В 1998 году был подписан договор о сотрудничестве между Департаментом образования и науки Архангельской области и управлением образования Северо-Западного округа Москвы.
Ирина БУЛАНОВА, начальник Северо-Западного окружного управления образования:
– Вот уже более десяти лет развивается и крепнет наше сотрудничество с коллегами Архангельской области. Наш договор изначально предусматривал ознакомление с нормативно-правовой основой деятельности московских лицеев, гимназий, кадетских школ, содержанием лицейского и гимназического образования в условиях профилизации школ, формированием индивидуальных учебных планов, организацией обучения по программам различных уровней в московских ОУ, взаимное участие специалистов, педагогов в научно-практических конференциях, семинарах по проблемам образования, содействие в установлении контактов педагогических коллективов образовательных учреждений и выход на школьное партнерство. С тех пор систематическим стал обмен делегациями руководителей нашего управления образования и Департамента образования и науки Архангельской области, мы участвовали в зональных совещаниях в Архангельске, Северодвинске, Каргополе, Вельске, Коряжме, Устьянского и Вилегодского сельских районов, а архангелогородцы познакомились с образовательным процессом в школах нашего округа и участвовали в семинарах, «круглых столах». Надо ли говорить, что обмен мнениями по острым проблемам образования был для нас очень важен?!
Мы учимся друг у друга: в прошлом учебном году в Архангельской области на базе ОУ для москвичей были проведены 5 семинаров, на которых шел разговор об организации учебно-воспитательного процесса, дистантных форм образования, музейной педагогики, проведения ЕГЭ, работы психологических центров и реализации национального проекта «Образование». Мы все время знакомимся с опытом работы друг друга: в октябре 2005 года наши специалисты были в Коряжме и Вилегодском районе, где директора школ-партнеров подписали соглашения о сотрудничестве, в Москве прошел семинар «Единое образовательное пространство как условие развития школьника», в Каргополе – «Внутришкольное управление: опыт педагогических и управленческих инноваций», в Архангельске – конференция «Современные образовательные и управленческие модели», в Вельске – московские мастер-классы «Роль ШНО в повышении творческой и познавательной активности в условиях непрерывности и преемственности», «Формирование системы работ с одаренными детьми СЗАО», «Взаимодействие ученического самоуправления и коллектива учителей». Активное участие в московских августовских конференциях принимали директора сельских школ Архангельской области, а москвичи побывали на августовских чтениях у своих коллег в Вельском районе. Сельские школы Каргопольского района объявили этнографический проект «Народные игрушки» и в рамках этого проекта учащиеся гимназии №1551 посетили деревню Ульяны Бабкиной и другие мастерские каргопольской глиняной игрушки, теперь в гимназии много учеников занимаются в детской мастерской глиняных игрушек. Долгосрочный проект «Дружба на расстоянии» объединил учащихся московской школы № 1136 и детей-сирот детского дома Угриньга Архангельской области, а московский проект «Здоровье детей – здоровье нации» нашел отклик в сельских школах Устьянского района Архангелогородчины, знакомство с московской программой «Диакомс», представленной Центром психолого-медико-социального сопровождения, стало интересным для педагогов школ поселка Первомайский.
Многолетние межрегиональные связи сотрудников управления образования, директоров образовательных учреждений Архангельской области и Северо-Западного учебного округа Москвы позволили по-новому взглянуть на проблемы обучения и воспитания подрастающего поколения, ближе узнать друг друга, использовать все лучшее у партнеров и с чистым сердцем делиться своими наработками.
Пожалуй, самым значительным для нас стало сотрудничество в области дистанционных форм обучения и переподготовки педагогов. Наш округ ведет большую работу по созданию единого информационного пространства, наш опыт проведения на базе округа сетевых проектов показывает, что партнерство на основе использования интернет-технологий становится приоритетным направлением в работе управления образования по развитию межрегиональных связей. В ходе дистанционного сотрудничества проходят виртуальные «круглые столы», конференции, мастер-классы, семинары, консультации. Пять лет округ проводит межрегиональные дистантные олимпиады по биологии, информатике, географии, экономике, истории. За пять прошедших лет в дистанционных проектах на базе округа приняли участие около трех тысяч человек из Архангельской области, других регионов России, Украины, Белоруссии, Казахстана и других стран. В процессе дистанционного сотрудничества на базе учебного округа создана учебно-методическая поддержка дистанционного обучения.
Владимир МИГУНОВ, директор Департамента образования и науки Архангельской области:
– У нас с Северо-Западным округом Москвы установлено нормальное взаимодействие. Во-первых, это взаимодействие на уровне управлений – окружного управления и областного департамента. Хорошо, что у москвичей есть в управлении специалист, закрепленный за теми регионами, с которыми у округа складывается сотрудничество. На те совещания руководителей муниципальных органов управления образованием, которые мы проводим на территории Архангельской области, мы, как правило, приглашаем своих коллег из Северо-Западного округа Москвы и Вологодской области, Карелии. Идет интенсивный обмен опытом между районами Архангельской области и Москвой. Первый район, который начал активное сотрудничество с москвичами, был Устьянский, затем подключились Вельский, Каргопольский, Онежский районы. В каникулярное время, как правило, в Москву выезжают делегации образовательных учреждений, а москвичи-директора приезжают и в течение учебного года – в прошлом году, например, они приезжали к нам осенью в Каргополь, и там мы обсуждали вопросы профильного, предпрофильного обучения, использования новых экономических механизмов в деятельности образовательных учреждений. То есть идет обмен опытом, подпитка теми инновациями, которые есть в Москве или появляются в Архангельской области. Очень большую помощь Северо-Западный округ оказывает нам, когда выезжают делегации школьников на балы медалистов, когда дети-сироты приезжают в столицу на новогодние праздники. Их размещают, сопровождают, организуют для них экскурсионные программы. Может быть, наша интеграционная работа должна быть еще более широкой, еще более перспективной и глубокой, но на данном этапе мы сотрудничаем, на наш взгляд, очень плодотворно, Архангельская область этим сотрудничеством довольна и строит планы на будущее. Наша область, как известно, попала в эксперимент по развитию дистанционных форм обучения, у нас создан ресурсный центр на базе областного института повышения квалификации, и такие ресурсные центры будут создаваться в каждом районе Архангельской области или на базе районного отдела образования, или на базе опорной школы по информационным технологиям. То есть мы уже попытались в это лето проводить пресс-конференции и совещания в режиме он-лайн там, где это было возможно. В связи с тем, что сейчас процесс информатизации пойдет более интенсивно и только в этом году порядка 160 школ получат доступ к широкополосному интернету (без дозвона и модема), у нас появятся широкие возможности для использования информационных ресурсов для проведения различных тестов, олимпиад в режиме он-лайн и так далее. Опыт, который есть в Москве, будет нам крайне необходим. Ведь на Северо-Западе есть уже многое, например, знаю, что они проводят аттестацию в режиме он-лайн, что у них множество самых современных учебных материалов, методик, программ, которыми они с нами делятся. Мы в этом году хотели попробовать провести такую аттестацию, но потом перенесли начало этой работы на 2007 год. Мы, наверное, к 2009 году уже перейдем на ЕГЭ в штатном режиме, и, возможно, появятся и электронные варианты сдачи этого экзамена. Я знаю, что в некоторых школах Северо-Запада уже есть даже кабинеты тестирования, например, в лицее №1564, и мы обязательно будет изучать и переносить этот опыт в нашу область. Конечно, то, что нас интересует, в округе нам всегда показывают, когда какая-то делегация архангелогородцев едет в Москву, перед этим конкретно обговаривается, что бы мы хотели посмотреть. Хозяева-москвичи так и планируют работу делегаций, показывают именно то, что интересно гостям. Когда к нам приезжают московские делегации, мы поступаем так же, но всякий раз и у москвичей, и у нас есть возможность внести коррективы, предложить что-то новое.
Комментарии