Детский сад №26 всегда пользовался большой популярностью у родителей дошкольников, причем молва о нем распространяется далеко за пределами Южного округа. Но еще больше заговорили о нем в 2006 году, когда на базе этого ДОУ была открыта лекотека. (Для тех, кто не знает: слово «лекотека» произошло от шведского «леко», что значит «игрушка», и греческого «тек» – «собрание», «коллекция». Первая лекотека была основана в 1963 году в Стокгольме по инициативе родителей и педагогов.)
Лекотека предназначена для оказания помощи семьям, имеющим детей с «особыми» проблемами. К сожалению, в настоящее время много детей, которые с первых лет жизни имеют ограниченные возможности здоровья и особые образовательные потребности, которые не могут быть включены в имеющиеся образовательные программы вследствие тяжести и сложности нарушений развития или расстройств поведения, приводящих к социальной дезадаптации.
Основными задачами лекотеки стали:
– клинико-психолого-педагогическое обследование детей и родительско-детское взаимодействие (при наличии согласия родителей);
– предоставление родителям информации о развитии и воспитании ребенка, о результатах его психолого-педагогического обследования, особенностях выявленного расстройства и ресурсах;
– вовлечение родителей в процессы обследования и стимуляции развития детей, а также психопрофилактики и психокоррекциии;
– проведение индивидуальных развивающих и психокоррекционных занятий согласно индивидуальному плану, а также проведение по возможности групповых занятий;
– нормализация родительско-детских отношений;
– помощь в адаптации семьи к инвалидности ребенка, помощь родителям в преодолении психологических проблем.
Лекотеку детского сада №26 посещают дети (сначала их было 12, сейчас – 24, но каждый месяц их число возрастает), имеющие такие диагнозы, как детский церебральный паралич, умственная отсталость, ранний детский аутизм, митохондриальная энцефаломиопатия, энцефалотригеминальный ангиоматоз Штурге-Вебера, не посещающие государственные образовательные учреждения и не имеющие возможности регулярно заниматься в социальных центрах из-за того что они находятся далеко от места жительства.
Такие малыши чрезвычайно нуждаются, с одной стороны, в социализации, а с другой – в особом индивидуально-ориентированном подходе, включающем поддержку их личностного и познавательного развития, формирование предпосылок учебной деятельности, оптимизацию родительско-детского взаимодействия, преодоление психогенных нарушений. Родители таких детей также нуждаются в квалифицированной психологической помощи.
Создание лекотеки как структурно-функциональной единицы дошкольного образовательного учреждения оказывает неоценимую помощь детям с так называемыми особыми проблемами, их семьям. При этом важно подчеркнуть, что в лекотеке осуществляется интегрированный подход в разработке и реализации индивидуальных коррекционно-развивающих программ – с каждой семьей работает команда специалистов: психолог, дефектолог, логопед, социальный педагог, арт-терапевт.
Комментарии