На очередном заседании Правительство Москвы под председательством Сергея Собянина рассмотрело отчет о работе столичной системы образования.
Сергей СОБЯНИН, мэр Москвы: Год тому назад, определяя наши приоритеты в этой сфере, мы ставили перед собой несколько ключевых задач. Во-первых, необходимо было ликвидировать очередь в детские дошкольные учреждения. Для дошкольников было создано более 60 тысяч дополнительных мест, и, несмотря на то что, казалось бы, задача решена, тем не менее мы должны над этой проблемой работать интенсивно, для того чтобы не допускать возникновения очередности в ближайшие годы. С учетом положительной демографической ситуации эта проблема будет острой, я думаю, еще как минимум пять лет. Необходимо обеспечить и ввод детских садов, и передачу в систему образования зданий бывших детских дошкольных учреждений. Вся эта работа должна вестись интенсивно и по плану. Во-вторых, необходимо было устранить многолетние перекосы в системе финансирования образования. К началу 2012 года все детские сады и школы Москвы перешли на другие нормативы финансирования: в детских садах – 110-120 тысяч рублей на каждого ребенка, в школах – из расчета 123 тысячи рублей на учащихся старших классов. Для обучения детей-инвалидов нормативы увеличиваются еще в 2-3 раза. Сколько денег получит конкретное учебное заведение, будет напрямую зависеть (и сегодня уже зависит) от количества учащихся в данном ученом заведении. В-третьих, была начата программа обновления материально-технической базы образовательных учреждений. В предыдущие годы уровень поставок оборудования был, конечно, неоправданно низким. Годами школы не получали нового оборудования. Поэтому в 2011 году в ремонт, благоустройство, оборудование, компьютеризацию образовательных учреждений было вложено 22 млрд рублей. Мы на этом не останавливаемся. В 2012 году на эти цели выделяется еще больше ресурсов, для того чтобы обеспечить продолжение текущего ремонта и благоустройства, приобретение оборудования, информатизацию. В частности, мы планируем завершить проект обеспечения всех учителей персональными компьютерами, закупить 600 новых компьютерных классов, более 10 тысяч интерактивных досок и проекторов. Для перехода на новые государственные образовательные стандарты будет закуплено 1700 комплектов компьютерного оборудования для начальной школы. В-четвертых, в 90% городских школ были созданы органы общественного самоуправления – управляющие советы. Таким образом, школы получили реальную самостоятельность и реальное самоуправление, при этом Правительство Москвы не снимает с себя ответственность за контроль качества учебного процесса. В-пятых, мы ставили задачу повысить заработную плату педагогов детских садов и школ. В результате увеличения нормативов финансирования в ноябре-декабре средняя заработная плата московских учителей превысила среднюю оплату по экономике города. Выросла и оплата труда в детских садах в среднем на 20%, причем наибольший прирост пришелся на детские сады и школы, в которых ранее из-за недостатка финансирования платили меньше всего. В целом в 2011 году увеличение финансирования системы образования составило 20% по сравнению с 2010 годом – до 250 млрд рублей. На 2012 год заложен дальнейший рост финансирования – 266 млрд. Все эти инвестиции, реформы осуществляются с единственной целью: на выходе мы должны получить более справедливую и конкурентоспособную образовательную систему Москвы. В городе всегда было много хороших детских садов и школ. Теперь нужно добиться, чтобы в городе было как можно меньше отстающих образовательных учреждений. Мы вводим информационные технологии в работу школ. Это хорошо, но теперь на следующем этапе необходимо внедрять и новые системы обучения, электронные учебники, новые образовательные программы, чтобы весь тот объем оборудования, который мы поставляем в школы, был максимально эффективно использован. Соответственно и в программы повышения квалификации учителей должны входить вопросы, связанные с обучением информационным технологиям, чтобы все учителя могли в полной мере использовать те новшества, которые приходят в школы. Мы поставили задачу на 2012 год максимально задействовать нашу систему профессионального образования для повышения квалификации и обучения не только учащихся, которые выходят из наших школ, но и взрослых, которым требуется получить современную специальность в короткие сроки и с хорошим качеством. Исаак Калина, министр образования Правительства Москвы: Наряду с очень высокими результатами в системе образования Москвы к началу 2011 года проявились достаточно серьезные проблемы, которые требовали решения. Это, конечно же, неравномерность, необъективность и непрозрачность финансирования, как следствие – большое количество школ с низким уровнем финансирования и низкими зарплатами педагогов, значительное количество школ с плохой материальной базой, немотивированным педколлективом и низким качеством результатов, а также значительное количество учреждений, где участие родителей в жизни школы сводилось к так называемому сбору денег на нужды школы, что, естественно, воспринималось просто как поборы с родителей. Попробую доложить о том, что сделано для решения этих и других проблем в 2011 году и какие задачи мы ставим на 2012 год. На 1 сентября 2010 года очереди на зачисление в детские сады дожидались более 35 тысяч маленьких москвичей, поэтому первоочередные усилия были направлены на наведение порядка в процедуре формирования очередности и регламентации зачисления. Введена электронная система комплектования дошкольных учреждений, которой с того времени воспользовались уже более 150 тысяч москвичей, информационно-консультативная поддержка осуществляется специализированными службами в каждом округе, а для создания детям комфортных условий осуществлялись ремонт зданий и благоустройство территорий детских садов. Всего в 2011 году отремонтировано 862 детских сада, 1248 территорий благоустроено, где это возможно, в том числе и в школах, для размещения дошкольников в полном соответствии с нормами СанПиНов мы осуществили перепрофилирование ранее неэффективно используемых помещений. Всего на капитальный, текущий ремонт, благоустройство, перепрофилирование помещений, закупку оборудования для дошкольников было направлено более 6 млрд рублей, в ходе этих мероприятий было создано 60 тысяч мест. С 1 октября 2011 года все детские сады перешли на нормативное финансирование в форме получения субсидий. На эти цели только в 2011 году дополнительно выделены средства из бюджета Москвы в размере 1,25 млрд рублей, а в 2012 году бюджет дошкольных учреждений города увеличился еще на 5 млрд. Введение высокого норматива позволило повысить зарплату воспитателям дошкольных учреждений в среднем на 20% по городу. Развитие вариативных форм дошкольного образования, в том числе расширение семейных детских садов, строительство новых объектов, возвращение департаментом имущества в систему образования зданий детских садов, использовавшихся в последние годы непрофильным образом, и другие меры позволили свести очередность московских детей в дошкольные учреждения к нулю. Однако 2012 год будет не менее напряженным. Все знаем, что родились 125 тысяч москвичей – это примерно на 50 тысяч больше, чем рождалось шесть-восемь лет назад, то есть те дети, которые уходят сегодня в школу. Поэтому прогнозируемая потребность спроса на дошкольное образование в 2012 году – 430 тысяч, но мы уверены, что с учетом строительства новых детских садов, дальнейшего возврата зданий в систему и в 2012 году посещать детские сады смогут все нуждающиеся в этом московские дошкольники. Значительная дифференциация школ сложилась не только по качеству образования, но и по условиям и возможностям обучения. Существовало недопустимое для Москвы количество школ, в которых уровень материально-технической базы оставлял желать лучшего, значительная их часть нуждалась в капитальном ремонте и реконструкции. Поэтому в 2011 году значительные усилия были направлены на развитие материальной базы школ, чтобы создать условия для перехода на качественно новый уровень образовательного процесса. В 2011 году в 162 школах проведен капитальный ремонт, более чем в половине школьных зданий – текущий ремонт, выполнено благоустройство пришкольных территорий. Совокупные расходы на капитальный и текущий ремонт, благоустройство и приобретение учебного оборудования составили 17,3 млрд рублей для школ. В 100% школ, где реализуется программа начального общего образования, поставлено учебное оборудование с учетом требования федерального госстандарта всего на сумму 1,5 млрд рублей, приобретено более 60 тысяч единиц компьютерной техники, 100% образовательных учреждений столицы подключены Департаментом информационных технологий к скоростному Интернету. В апреле 2011 года стартовал пилотный проект по развитию общего образования города. Основные механизмы реализации проекта – это переход на нормативное финансирование, выравнивание ресурсных возможностей учреждений по высокому уровню и привлечение общественности к оценке результатов работы школ. Школы, входящие в пилотный проект, получают средства единой субсидией и имеют право самостоятельно распределять эти средства, конечно, с соблюдением нормативных требований. При этом обязательные условия – сохранение в учреждении полного объема бесплатных образовательных услуг и обеспечение размера заработной платы работников на уровне не ниже предшествующего проекта. Первоначальное количество участников проекта было определено в 125 школ, однако на конец 2011 года в пилотный проект вступили 983 школы, а с 1 января 2012 года – 1350 школ. Надо признать, что это потребовало огромной дополнительной работы коллег из Департамента финансов и казначейства, на обеспечение проекта было выделено дополнительно в 2011 году 2,5 млрд рублей, а в 2012 году предусмотрено дальнейшее увеличение финансирования школ на 15 млрд рублей. Сегодня можно говорить о первых итогах пилотного проекта. Во-первых, общество, как профессиональное, так и родительское, получило реальные рычаги управления школой, в том числе по участию в распределении и бюджетных средств. При этом интересы администрации школы, учителей и родителей теперь объединены в единое целое – высокий уровень качества образования детей, которые учатся в этой школе. В системе образования складывается конкуренция школ за возможность предоставить семье качественную образовательную услугу, а конкурентоспособность определяется качеством образования, реализуемого в школе. Во-вторых, заметно увеличилась заработная плата большинства учителей. В-третьих, увеличился контингент большинства школ, участвующих в проекте. Уже на начало нового учебного года количество первоклассников в этих школах выросло по сравнению с прошлым годом почти на 10%. Конечно, при развитии самостоятельности образовательных учреждений особое место занимает система контроля качества образования. В этой связи в 2011 году дан старт программе «Московский регистр качества образования», которая будет продолжена в 2012 году и позволит без дополнительного вмешательства в учебный процесс диагностировать уровень подготовки учащихся. Отдельно стоит сказать и о том, что именно школы стали первыми среди государственных учреждений Москвы, где успешно была введена новая отраслевая система оплаты труда. Вместе с выравниванием положения слабых школ в конце прошлого года был реализован масштабный проект поддержки образовательных учреждений-лидеров. 135 грантов мэра на общую сумму 750 млн рублей было присуждено учреждениям, показавшим неоспоримо высокий результат образовательной и воспитательной деятельности. Это стало дополнительным стимулом для педагогических коллективов к непрерывному повышению качества своей работы. А для того чтобы создать для москвичей удобную и комфортную систему записи ребенка в школу, с 15 декабря 2011 года совместно с Департаментом информационных технологий была внедрена электронная регистрация заявлений в первые классы. В каждом округе работают служба поддержки и «горячая линия». На настоящий момент в системе зарегистрировано более 75 тысяч будущих первоклассников и уже зачислено в школы более 57 тысяч. Электронное комплектование позволяет не только сократить время на заполнение документов родителями, но и в оперативном режиме отслеживать очередность, наполнение образовательных учреждений по районам и округам, принимать взвешенные и обоснованные решения о потребности в дополнительных местах, а также судить об эффективности работы учреждения на основе показателей востребованности школы. Сегодня коллективы школ конкурируют за ученика. Для того чтобы семьи сделали свой выбор, школе недостаточно просто находиться рядом с местом проживания ребенка. Важна ее устойчивая репутация как учреждения, где действительно качественно учат, где условия обучения наиболее комфортны для ребенка. При этом не могу не сказать, что переход всех школ Москвы на новые стандарты начальной школы, оснащение всех первых классов высококачественным оборудованием, переподготовка всех учителей первых классов позволяют утверждать, что в любой школе Москвы первокласснику 2012 года должна быть обеспечена возможность получать современное, качественное образование. В самом деле, ведь в 2011 году на приобретение учебного оборудования для начального общего образования Правительство Москвы выделило средств в 8 раз больше, чем в 2010 году, приобретено очень много оборудования. Причем переоснащена не только начальная школа: 24 тысячи московских учителей уже получили в пользование ноутбуки, а до конца марта этого года их получат все учителя основной и старшей школы. В практику школы активно вошли разнообразные формы работы с семьей и общественностью. Родители включаются в образовательный процесс и в роли заказчика, соисполнителя, эксперта, активными организаторами этой работы стали также префектуры и управы. Для повышения качества образования активно внедряются механизмы государственно-общественного контроля. В 2011 году количество учреждений, в которых созданы управляющие советы, выросло в разы и достигло 90%. При этом Москва, конечно же, уникальное место на карте российского образования. Наличие высших учебных заведений международного уровня, огромное количество музеев, театров, научных и исследовательских институтов и другие дополнительные возможности обучения и социализации, безусловно, диктуют особые требования к столичной школе. Это нашло отражение в государственной программе «Столичное образование» на 2012-2016 годы. И не случайно в составе соисполнителей государственной программы 17 органов исполнительной власти Москвы. Активными участниками совместной деятельности стали и вузы федерального подчинения, и многочисленные негосударственные организации. Ключевые моменты, требующие принятия консолидированных решений, мы выносим на экспертный совет программы, который возглавляет заместитель мэра Ольга Голодец и в состав которого вошли ведущие эксперты в сфере развития образования, представители общественных объединений. Как результат таких консолидированных действий в 2011 году можно привести пример: на 15% увеличился охват обучающихся мероприятиями, проводимыми учреждениями культуры и искусства. Мы признательны нашим коллегам из Департамента культуры, силами которых было организовано бесплатное посещение школьниками лучших музеев города в дни зимних каникул. Надеемся, что такая практика не только сохранится, но и будет существенно расширена в текущем году. Конечно же, успешность развития системы образования напрямую зависит от уровня профессионализма ее кадров. В 2011 году особое внимание было уделено развитию кадрового потенциала школ. В настоящее время работать в московской школе становится престижно. Привлекательные современные условия труда позволили закрыть все вакансии в образовательных учреждениях. В течение 2011 года активно создавались общественные объединения учителей. В настоящее время работают 18 предметных педагогических ассоциаций, цель которых – тиражирование лучших педагогических практик, проведение экспертизы образовательных программ, повышение профессионального мастерства учителя, и мы рассчитываем на укрепление их роли в текущем году. Они наделены полномочиями, необходимыми для решения вопросов, связанных с повышением качества образования, в том числе участия в аттестации педагогических кадров. Значительное место в системе московского образования занимает подготовка рабочих и специалистов. В 2011 году создан задел для развития системы профессионального образования и ориентирования его на реальные потребности экономики. Стоит отметить, что средний конкурс на одно место в учреждения среднего профессионального образования в 2011 году составил почти два человека. Не все вузы могут похвастаться такими показателями. Количество поступивших на программы начального и среднего профессионального образования выросло почти на 8%. Все больше молодых людей и их родителей осознанно выбирают колледж как старт профессиональной карьеры, гарант успешного трудоустройства. В столичных колледжах созданы условия для получения профессии для молодых людей с ограниченными возможностями здоровья. В 2012 году планируется дальнейшее расширение спектра образовательных программ для профессиональной подготовки лиц с нарушениями опорно-двигательной системы, нарушениями зрения, слуха и других. Колледжи Москвы также перешли на реализацию новых стандартов профессионального образования. По заказам работодателей было разработано 200 образовательных программ, организована независимая оценка качества подготовки выпускников объединениями работодателей, в том числе Торгово-промышленной палатой, МЧС, РЖД, метрополитеном, «Метро», «Вольво», «Сименс» и другими с выдачей соответствующих сертификатов. В 2011 году количество выпускников, получивших сертификат Ассоциации работодателей, увеличилось на 50%. Московские колледжи становятся субъектами новых социально-экономических отношений, среди выполняемых ими функций – качественное профессиональное образование, в том числе и взрослых, воспроизводство квалифицированной рабочей силы с учетом потребностей рынка труда, обеспечение баланса интересов населения и работодателя, организация культурного развития молодежи. В начале 2012 года в московскую систему образования влились 13 федеральных колледжей. Таким образом, система сегодня насчитывает 103 колледжа, более 100 тысяч обучающихся. Это очень серьезная сила, хороший трудовой ресурс столицы. Наша задача – продолжить развитие системы, сделав особые акценты на взаимодействие с работодателями, использование механизмов государственно-частного партнерства. Особое внимание в 2011 году было уделено информационной прозрачности и открытости образования как необходимому условию реализации новых задач. Одним из примеров возросшего доверия педагогического сообщества к заданному курсу развития, на наш взгляд, может быть городской профессиональный конкурс педагогического мастерства. Сохранив лучшие традиции, он стал более открытым, живым и ориентированным на широкую общественность. Во время заочного этапа на интернет-сайте конкурса за 2600 зарегистрированных участников было отдано более 360 тысяч голосов их бывшими и нынешними учениками, их родителями, коллегами, в том числе из Украины, Нидерландов, Канады, США. Одним из механизмов прозрачности стало создание и поддержание сайтов образовательных учреждений. 100% общеобразовательных учреждений, столичных колледжей и вузов уже имеют качественные, регулярно обновляемые сайты. Одно из существенных требований к наполнению сайта любого образовательного учреждения – предоставление полной и достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности. Политика информационной открытости будет продолжаться и дальше. Можно отметить формирующуюся популярность информирования населения через сайты. За прошедший год в электронную приемную Департамента образования поступило свыше 10 тысяч обращений. Конечно, есть и замечания, и жалобы, зачастую справедливые. Каждое обращение рассматривается, принимаются решения, ответ публикуется на сайте. Обращения, носящие наиболее важный характер, становятся предметом обсуждения на еженедельном видеоселекторе с руководителями школ. Конечно, такая система работы с обращениями не только помогает выявлять и решать проблемы, она вызвала рост обращений, так как люди поверили, что их замечания, предложения учитываются при принятии решений. Особая роль принадлежит работе с родительской общественностью. В конце 2011 года был создан городской экспертно-консультативный совет родительской общественности при Департаменте образования. Этот совет – мощный ресурс для развития системы образования за счет использования обширного профессионального опыта его членов в самых различных областях деятельности – юридической, экономической и других. В завершение хочу еще раз отметить ключевые результаты 2011 года. Первое – существенно укреплена материально-техническая база образовательных учреждений всех уровней, второе – ликвидирована очередь в детские сады, третье – объем поставок компьютерной техники в образовательные учреждения возрос в 10 раз по сравнению с 2010 годом. Четвертое – в 20 раз увеличилось количество пользователей электронных дневников и электронных журналов. Пятое – рост средней заработной платы воспитателей, педагогов составил от 20 до 30%. Для устойчивого развития системы крайне важны и те изменения, которые менее измеряемы и поэтому не так очевидны. Я имею в виду принципы организации жизни наших школ. Во многих учреждениях и в системе в целом сегодня укрепляются: первое – формульность, объективность и прозрачность распределения ресурсов; второе – свобода и ответственность коллективов при принятии решений; третье – реальное участие родителей в принятии важнейших решений; четвертое – стремление к внешней диагностике результатов работы как способу завоевать интерес москвичей к школе; пятое – публичность и прозрачность управленческих решений и на уровне учреждений, и округов, и города в целом. Развитие этих принципов в образовании, на наш взгляд, поможет обеспечить необратимость сегодняшних позитивных изменений в системе. А так как эти принципы абсолютно сонаправлены с теми общими принципами, на которых сегодня строится управление жизнью нашего города в целом, то это и поможет нашим ученикам вступать в жизнь города активными и полезными его гражданами. Сергей КУЗИН, председатель Московской городской профсоюзной организации Профсоюза образования: Наш профсоюз объединяет почти полмиллиона членов, работников и обучающихся в учреждениях образования Москвы всех ступеней. Разумеется, мы не могли остаться в стороне от тех преобразований, которые начали осуществляться в системе образования Москвы сразу после прихода нового правительства и нового руководства Департамента образования. Благодаря конструктивной позиции руководства департамента наши профсоюзные руководители всех уровней были вовлечены в процесс внедрения новых принципов финансирования образовательных учреждений и последовавшее за этим изменение системы оплаты труда работников. Профсоюз убежден, что никакие, даже самые светлые цели не могут быть достигнуты путем дестабилизации социальной обстановки в образовательном сообществе, поэтому сосредоточил свое основное внимание на социальных аспектах текущих преобразований, на размере и принципах распределения заработной платы, на условиях труда и отдыха работников учреждений образования. На протяжении многих лет с привлечением специалистов мы проводим собственные социологические исследования и опросы по разным проблемам образования. Последнее такое репрезентативное исследование было проведено в ноябре-декабре 2011 года для изучения мнений работников о новой системе оплаты труда. Свое положительное личное отношение к введению новой системы оплаты труда высказали 50% опрошенных. При этом лишь 4% отозвались отрицательно, а остальные либо пока не определили свои позиции, либо не увидели существенных изменений. Среди положительных сторон введения НСОТ (новая система оплаты труда) существенное повышение зарплаты отметили 57% опрошенных, появление стимула для саморазвития учителя увидели 58% респондентов, заинтересованность в качественном труде ощутили реально 47% учителей. Среди отрицательных последствий введения НСОТ, безусловно, лидирует возросшая дополнительная нагрузка на учителя в виде разного рода бумаг и отчетов, роста внеурочной занятости – так считают 60% учителей. Очень хорошо был оценен процесс введения новой системы оплаты труда в организациях образования: 94% подтвердили разработку критериев оплаты труда, 71% отметили оживление диалога с родителями, 87% оценили введение выплат стимулирующего характера и 76% увидели создание управляющих советов. Таким образом, я могу сделать главный предварительный вывод по первым итогам преобразования в системе образования Москвы: настроение, профессиональные и социальные ожидания учителей существенно изменились в лучшую сторону. Меня, как руководителя профсоюза, особенно удовлетворяет тот факт, что все преобразования внутри учреждений проходят с непосредственным участием председателей профсоюзных организаций и профсоюзного актива. Только 2% респондентов высказались в том смысле, что администрация образовательного учреждения никого не допускала к этим проблемам. О необходимости и полезности активного участия профсоюзов в процессе совершенствования системы образования год назад мы договорились с руководством департамента, все наши договоренности неукоснительно соблюдаются. Более того, мне и моим коллегам чрезвычайно импонирует позиция руководства департамента и в первую очередь его руководителя Исаака Калины, заключающаяся в том, что без участия руководителей профсоюза невозможно выработать жизнеспособную стратегию и тактику проведения преобразований, а без участия председателей всего профсоюзного комитета не удастся в полной мере найти согласие внутри организаций и соблюсти принцип социальной справедливости при установлении новой системы оплаты труда и новых условий труда работников. Благодаря такой позиции Департамента образования нам удалось в короткий срок сменить до 25% председателей профорганизаций, выдвинув на эту роль наиболее способных и уважаемых в коллективах людей. Не могу не казать, что при этом есть несколько важных, с нашей точки зрения, вопросов, которые необходимо решать. Мы неоднократно говорили, в том числе и руководству департамента, о том, что, всячески поддерживая принцип подушевого финансирования учреждений образования, профсоюз выражает существенные сомнения в полезности и справедливости принципа «ученико-час» при определении зарплаты учителя. Учитель-предметник не виноват в том, что в одном классе обучаются 30 учеников, а в другом – 25. Он дает одинаковый урок и там и там, его зарплата не должна напрямую зависеть от этого критерия. Кстати, по свежей информации, полученной от моих коллег из других регионов России, практически везде принцип «ученико-час» не работает, и при определении зарплаты там учителя используют другие критерии. Изменение принципов финансирования и переход на новую систему оплаты труда выявили примеры самоуправства или даже самодурства руководителей, которые решили, что колледж, школа или детский сад – это они, собственно, и есть. В таких организациях полностью игнорируют Трудовой кодекс, права трудового коллектива и профсоюза, что чаще всего приводит к обоснованному возмущению работников. В частности, кое-где директора самовольно вводят для учителей 36-часовое присутствие в учреждении и принуждают их к работе в выходные и праздничные дни. Профсоюз категорически не устраивает ежедневный режим работы с 7 утра до 11 вечера, а также работа в выходные и праздничные дни члена профсоюза Исаака Калины, а вместе с ним всего руководства и сотрудников Департамента образования. Трудовой кодекс никто не отменял и для них, поэтому я обращаюсь к руководству правительства с просьбой навести в этом вопросе порядок, иначе очень скоро профсоюзу придется потратить немалые деньги на обеспечение руководства Департамента образования путевками в неврологический санаторий. Хочу надеяться, что этого все-таки не произойдет и мы еще долго и успешно будем работать вместе.
Комментарии