образовательные проекты ЮНЕСКО как механизм новых подходов к формированию содержания образования» на базе школы №124 с углубленным изучением английского языка. В этом году эта школа начала сотрудничество с образовательными учреждениями Китая по программе ЮНЕСКО. Изучение китайского языка проводится факультативно в школах №№ 1224 и 296.
Сегодня, можно сказать, особый размах приобретает работа школ под эгидой ЮНЕСКО. В нашем округе уже статус ассоциированных школ ЮНЕСКО имеют 5 образовательных учреждений (школы №№ 1224, 1251, 1287, 1289 НОУ «Мумий-Тролль»). Более двадцати школ (№№ 141, 146, 183, 222, 238, 251, 656, 683 1223, 1249, 1250 1252, 1288, 1296, 1315, 1409, 1570, 1576, 1678, интернат №96) принимают участие в программах и проектах ЮНЕСКО. Это такие проекты, как «Счастливый оазис», «Модуль миротворчества – сеть школ мира», «Поддержка одаренных детей», «Мир начинается с меня», а также экологическая программа «Зеленая планета».
По инициативе депутата Московской городской Думы, национального координатора ПАШ ЮНЕСКО Татьяны Потяевой учащиеся школы №1224 в сентябре 2007 года приняли участие в презентации программы «Год ребенка в Москве», которая состоялась в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже. В рамках презентации творческие коллективы нашей школы выступили с концертной программой песен и танцев многонациональной России.
Сегодня уже можно, на мой взгляд, сказать, что в округе сложилась система планомерной работы по укреплению сотрудничества с зарубежными странами. Поддержка и развитие международных связей дает нам возможность изучать и использовать передовой опыт работы партнеров, осуществлять обмен новыми разработками в области содержания образования, современных технологий, воспитания у детей культуры мира и ненасилия. Как оценить нашу работу и ее результаты? Лучшая оценка – это то, что к проекту присоединяются все новые и новые партнеры, когда люди по собственному желанию включаются в работу, значит, дело, за которое они берутся, для них интересно и важно.
Комментарии