Так называлась секция, на которой обсуждали лучший опыт педагогов столицы по реализации федеральных государственных образовательных стандартов, где были даны открытые мастер-классы и устроена выставка игрушек и игрового оборудования, где московские педагоги представили новые проекты «Классическая музыка детям», «Дети в музее» и «Детский сад и спорт». Вела секцию заведующая детским садом №2336 Ирина ПАВЛЕНКО.
Идеи съезда очень созвучны требованиям времени. Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым и счастливым, поэтому для него так важен выбор школы, расположенной рядом с домом, школы, где созданы все условия для развития детей, где работают профессиональные педагоги. Прежде всего мы можем ответственно заявить, что хорошая школа – та школа, которая находится рядом с домом, в которой созданы все условия для того, чтобы ребенок чувствовал себя счастливым.Хорошая школа начинается с хорошего детского сада, где ребенка не учат, а развивают, где он занимается своей самой любимой деятельностью – игрой, где его ценят, а не оценивают, где ему комфортно и эмоционально спокойно.В хорошей школе каждый ребенок способный, именно в такой школе он встретит своего учителя или даже учителей, способных увидеть способности ученика и поддержать его индивидуальность.В хорошей школе работают хорошие учителя, а хороший учитель – это современный учитель, владеющий необходимыми компетенциями в организации деятельности детей, информационными технологиями. Среди базовых национальных ценностей необходимо выделить ценность педагогической профессии. Государственный и социальный статус учителя, уровень его материального обеспечения растет с каждым годом, а профессия становится престижной среди молодежи. Вместе с тем заметно возрастает степень ответственности педагога за будущее города, страны.Несомненно, современному учителю в значительной степени помогает компьютерное и учебное оборудование. При этом материально-техническое оснащение школы требует от педагога определенных компетенций в организации деятельности детей.Не секрет, что деятельностный подход должен быть реализован на различных ступенях обучения: и в дошкольных учреждениях, и в начальной школе, и в дополнительном образовании. В хорошей школе выстроена целая система преемственности в педагогических технологиях, в требованиях к условиям и результатам образования. В хорошей школе есть свои традиции, которые передаются от поколения к поколению учителей, точно так же как передаются от поколения к поколению культурные традиции нашей древней столицы.Хорошая школа – это школа, которая с хорошими результатами подготовит ученика к поступлению в престижный вуз. Наконец, в хорошей школе все должно быть хорошее: и стены, и территория, и мебель, и учителя, и, конечно же, директор.На нашей секции педагоги продемонстрировали авторские технологии, благодаря которым они достигают высокие образовательные результаты.Работа секции началась с мастер-класса «В музее кукол». Каждый ребенок, рожденный и живущий в Москве, может использовать образовательные возможности не только большой школы, но и города в целом (культурно-исторические, спортивно-оздоровительные, художественно-эстетические, познавательные и досуговые ресурсы). Сегодня в столице успешно реализуют проект «Урок в Москве», подобный урок или занятие может провести педагог-дошкольник, учитель начальных классов, педагог дополнительного образования в парках, на выставках, в музеях. Нас окружает целый мир образов, а все мы знаем, насколько важен образ для ребенка. Этот мир увлекает, заставляет задуматься, позволяет перемещаться в пространстве и времени. Благодаря педагогу ребенок начинает его узнавать и понимать. Вместе с маленькими детьми музеи открывают для себя педагоги и родители.В каком возрасте следует вести ребенка на выставку? Как настроить его на работу и получить в итоге образовательный результат? На все эти вопросы отвечают педагоги-профессионалы. С детьми трех-четырех лет предпочтительнее начинать работать в мини-музеях, проводя занятия, конечно, в форме игры. На экскурсию в музей кукол участников нашей секции пригласила воспитатель детского сада №878, победитель Московского городского конкурса «Воспитатель года-2012», лауреат Всероссийского конкурса «Воспитатель года-2012» Любовь Меньщикова.Хорошая школа начинается с хорошей дошкольной подготовки, а хорошая дошкольная подготовка немыслима без игры. В том образовательном учреждении, где ребенок является частью коллектива с трех лет, как правило, на адаптацию требуется меньше времени.Установленные стандартом новые требования к результатам освоения образовательных программ обуславливают изменение содержания обучения. Условием достижения высокого качества образования становится соблюдение принципов метапредметности. Современный учитель должен конструировать новые педагогические ситуации, новые задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.В нашей жизни прочно закрепились такие педагогические термины, как «метапредметные результаты», «метапредмет». Иными словами, мы все чаще говорим об универсальных знаниях и умениях, определяющих «надпредметность» содержания. Различные школьные дисциплины объединили понятия «Время», «Число», «Знак», «Порядок». Работа с этими понятиями на уроках в начальной школе направлена на формирование столь важного сейчас теоретического мышления, развитие универсальных способов деятельности.Порядку и его значению в жизни были посвящены мастер-классы учителя начальных классов школы №1239 Натальи Симоновой и методиста городского методического центра Любови Ульяхиной. Образ московского детства может выглядеть так: это большие школы, высококвалифицированные педагоги, талантливые дети. Хорошую школу отличает преемственность в традициях воспитания, технологиях обучения и способах достижения результатов. О системе образования в полной мере можно говорить только в том случае, если у детей и их родителей есть выбор любого направления дополнительного образования помимо основного.С давних пор качественное образование подразумевало не только обучение языкам и наукам, но и умение танцевать, играть на инструментах. Россия всегда считалась музыкальной страной, причем музыкальное образование было традиционным не только в высшем обществе. В городах, деревнях каждый мог продемонстрировать свои умения. До сих пор русские национальные инструменты помогают раскрыть талант музыкантов-любителей: на одном и том же инструменте один и тот же наигрыш можно сыграть и очень просто, и очень сложно. Все зависит от способностей и возможностей каждого. Реализуя принцип «от простого к сложному», русская культура обеспечивает преемственность поколений и дает тот бесценный опыт, который был накоплен веками. Без прошлого, как известно, нет будущего. Именно традиции позволяют прикоснуться к минувшему, услышать его и понять. О том, как эти идеи воплощаются в дополнительном образовании, рассказала педагог ДТДиМ «На Стопани» Екатерина Бойцова. Русские народные подвижные игры, фольклорный театр стали в педагогике традиционным средством обучения, развития и воспитания. Испокон веков в них отражался образ жизни людей, быт, труд, традиции. Благодаря фольклору дети получали представление о чести, смелости, мужестве; стремились обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, умением проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.Педагогам дополнительного образования удается умело вплетать опыт прошлых поколений, народные традиции в увлекательные занятия с детьми. Пение в сочетании с танцем и игрой – что может быть занимательнее? Не зря говорят: «Если хотите узнать душу народа, присмотритесь, как и во что играют дети». Все чаще педагоги обращаются к народным играм. Интерактивными становятся экспонаты в школьных музеях. Их можно потрогать, проявить творчество и смекалку. Посредством игры развиваются не только ловкость, сила и выносливость. Игра помогает детям активно общаться и взаимодействовать. Она связана с положительными эмоциями. Вот почему те игры, с которыми знакомятся в детском саду воспитанники Аси Соловьевой и Марии Сычук, становятся в семье любимыми.Гражданская позиция, как известно, формируется с раннего возраста. В хорошей школе детям предоставлена возможность быть активными участниками образовательного процесса. Даже в дошкольных учреждениях создаются такие организации, где дети предлагают свои идеи и воплощают их в жизнь. У ребенка, работающего в команде, формируется умение действовать сообща (как со взрослыми, так и со сверстниками), договариваться и принимать решения, уважать мнение окружающих. Одновременно с этим появляется стремление к самостоятельной деятельности.Учреждения дополнительного образования помогают создать необходимые условия для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения, творческого труда детей. Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, система дополнительного образования способна быстро и точно реагировать на запрос семьи, решать задачи адаптационного характера, способствовать формированию общей культуры учащегося, организовывать содержательный досуг.Дополнительное образование детей представляет собой многочисленные направления деятельности, охватывающие различные сферы окружающего мира. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворить самые разнообразные потребности личности. Одно из таких направлений – художественно-эстетическое – призвано развить у детей способность воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное. Безусловно, формированию личности ребенка, его интересов и потребностей в значительной степени способствует музыкальное образование. Педагог ДДТ «На Таганке», неоднократный лауреат российских и международных конкурсов, расскажет вам об истории традиционной гармоники и различных моделях гармоней. Павел Уханов главный акцент в своей работе делает на музицировании – исполнении популярной музыки и творческом развитии учащихся, с тем чтобы в конечном итоге они приобрели навыки самостоятельного музицирования.Могу сказать, что наш первый съезд проходил в такой необычной форме – в форме мастер-классов. Думаю, все участники съезда получили замечательный творческий заряд для успешной профессиональной работы.Мнение по поводуПо части свободы учителей Москва впереди других регионовЕлена ЧЕРНОБАЙ, директор НИИСО МГПУ:- Я думаю, если мы говорим, что методологической основой стандартов дошкольного образования и общего образования становится деятельностный подход, то тогда и подготовка педагогов (имею в виду профессиональную подготовку), и повышение их квалификации, и профессиональная переподготовка должны проходить в таком ключе. Педагоги должны погружаться в конкретные ситуации, в конкретную обучающую профессиональную деятельность. На секции в мастер-классах мы увидели результаты изменений профессиональной деятельности педагогов. Эти результаты можно переложить на те группы новых образовательных результатов, зафиксированных в новых образовательных стандартах. Очень радостно и интересно, что при подготовке наших детей дошкольного и школьного возраста, которые нынче не те, что были 10-15 лет назад, педагоги используют разные подходы – и сохранение традиций, и обращение к тем играм, которые уже частично забыты или забываются, и формирование коммуникативных навыков, развитие смекалки. Мы увидели подборки различных заданий, которые педагоги общего образования могут положить в основу конструирования работы с учебными классами. Мы же знаем, что стандарты говорят: отправной точкой, некой планкой выстраивания учебной деятельности школьников считаются планируемые образовательные результаты, под которые учитель может подобрать самые различные учебные ситуации, проблемные задачи, то есть вести учебную деятельность как совокупность неких учебных задач. Под новых детей педагогам надо меняться, чтобы повлиять на тот конечный результат, которого мы хотим достичь. Ту большую долю свободы, которая предоставлена московским педагогам, наверное, надо использовать для того, чтобы выращивать в себе какие-то свободные профессиональные навыки, педагогов, которые могут оценить разные ситуации. Выращивать все это можно в условиях непосредственной, творческой, неформализованной среды.
Комментарии