search
main
0

Московское образование – доступное и качественное

Генеральная цель московского образования – увеличение вклада системы образования в рост конкурентоспособности Москвы как одного из мировых центров современной цивилизации.Н​икогда ранее такая задача не ставилась. В советское время Москве в России было не с кем соревноваться, а в силу закрытости нашей страны не могло быть полноценной конкуренции и с городами Европы и мира.

Сегодня ситуация изменилась. Главным результатом развития. Москвы как столицы великого государства должна стать ее долгосрочная конкурентоспособность на мировой арене. Вклад системы образования в конкурентоспособность города и горожан – это прежде всего решение двух основных задач. Первая – создание условий для развития способностей каждого московского ребенка. Я специально подчеркиваю слово «каждого», потому что потерянные способности одного московского школьника – это потеря пусть малой, но доли потенциала города. Вторая – сохранение в обществе консолидирующей роли системы образования. Хорошее образование, глубокое понимание человеком мира других людей и своего собственного само по себе уменьшает конфликт в обществе, ибо фанатизм, враждебность к другим, растет в основном в атмосфере невежества. Но, кроме того, мы хорошо понимаем, что несправедливость по отношению к себе любой взрослый еще переживет, а вот несправедливость по отношению к своему ребенку вряд ли. Когда возникает избыточное расслоение в обществе по доступности и качеству образования для различных групп населения – это всегда прямой путь к конфронтации, а этого в Москве допустить нельзя. Поэтому в системе образования города Москвы за последние три года проведены серьезные преобразования. Сначала приведу основные социально-педагогические результаты, которые получили город и горожане от московского образования за это время.     Практически полностью удовлетворена потребность москвичей в устройстве детей в возрасте от 3 до 7 лет в образовательные учреждения, реализующие программы дошкольного образования. Контингент дошкольников в сравнении с 2010 годом вырос в полтора раза. 99 тысяч детей москвичей получили направления для посещения ДОУ в 2013-2014 учебном году.     Снят необоснованный ажиотаж при записи детей в школы. Желания москвичей по устройству детей в школы в предстоящем учебном году максимально удовлетворены. Более того, часть родителей в этом году вообще могли не беспокоиться по поводу поступления в 1-й класс, так как дети просто перешли в школу из ее дошкольного отделения. Такая возможность в следующем учебном году будет у еще большего числа родителей. Количество школ с дошкольными отделениями увеличивается.Не менее важно для московских семей качество знаний детей, которое обеспечивают московские школы. За последние 3 года отмечается:     улучшение результатов сдачи единого государственного экзамена: – выросла доля учащихся, набравших 220 и более баллов по трем предметам ЕГЭ, от общего числа выпускников. Что еще важнее, появляется все большее количество школ, которые обеспечивают немалому количеству учеников высокие результаты; – выросла доля выпускников, успешно сдающих ЕГЭ по обязательным предметам (то есть набирающих 63 и более баллов): по русскому языку – с 51,9% в 2010 году до 71,7% в 2013 году; по математике – с 16,4% в 2010 году до 44,4% в 2013 году;     повышение результативности участия московских школьников в предметных олимпиадах.В 2013 году команда Москвы на заключительном этапе Всероссийской олимпиады показала лучший результат по количеству победителей, далеко оторвавшись от других регионов. Победителями стали 84 человека из 52 школ (в прошлом году – 74 человека из 44 школ), а призерами стали 237 учеников из 76 школ.Более чем на 25% увеличилось количество участников регионального этапа Всероссийской олимпиады в Москве. Победителями и призерами в 2013 году стали школьники из 579 школ города (42% от общего числа школ города, 1370 школ). В 2010 году ученики только 26% школ стали победителями и призерами регионального этапа (общее количество школ – 1591).По результатам Всероссийской предметной олимпиады 2013 года пять московских школьников вошли в состав сборных команд России. Все пять получили золотые медали на международных олимпиадах. Важны и другие показатели результативности деятельности образовательных учреждений: спортивные достижения и победы обучающихся и воспитанников московских школ на различных творческих и интеллектуальных состязаниях. Для этого в рамках поощрения образовательных учреждений грантами мэра Москвы в сфере образования в номинации «За достижения в создании развивающей среды» предусмотрены такие направления, как: – «Художественно-эстетическое творчество»;- «Оздоровление, физическая культура и спорт»;- «Туризм и краеведение»;- «Научно-техническое творчество».С нового учебного года будет расширено число городских олимпиад и конкурсов, направленных на развитие разнообразных способностей учеников.  Несмотря на значительный рост контингента обучающихся в образовательных учреждениях системы Департамента образования, ситуация с правонарушениями в детской и подростковой среде стабилизируется. По данным ГУ МВД по городу Москве по итогам 6 месяцев 2013 года в сравнении с аналогичным периодом 2010 года сохраняется тенденция снижения негативных проявлений среди детей и подростков. Какие же механизмы были использованы для повышения педагогической эффективности столичной системы образования? Первый – равнодоступное нормативно-подушевое, или личностно ориентированное, финансирование образовательных учреждений. Важнейший принцип личностно ориентированного финансирования – это уход от финансирования образовательных учреждений по статусу и переход к финансированию образовательных учреждений по одинаковым нормативам в зависимости от их востребованности у московских семей. Отныне каждая школа заинтересована в каждом ученике, в каждом дошкольнике, а потому создает условия для качественного образовательного процесса. Тем более что Правительством Москвы проделана большая работа по выравниванию на высоком уровне образовательных возможностей московских школ. Вторым внедренным модернизационным механизмом стала независимая оценка образовательных результатов.Мониторинг показателей деятельности образовательных учреждений осуществляется сегодня посредством независимых диагностик образовательных результатов учащихся. Эта работа начиналась в рамках внедрения новых ФГОС в начальной школе и реализации пилотного проекта. В настоящее время любая школа может самостоятельно заказать Московскому центру качества образования проведение любой диагностики, в любых классах и по любому предмету. Число желающих ежегодно растет. Только с января по апрель 2013 года в различных видах независимой диагностики, проводимой в системе образования города, участвовали на добровольной основе 1365 общеобразовательных учреждений Москвы из 1370, в том числе 40 образовательных учреждений Троицкого и Новомосковского округов. Общее количество человеко-тестирований составило 377,6 тысячи, что на 45,2% больше показателя 2011-2012 учебного года. Третий механизм – обеспечение информационной открытости системы образования. Открытость системы образования во многом определяется стилем взаимоотношений с основным заказчиком – московской семьей. В связи с этим большое внимание уделяется развитию государственно-общественного управления образовательными учреждениями. Во всех школах созданы управляющие советы, которые наделены реальными полномочиями по распределению и контролю расходования бюджетных средств, обеспечению условий для организации учебного процесса, организации питания. Во многих округах города Москвы началось активное движение по созданию органов государственно-общественного управления образованием на уровне микрорайонов, районов и округов. С учетом развития в городе государственно-общественного управления Департаментом образования принято решение делегировать органам государственно-общественного управления право согласования кандидатов на должность руководителя образовательных учреждений. Абсолютная прозрачность и равнодоступность финансирования учреждений позволила также открыто сравнивать результаты их деятельности. Сегодня нет ни одного учреждения, «обиженного» ресурсами от города, значит, город, горожане вправе ожидать от всех школ достойные результаты. С 2011 года в Москве формируется независимый рейтинг школ. В основе оценки – объективные независимые показатели работы школ: результаты ЕГЭ, ГИА, Всероссийской и Московской олимпиад школьников, результаты диагностических работ. Сегодня мы можем представить обществу измеряемые результаты, а не эмоциональную оценку процесса работы каждого образовательного учреждения. Четвертый механизм, что оказывает огромное влияние на стремление школ к высоким результатам, – система поощрения педагогических коллективов, достигающих лучших образовательных результатов.Впрочем, сама система личностно ориентированного финансирования уже в себе несет механизм поощрения за результаты. Если есть хорошие условия и результаты, то московская семья ведет своих детей в эту школу, а вместе с детьми приводит и норматив финансирования, который позволяет школе иметь средства и на функционирование, и на развитие, и на поощрение коллектива. Вместе с тем, понимая, что даже среди результативных есть лучшие, с 2011 года введена система грантов Мэра столицы, направленная на поощрение школ, демонстрирующих наиболее высокие образовательные и воспитательные результаты. Не могу не сказать еще об одном крайне важном условии для обеспечения качества образования. Благодаря и значительному увеличению финансирования, и его рациональному использованию школам удалось существенно повысить заработную плату педагогов. Средняя заработная плата учителей выросла на 68%. Аналогично, на 68%, увеличилась заработная плата воспитателей, в первую очередь за счет открытия в школах дошкольных отделений. Более того, создана система, при которой сам коллектив определяет, кого можно дополнительно поощрить за его вклад в общий результат. Материальный стимул появился сегодня и у директора, размер оклада которого стал напрямую зависеть от средней зарплаты педагогов в его образовательном учреждении. Таким образом, если улучшается качество работы школы, прибавляется количество детей – растет зарплата учителей, повышается благосостояние руководителя. Но в конечном итоге растет педагогическая эффективность образовательной деятельности школы.Следующее решение стало следствием глубокого изучения образовательных потребностей москвичей и желанием обеспечить комфортность их реализации. Если посмотреть на карту Москвы, то очень хорошо видно, что она нарезана примерно на 700 микрорайонов, границы между которыми, к сожалению, для детей практически непреодолимы. Поэтому очень важно, чтобы в каждом микрорайоне был комплекс образовательных программ, достаточный для удовлетворения очень разнообразных потребностей жителей Москвы, живущих в этом микрорайоне.Отсюда пятый внедренный механизм – формирование многопрофильных школ (крупных образовательных центров). Идея для Москвы не новая и базируется на объединении интеллектуальных, финансовых, кадровых и материально-технических ресурсов ради предоставления московским семьям выбора качественных образовательных услуг в непосредственной близости к месту проживания. Образовательный центр в идеале – это одно юридическое лицо, но с возможностью резко увеличить количество педагогических единиц каждая со своими целями, задачами, методами как по горизонтали (дошкольные отделения, начальная, средняя и старшая школа), так и по вертикали (химический, технологический, спортивный и иные профили) и широкий выбор программ дополнительного образования. На сегодняшний день создано 817 многопрофильных школ, в состав которых вошло 2849 учреждений. К сожалению, были отклонены предложения от 706 учреждений на создание 183 школ-комплексов. Причины: несоблюдение территориального признака; избыточное количество учреждений, предполагаемых к объединению; нецелесообразность объединения из-за специфики учреждений. Те же, кто уже работает в условиях школы-комплекса, почувствовали преимущества и для педагогов, и для детей, и для их родителей. Главное, чтобы такие школы стали реальными социально-культурными центрами микрорайонов, объединяющими жителей общими полезными делами на благо родного микрорайона и города. Новые школы ставят новые задачи. Следующий шаг вперед – это формирование управленческого корпуса нового поколения (а точнее, управленческих команд).Это не означает, что имеются в виду другие люди. Для меня это другое отношение к своей работе (с высокой свободой в решениях и высокой ответственностью за результат!). Управленец нового поколения – это генератор всех идей по развитию своего образовательного учреждения либо организатор такой генерации, а не транслятор указаний «сверху». Хотелось бы особо подчеркнуть, что новые отношения в системе образования Москвы выстроены на принципах: – самостоятельности образовательного учреждения в управлении процессом;- совместной ответственности департамента и образовательного учреждения за результат;- открытости и прозрачности системы образования города Москвы. Дальнейшее развитие системы московского образования мы связываем с максимально широким использованием новейших информационных технологий и использованием социокультурных и интеллектуальных ресурсов города, в том числе потенциала федеральных вузов. Сегодня московские школы имеют все необходимое оборудование, внедряют такие электронные ресурсы, как электронный дневник и журнал, идет апробация электронных учебников, развивается дистанционное образование. 2 сентября началась реализация пилотного проекта по организации профильного обучения на базе учреждений высшего профессионального образования (предуниверсарии) и новой программы для школьников, студентов и взрослых «Университетские субботы». Уверен, что намеченный курс преобразований позволит нам сделать московскую школу одной из лучших в мире. Школу, где каждому ребенку помогут определить сферу его одаренности и обеспечить реализацию разнообразных способностей и достижение многообразных высоких результатов.Исаак КАЛИНА, министр образования Москвы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте