search
main
0

Москва: ассоциации поколений. Повод для оптимизма: есть различия, но нет пропасти

В последние годы много дискуссий ведется о том, что молодежь ничего не знает, не владеет элементарными сведениями, необходимыми для ориентации в современном российском обществе. Говорится о том, что растет риск утраты национальной идентичности, рвется связь поколений, молодые люди воспринимаются как инфантильные неучи. Но так ли категоричны должны быть эти утверждения? Можно ли на проблему культурного кода взглянуть несколько иначе? Что, в самом деле, объединяет или разделяет поколения? Мы, университетские исследователи, видим различия, но не считаем их пропастью между поколениями.

Проведенное в Московском городском педагогическом университете в 2016-2017 годах исследование «Культурный код поколений: коммуникационный аспект» – один из шагов в поиске ответов на эти вопросы. В обобщенном виде результаты рассматривались в триаде: знаки/символы – инструменты/способы коммуникации – ценности. В итоге стало ясно, что, хотя поколения различаются в коммуникационной деятельности (молодые общаются больше и пользуются другими инструментами коммуникации), объединяет их высокий уровень сходства в базовой ценностной картине мира (в понятиях добра и зла, семьи как жизненного приоритета, доверия к другим людям).Москва – это прежде всего столицаПреемственность поколений или конфликт «отцов» и «детей» во многом зависят от образа жизни разных поколений, от ценностей, способов их достижения, а также предметной среды жизнедеятельности. В рамках исследовательского проекта МГПУ «Культурный код поколений: коммуникационный аспект» были выявлены также ассоциации представителей разных поколений, связанные с Москвой как основным местом жизнедеятельности наших респондентов.Представленные ниже эмпирические данные получены в результате контент-анализа ответов на открытый вопрос анкеты «С чем у вас ассоциируется Москва?».Отвечавших разделили на две группы по возрасту: старшее поколение – старше 31 года (те, кто, как правило, создал свои семьи, имеют детей) и молодежь – младше 20 лет (большинство в этом возрасте считает своей семьей родительскую семью).Все полученные ассоциации в целом можно разделить на три группы:1) индивидуальные – имеющие значимость только для респондента («мой дом, семья, близкие люди, любимый город»);2) городские – типичные для любого современного мегаполиса («драйв, темп, метро, театры, парки»);3) московские – указывающие на столичную специфику («московскость», «столичность»).И молодежь, и люди старше 30 лет воспринимают Москву прежде всего как столицу. Основные ассоциации связаны именно с атрибутами города, и только затем с атрибутами мегаполиса и личными ассоциациями. Такое единство особенно удивляет со стороны молодежи, от которой скорее ожидаемы личные, индивидуальные ассоциации, связанные с конкретными местами. (См. схему 1.)Ничего нет удивительного, что старшее поколение гораздо больше москвичи, чем молодежь. Количество прожитых в столице лет неизбежно переходит в качество, и на ум чаще приходят истинно московские слова. А молодежь пока что «горожане». Версия о том, что нам попались студенты, приехавшие со всей страны учиться, а вовсе не москвичи, отметается. Об этом говорят индивидуальные ассоциации – у молодежи их больше.Молодежь: учимся, смеемся и плачемИндивидуальные ассоциации указывают на значимые для человека группы лиц, важные объекты и другие «точки отсчета». Разница между поколениями наблюдается в том, что с возрастом человек больше начинает ценить близких людей, в ответах чаще появляются слова «семья» и «дети» (гораздо чаще, чем слово «родители» у молодежи), человек постепенно «прирастает» к своему району, ему не хочется переезжать из привычного дома. В то время как у молодых часто встречаются слова «двор», «школа» и особенно «университет», у старшего поколения название места работы или учебы встречается крайне редко. И видно, что по выплескиванию эмоций – как позитивных, так и негативных – молодежь лидирует.Несмотря на единство поколений в личностном восприятии Москвы как родного города, молодежь более эмоционально и более позитивно описывает город. (См. схему 2.)Негативных эмоциональных оценок города у старшего поколения больше, чем позитивных, но это особенность возраста, примем ее как данность. В целом разнообразие ярлыков, которыми обзывают респонденты столицу, выше у родителей. Если у молодежи преобладают в основном только «муравейник» и «большая деревня», то у старших помимо двух вышеупомянутых добавляются «курятник», «базар», «улей», «дурдом».Молодым в городе тесно, а старикам душноГородские ассоциации свидетельствуют о включенности респондента в определенный повседневный событийный ряд, одинаково часто у обеих групп встречаются упоминания высокого темпа жизни (ритм, нехватка времени, стресс, борьба за жизнь, движение, суета, хаос, «не спит»), а также все, что относится к деловой жизни: учеба, возможности, работа, бизнес. Старшее поколение чаще вспоминает нейтральные атрибуты мегаполиса (магазины, фастфуд, метро, дороги, транспорт, пробки) и экологические проблемы (шум, пыль, воздух), а молодежь – яркие ощущения и развлечения: праздники, ночная жизнь, кино, клубы, иллюминация, реклама. Также молодежь в 2 раза чаще отмечает «перенаселенность» (очереди, толпы в метро, много разных наций, мигранты, гастарбайтеры, «понаехали тут»). Очевидно, с годами люди привыкают к мигрантам, которых взрослые не воспринимают как конкурентов – своя ниша уже найдена, и находят пути избегать толпы, не перемещаясь в час пик, например, посещая не стадионы, а музеи. По мере ухудшения здоровья нарастает озабоченность вырубкой деревьев, загазованностью, несвоевременной уборкой мусора.Ожидаемыми различиями поколений оказались ассоциации Москвы с городом развлечений для молодых и плохой экологии для старших. Но оказывается, что особенно тесно в городе не бабушкам, а молодежи, которая воспринимает город как перенаселенный. (См. схему 3.)Власть – для старшихМосковскую специфику выявляют в первую очередь столичные атрибуты – власть, официальные лица, могущество, пафос; всемирно известные знаковые объекты – Кремль, Красная площадь, Большой театр, Третьяковка и прочие известные места: ВДНХ, ГУМ, зоопарк, Арбат, Москва-сити, парк им. Горького. К московским относятся также исторические, эстетические и культурные ассоциации: «на семи холмах», «древняя, «златоглавая», «белокаменная», имена живших в Москве известных людей. Молодежь больше воспринимает столичность Москвы через зрительные образы, символы, а старшее поколение связывает столичность с властью и ее атрибутами. (См. схему 4.)Что приятно, негативные ассоциации в этой части одинаково минимальны: «коррупцию» и «казнокрадство» вспомнили всего по 3 респондента из каждого возраста. Мы же про Москву спрашивали, а не про страну в целом…По частоте упоминания Красной площади и Кремля различий между поколениями нет. Это ожидаемо и объяснений не требует.По упоминанию объектов культурного наследия (театры, музеи, храмы) старшее поколение впереди, а по современным культовым местам и местам отдыха (ВДНХ, спорткомплексы, зоопарк, Арбат, Пушкинская площадь) впереди молодежь.Москвичи с большим жизненным опытом значительно – в 3 раза – чаще называют органы власти, фамилии президента и мэра, и само слово «Москва» вызывает более разнообразные ассоциации из области культуры, науки, архитектуры, истории, религии. Вот что значит долго жить и пропитаться столичным духом!Крайне редко взрослые вспоминают Москву в песнях, фильмах, на пряниках, эмблемах организаций и событий (памятник Юрию Долгорукому, зубцы кремлевской стены) и тому подобное. Молодые такое вспоминали в 4 раза чаще.Что отражают свободные ассоциации? Сферу жизнедеятельности, зоны личной активности. Для одних, которым тесно в толпе, это огни большого города, Макдоналдс, университет. Для других важны семья, политика, театры. И те и другие живут в стремительном темпе, озабочены нехваткой денег в дорогом городе, знают главные культовые места, не ругают власть, привязаны к привычным координатам. Но это все поверхностное, а не главное. Главное не измеряется ассоциациями.В рамках того же большого исследования было выявлено много разных различий между поколениями – и в способах коммуникации, и в потребительских стереотипах. Но в качестве жизненных ориентиров у молодежи присутствуют те же ценности (образование, работа, семья), что и у старшего поколения. Способы достижения ценностей у «детей» такие, что «отцы» ничего против них не имеют.А еще было выявлено, что в каждом времени и в каждом возрасте есть свои герои, символы эпохи и кумиры – куда же без них, но при этом антигерои, символы зла и опасения (страхи) у поколений в целом совпадают.Молодежь – представитель той же культуры, что и старшее поколение. Фундамент у нас общий и пока неразрывный.Павел ШЕВЧЕНКО, кандидат психологических наук, доцент Школы проектирования и образовательного предпринимательства МГПУ, старший научный сотрудник Лаборатории управления проектами;Гурген АКОПЯН, кандидат социологических наук, доцент Школы проектирования и образовательного предпринимательства МГПУ, старший научный сотрудник Лаборатории управления проектами

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте