Два дня в Кремлевском государственном дворце царил балет: лучшие хореографические школы мира приняли участие в праздновании по случаю 240-летия Московской государственной академии хореографии.
Академия хореографии – одно из старейших театральных учреждений России. В декабре 1773 года в Москве при Воспитательном доме были открыты классы театрального танцевания, которые позднее стали называть балетным отделением театрального училища. В 1779 году состоялся первый выпуск воспитанников, получивших балетное образование. К 1806 году было создано Московское императорское театральное училище, в начале ХIХ века в школе наряду с иностранными учителями начинают преподавать русские педагоги – выдающийся танцовщик, балетмейстер, педагог А.Глушковский, любимый ученик и последователь прославленного балетмейстера Ш.Дидло. Ученики А.Глушковского и известной французской балерины и педагога Ф.Гюллень-Сор украшали сцену Петровского, а с 1825 года – Большого Петровского театра.В 40-х годах ХIХ века в стенах школы воспитывали будущих замечательных танцовщиков и танцовщиц, соединявших в себе хореографическое дарование с большим артистизмом, это были В.Гельцер, П.Лебедева, С.Соколов, И.Ермолов, Ф.Рейнсгаузен, О.Николаева. Директором училища был Ф.Кокошкин – один из образованнейших людей своего времени, стремившийся поднять уровень образования в театральной школе на должную высоту. Огромное влияние на творческий рост учеников оказывало их общение с великим русским актером М.Щепкиным, который преподавал в школе с 1832 года, среди педагогов общеобразовательных дисциплин был критик и журналист Н.Надеждин. Известный историк балета Ю.А.Бахрушин отмечал, что в эти годы русский, а следовательно, и московский балет самоопределился, обладал самобытным репертуаром, независимым от зарубежных балетных театров, русскими исполнителями и национальной школой танца…Кроме артистов балета в Московском театральном училище с первых дней готовили также артистов драмы, оперы и оркестра, благодаря такому слиянию происходило взаимообогащение трех видов искусств, что приносило большую пользу всем ученикам.В 1863 году был подготовлен проект нового устава театрального училища, после чего ученикам предлагали физическое и нравственное образование, «основанное на религиозных началах и соблюдении церковных обрядов», обучение наукам и искусствам.В общее образование входили Закон Божий, русская словесность, французский язык, арифметика, география, история и мифология, естественная история, рисование и чистописание, музыка – фортепиано и скрипка. Специальный курс обучения балетному искусству составляли танцы балетные, характерные и бальные, мимика, фехтование, частые постановка и представление на театре училища небольших балетов. Впервые устав предусматривал составление подробных программ по всем общеобразовательным и специальным предметам. От преподавателей даже требовалось письменное изложение методов, по которым они намерены преподавать избранные ими предметы в училище. Новым уставом были введены журнальный учет работы педагогов, ежедневная регистрация поведения учащихся, пятибалльная система оценки в науках и искусствах, меры поощрения для успевающих и меры исправительные для «нерадивых и шаловливых». Участие всех учеников балетного отделения в балетных спектаклях и на выходах в драматических спектаклях было обязательным. В учебно-воспитательную жизнь впервые были введены начала коллегиальности, все вопросы подлежали рассмотрению и предварительному решению ежемесячной конференции училища, в состав которой входили управляющий, инспектор, главный надзиратель, надзирательница и весь педагогический персонал.Новый устав был введен в 1865 году, все его статьи вошли в положение 1888 года, которое оставалось практически неизменным до 1917 г.В 1898 году балетное отделение училища было преобразовано, количество учащихся увеличено до ста человек, учреждены совместные научные классы для мальчиков и девочек.Крупнейшая заслуга в деле воспитания молодых артистов балета, педагогов, балетмейстеров принадлежит В.Тихомирову.В течение тридцати пяти лет он был педагогом московской школы, воспитав не одно поколение артистов московского балета. Урок классического танца Тихомиров вел в сопровождении фортепиано, до этого момента уроки в школе велись только в сопровождении скрипки. Свой метод преподавания он основывал на тех положениях, которые в дальнейшем вошли в методику преподавания классического танца в России. В 1920 году было принято Положение о государственной балетной школе, и после двухлетнего перерыва она возобновила свою работу, училище передали Большому театру, во главе его встали ведущие артисты, которым принадлежала решающая роль в развитии московского балета этого времени, – ученик великого М.Петипа известнейший балетмейстер А.Горский и В.Тихомиров.В 1922 году Тихомиров составил требования, предъявляемые к учащимся государственной балетной школы при переходных испытаниях, требования, предъявляемые к лицам, окончившим школу и желающим поступить в Большой театр, программу классического танца, преподаваемого в школе, а также программу музыкального образования. Тихомиров вложил немало сил в сохранение классического наследия и развитие хореографического образования, при нем в училище появились такие предметы, как история театра, история балета, история изобразительного искусства, история сценического костюма.В 1922 году на сцене Нового театра в исполнении воспитанников училища был показан балет «Вечно живые цветы» Б.Асафьева, в котором впервые была сделана попытка отобразить в балете современную жизнь.Среди имен первых выпускников 20-х годов ХХ века – имена прославленных деятелей хореографии, известные теперь во всем мире: А.Мессерер, И.Моисеев, М.Габович, Н.Подгорецкая, Л.Банк, В.Кудрявцева, Е.Ильющенко, Т.Устинова, Н.Тарасов, А.Руденко.В 1931 году балетную школу реорганизовали в балетный техникум при Большом театре, она стала средним специальным учебным заведением. Теперь там учили по новым программам специальных дисциплин. Обязательными стали классы дуэтного и исторического танца, игры на фортепиано, ритмика, физкультура, драматическая выразительность, а также предмет «Хореодрама» (педагог И.Моисеев), появились специальные отделения для подготовки педагогов и балетмейстеров, было введено обязательное семилетнее образование, предмет «Производственная практика» предполагал освоение спектаклей из репертуара Большого театра: классического наследия, современных балетных спектаклей и постановок молодых балетмейстеров. Это позволяло учащимся знакомиться с различными хореографическими формами. Из выпускников 30-х годов ХХ века ведущее положение в Большом театре заняли О.Лепешинская, С.Головкина, И.Тихомирова, Л.Черкасова, Ю.Кондратов, А.Чичинадзе, Е.Фарманянц.После удачного выпуска 1933 года педагоги школы начинают уделять внимание специальному и общему образованию, теперь в школе изучают математику, физику, химию, расширено преподавание специальных теоретических дисциплин – истории театра и балета, изобразительного искусства.В 1944 году на сцене Большого театра состоялся первый выпускной концерт училища после войны, среди выпускников была блистательная Майя Плисецкая.В 1960 году директором Московского хореографического училища стала только что завершившая сценический путь известная балерина Софья Головкина, художественным руководителем – Юрий Кондратов, в прошлом выпускник Московского хореографического училища, ведущий солист Большого театра.В 1964 году был утвержден новый учебный план, срок обучения в школе сократился с девяти до восьми лет. Пятый класс училища, который соответствовал восьмому классу общеобразовательной школы, становился рубежным, определяющим дальнейшую специализацию. Были созданы два отделения – классического танца и русско-классического танца, новые программы по специальным предметам, перестроены программы искусствоведческих дисциплин. В 1964 году художественным руководителем школы стал Леонид Лавровский. К работе в училище привлекали молодых балетмейстеров, в младших классах ввели курс гимнастики, специально разработанный училищем совместно с Научно-исследовательским институтом физиологии детей и подростков и Институтом физической культуры.Училище начинает ездить на гастроли сначала по стране, затем в Италию, Испанию, Англию, США, везде их выступления становятся триумфом русского классического балета. В 1971 году за заслуги в деле подготовки хореографических кадров Московское академическое хореографическое училище было награждено орденом Трудового Красного Знамени.Обращение школы к балетам, ставшим классическим наследием хореографов мира, оказалось возможным благодаря высокому уровню подготовки в училище. Эти годы дали балетному театру России и мира Н.Бессмертнову, М.Лавровского, Н.Сорокину, Ю.Владимирова, Б.Акимова, М.Леонову, М.Дроздову, В.Тедеева, В.Кириллова, А.Михальченко, В.Деревянко, И.Мухамедова, В.Моисеева, А.Фадеечева.К концу ХХ века о Московском академическом хореографическом училище говорят уже как об уникальной академии, воспитавшей не одно поколение служителей Терпсихоры, в 1987 году на его базе был открыт Московский государственный хореографический институт (МГХИ), ректором которого стала народная артистка СССР Софья Головкина, с 1988 года и по настоящее время кафедрой хореографии МГХИ заведует Герой Социалистического Труда Юрий Григорович.МГХИ привлекал для чтения лекций и проведения практических занятий преподавателей из ведущих вузов России. В 1995 году Московское академическое хореографическое училище было присоединено к МГХИ, ставшему Московской государственной академией хореографии, в объединенном учебном заведении были открыты кафедры классического танца (женского), классического танца (мужского), дуэтно-классического танца, народно-сценического и историко-бытового танца, хореографии, музыкального образования, гуманитарных и социально-экономических дисциплин, цикловые комиссии преподавателей общеобразовательных дисциплин и концертмейстеров. В 2001 году исполняющим обязанности ректора академии был назначен художественный руководитель балета Большого театра РФ Б.Акимов, в 2002 году ректором Московской государственной академии хореографии была избрана Марина Леонова, которая к этому времени имела стаж в своей профессии около 35 лет. Выпускница академии и ГИТИСа, ученица великих педагогов и балетмейстеров современности, талантливый педагог, репетитор, щедро впитавший исполнительское и педагогическое мастерство от своих наставников, она начала педагогическую деятельность в академии в 1991 году, закончив карьеру ведущей балерины ГАБТ РФ. Имена ее выпускниц хорошо известны в России и за рубежом, многие из них стали ведущими балеринами и солистками Большого театра и театров оперы и балета за рубежом, лауреатами международных конкурсов артистов балета. Сейчас Московская государственная академия хореографии под руководством Марины Константиновны – высшее учебное заведение, славу которого создали его педагоги, выпускники, ставшие известными танцовщиками, балетмейстерами, выдающимися деятелями хореографического искусства.
Комментарии