В современном мире наши дети сталкиваются с явлениями, проблемами и ситуациями, которые влияют на их сознание. Система образования, используя разнообразные инструменты воспитательной деятельности, способствует выстраиванию такой работы с обучающимися, которая направлена в первую очередь на формирование у них стойкой жизненной позиции принимать сознательные решения даже в самой неблагоприятной среде и умения отдавать предпочтение здоровому образу жизни.
Позитивная профилактика в образовательной деятельности – это работа, направленная на формирование позитивного отношения к жизни, создание ситуации успешности, благополучия, включение обучающегося в ту деятельность, где он сможет проявить и поверить в себя, почувствовать себя значимым для других, испытать радость проявления собственной активности. Вся проводимая работа нацелена не на запугивание, не на настрой против взрослого, не на отсутствие доверия и представление недостоверной информации, а на развитие личности и формирование ценностных жизненных потребностей и умений. И достижение этих целей невозможно без доверительных отношений между педагогами, учащимися и родителями.
Одной из задач Городского методического центра является создание условий для профессионального роста педагогов системы столичного образования в области профилактики негативных явлений среди учащихся.
Высокая востребованность образовательными организациями системного, своевременного и качественного подхода к профилактике негативных проявлений среди несовершеннолетних требует ответственности в работе и поиска новых передовых технологий, отвечающих современным образовательным стандартам.
В городском проекте «Москва – позитивное пространство!» акцент делается на комплексном подходе в профилактической работе, включающем информационное, консультативно-педагогическое сопровождение мероприятий по профилактике негативных проявлений среди всех участников образовательных отношений: обучающихся, родителей и педагогов.
Основная миссия этого проекта – создать условия для самореализации учащегося, при которых он осознает собственные задатки, таланты, их развитие в выбранном виде деятельности. Но самореализация подростка невозможна без отрицательного отношения к таким негативным проявлениям, как курение, употребление алкоголя и психоактивных веществ, чрезмерное увлечение компьютерными играми, агрессивное поведение, антивитальное настроение. Участвуя в проекте, московские школы ориентируют учащихся, педагогов и родителей на здоровый образ жизни, достижение успеха, гармоничное развитие и самосовершенствование.
В рамках проекта «Москва – позитивное пространство!» проводятся мероприятия, повышающие профессиональные компетенции и квалификацию педагогов. Это конференции, образовательные семинары, мастер-классы, профилактические недели и городские конкурсы для учащихся и педагогов. Особое место в профилактической работе занимает участие школьников и студентов в городских конкурсах, проводимых Городским методическим центром: конкурсе социальной рекламы «Дорога в будущее позитива!», конкурсе «Мотивируй открыто!», городском конкурсе творческих работ «Мир в семье – мир на Земле». В 2020‑2021 учебном году в этих конкурсах, проводимых в заочном формате, приняли участие более 4500 учащихся 1‑11‑х классов и студентов колледжей.
Городской конкурс социальной рекламы «Дорога в будущее позитива!» направлен на воспитание активной установки на здоровый образ жизни, сотрудничество со сверстниками в решении социальных и образовательных задач и позволяет учащимся выразить свою позицию по отношению к какому-либо социальному явлению. Как правило, в создании видеоролика школьнику помогают педагоги и родители, они предлагают свои творческие идеи, сопровождают детей на всех этапах конкурса.
Учащиеся пробуют себя в роли настоящих сценаристов и операторов, создают видеофильмы, посвященные дружбе, ответственности, взаимопомощи, гражданственности. В 2020‑2021 учебном году в городском этапе конкурса приняли участие более 400 учащихся и студентов колледжей, представивших 205 социальных роликов, из которых 52 стали победителями.
Ежегодно большое количество учащихся принимают участие в городском конкурсе мотиваторов «Мотивируй открыто!», что отражает популярность у молодежи интернет-мотиваторов. Но одно дело, когда учащийся использует ресурсы Всемирной сети, и другое – когда он создает самостоятельно, фантазирует, демонстрирует вкус, мысли и идеи в своей работе. Это могут быть фотографии, рисунки, коллажи в синей рамке с социально значимым слоганом, призывающим к отказу от курения и алкоголя, к соблюдению законов и прав других людей, с пропагандой спорта и здорового образа жизни.
Наиболее популярными темами конкурсных работ стали проблемы употребления психоактивных веществ, проявления грубости, насилия и равнодушия. В этом учебном году на городском этапе конкурса было представлено более 1000 работ старшеклассников школ и студентов колледжей, из которых 172 стали победителями.
Очень популярен у школьников от 7 до 12 лет городской конкурс творческих работ «Мир в семье – мир на Земле». Этот конкурс направлен на привлечение внимания учащихся к ценностям семьи, ее традициям, устоям, укреплению и развитию родственных отношений. Ребята раскрыли свои разносторонние таланты и дарования в творческих работах, а родители выступили в роли тьюторов. Всего на конкурс было представлено более 2800 творческих работ.
Итоги конкурсов публикуются на сайте Городского методического центра ДОНМ в разделе «Конкурсы».
Елена ГУБАНОВА, Вадим ЗУБКОВ, методисты ГМЦ ДОНМ
Комментарии