Разговор об исполнении бюджета на коллегии Департамента образования в конце концов вышел за рамки обсуждаемого вопроса и плавно перешел в обсуждение программы действий на будущее. Завершая заседание, Любовь Кезина отметила, что в системе образования меняется многое исходя из того, что руководители образовательных учреждений должны быть грамотными, чтобы они вместе со своими главными бухгалтерами могли составить смету, но для этого им, конечно, нужно помогать. Решение коллегии, сказала Любовь Петровна, должно стать по-настоящему программным документом, в котором будут предусмотрены коррективы в нормативы с последующим утверждением их правительством Москвы. По ее мнению, необходима работа по обучению директоров и главных бухгалтеров, тем более что в Москве есть МГПУ, разъяснять им, как вести самостоятельную хозяйственную жизнь школ. Что касается централизованных бухгалтерий, то их структуру нужно менять с учетом мнений директоров ОУ, так как в том виде, в каком она была, ЦБ работать не может, ее надо наделять новыми функциями, она должна не диктовать школам, куда тратить деньги, а быть научно-методическим центром, где директор и главный бухгалтер школы смогли бы прийти и получить ответ на любой вопрос. «Мы должны сделать гигантский шаг вперед», – сказала Любовь Кезина. Сегодня создана группа по подготовке программного документа, предусматривающего разработку экономической модели системы образования в новых условиях.
Михаил ЛЕВИЦКИЙ, декан экономического факультета Московского городского педагогического университета:
– Одно из основных направлений работы (в том числе и нашего экономического блока) – реализация тех критериев, по которым будет осуществляться рейтинговый отбор территорий для государственной поддержки в рамках модернизации системы образования. Здесь на первых местах находятся такие показатели: наличие перехода на нормативное финансирование, связанное с этим нормативным финансированием самостоятельное ведение бухгалтерского и налогового учета и, наконец, отраслевая система оплаты труда. Что по этим направлениям сделано и что предстоит сделать в ближайшее время?
Нормативное финансирование в столице принципиальным образом отличается от всех 87 территорий, потому что в Москве нормативов 18, а во всех регионах – 1. Таким образом, московский норматив учитывает все разнообразие образовательных программ, по крайней мере образовательных, если говорить по школьному нормативу, которые есть в городе. Первейшая задача – проанализировать все те проблемы, которые в 2006 году были при внедрении этих нормативов, и корректировать методику, а также анализ и мониторинг ситуации с введением нормативов по дошкольным образовательным учреждениям и учреждениям среднего профессионального образования с последующей корректировкой этого мотива.
Достаточно острый вопрос – перевод учреждений образования на самостоятельное ведение бухгалтерского и налогового учета. Здесь решающее условие для перехода – наличие подготовленного бухгалтера. Кстати, 3 ноября группа в 100 человек выпущена после обучения по заявкам округов. Это первая ласточка, а дальше начнется подготовка следующей группы в 100 человек, и так далее. Но дело не только и не столько в выпуске этих специалистов, а в том, что необходимо подготовить пакет нормативных документов, который бы регламентировал этот переход, и информационно-консультационное сопровождение этих новых бухгалтеров со стороны централизованных бухгалтерий. Что касается пакета документов, который, на наш взгляд, должен быть подготовлен в ближайшее время, то к нему относится, во-первых, Типовое положение о централизованной бухгалтерии в условиях работы учреждения на самостоятельном ведении налогового и бухгалтерского учета. Во-вторых, должен быть разработан Типовой договор образовательного учреждения с централизованной бухгалтерией, который будет иметь принципиально иной характер, чем сегодня, потому что основными функциями тут будет не столько контролирующая, сколько информационно-консультативная, справочная, а также, возможно, юридическая поддержка и так далее. Определенный опыт в этом направлении может быть получен на базе Южного округа. Кроме того, здесь необходимо решение вопросов об открытии лицевых счетов, так как фактически переход на самостоятельное ведение бухгалтерского и налогового учета без открытия лицевого счета образовательному учреждению, в общем-то, ничего не даст. Поскольку речь идет о массовом открытии лицевых счетов, то могут быть серьезные проблемы с казначейством, которые, как нам кажется, должны решаться централизованно и на основании распоряжений правительства Москвы. В частности, нам известны проблемы открытия этих лицевых счетов. Например, в Северо-Западном округе казначейство готово открыть лицевые счета, но требует при этом подготовки всех договоров по образовательным учреждениям, которые ранее за образовательные учреждения заключали централизованные бухгалтерии. Это целый шлейф вопросов, которые нужно решать довольно оперативно.
Наконец, важны разработка и переход на отраслевую систему оплаты труда. В концептуальном порядке эта система отработана и имеет все атрибуты, которые определены соответствующими министерскими документами. В программе рейтинга регионов министерские документы упомянули, какие аспекты будут приниматься во внимание в рамках анализа предлагаемой отраслевой системы оплаты труда. Там берется такой показатель, как соотношение тарифного и надтарифного фонда, которое должно быть от 20 до 40%. Сразу скажу, что в нашей системе объем надтарифного фонда составляет порядка 27%, что вполне укладывается в те критериальные рамки, которые были заявлены министерством. Самое главное заключается в том, что во многих системах оплаты труда в тех регионах, которые поспешили отрапортовать, что ввели отраслевую систему оплаты труда, идет смешение таких понятий, как стимулирующие выплаты и доплаты. Это категорически не допускается Трудовым кодексом РФ, так как в ряде случаев под стимулирующими выплатами понимаются такие вещи, как доплаты за проверку тетрадей, доплаты за руководство кабинетами и так далее. А на самом деле по Трудовому кодексу РФ это дополнительная работа, которая должна быть предусмотрена в трудовом договоре, и соответственно это не стимулирующая выплата, а доплата. К стимулирующим же выплатам, как указано в нашем концептуальном документе, относится лишь то, что действительно можно к этому отнести. То есть, во-первых, это надбавки за научные степени и звания, во-вторых, если есть какие-то дополнительные средства, то и премии.
Александр ВОРОНИН, директор политехнического колледжа №8:
– В 2005-2006 году наш колледж принимал участие в апробации методик расчета нормативного подушевого финансирования. Мы опробовали методики, предложенные НИИРПО для расчета по реализуемым образовательным программам начального профессионального образования, и методики, предложенные управлением финансово-экономической деятельности и бухгалтерского учета Департамента образования. Методики абсолютно разные, учитывающие абсолютно по-разному все те критерии оценки финансирования. Те методики, которые предложил нам НИИРПО, учитывали индивидуально каждую образовательную программу до принципиальных мелочей в ее реализации. Они, конечно же, были направлены на реальное развитие системы и учитывали все возможные стимулирующие и прочие доплаты. Но наиболее реалистичные и жизненные методики были предложены управлением финансово-экономической деятельности, поскольку они были основаны на многолетних статистических данных финансирования системы профессионального образования.
Все учреждения профобразования по методике, предложенной управлением, были разбиты на группы по программно-отраслевым признакам в соответствии с перечнем реализуемых образовательных программ. Для каждой категории был рассчитан усредненный норматив финансирования исходя из многолетней практики, с учетом изменения современных условий. Такой подход позволил учесть все многообразие реализуемых образовательных программ и ступеней образования.
Переход на нормативное финансирование создает реальные финансово-хозяйственные механизмы управления учреждениями образования, отвечает современным требованиям развития экономики и города, и отрасли, позволяет наиболее организованным и профессиональным коллективам добиваться наилучших финансовых результатов по сравнению с отстающими, создает реальную конкуренцию на рынке образовательных услуг.
Однако есть некоторые особенности системы профессионального образования, которые не учтены в нормативе и могут негативно сказаться на развитии системы в целом и в ближайшей перспективе.
Это малопрестижные профессии и специальности, которые востребованы экономикой Москвы и которые могут реально исчезнуть из списка реализуемых при переходе на нормативное финансирование, это малокомплектные группы по некоторым профессиям, например по машиностроительному и строительному профилям, финансирование которых станет невозможным. На малопрестижные профессии и специальности очень трудно набрать полнокомплектную группу. Но, как правило, это как раз те профессии и специальности, при реализации которых требуются наибольшие затраты. То есть это группа профессий и специальностей сложных технически, требующих большого количества основных средств и оборудования, для которых нужны большие эксплуатационные расходы, и учреждению невыгодно содержать станочные парки, полигоны, различные машины и механизмы. Апробация, которую мы провели, показывает жизнеспособность нормативного подушевого финансирования. Те руководители и коллективы, которые грамотны и наиболее подготовлены, смогут, реально маневрируя финансовыми механизмами, данными им в руки, совершенствовать учебный процесс и материально-техническую базу.
Мы считаем, что все можно учесть, поэтапно совершенствуя механизм нормативного финансирования введением дополнительных поправочных коэффициентов, учитывающих индивидуальные особенности учреждений профессионального образования, и впоследствии перейти на нормативы по конкретным образовательным программам, реализуемым в образовательных учреждениях.
В целом наш колледж оценивает переход на нормативное финансирование как весьма положительное и своевременное решение.
Николай МАНСУРОВ, директор центра образования «Школа здоровья» №46 ЮЗАО:
– Центр образования №46 ведет самостоятельный бухгалтерский учет с 1993 года. Когда в 1992 году появился Закон РФ «Об образовании», который разрешил вводить вариативные программы, учебники, часть школ, которые работали творчески, сделали довольно значительный шаг вперед. Значительная часть школ осталась работать по традиционной схеме, а часть, к сожалению, восприняла свободу как вседозволенность, что привело к ухудшению уровня образования. Нечто подобное может произойти и сейчас при переходе на самостоятельное ведение бухучета, и это нужно сразу предусмотреть.
В нашем понимании должна измениться роль централизованной бухгалтерии. Централизованная бухгалтерия, помимо того что в ней должна появиться методическая и консультационная служба, с нашей точки зрения, должна иметь еще и юридическую службу, причем войти в нее должны юристы, которые специализируются на бухгалтерском бюджетном и налоговом учете. Соответственно должен быть еще и сводный отдел, у которого будет довольно большой объем работы. Еще, как мне кажется, обязательно нужен отдел внутреннего аудита в рамках ЦБ, у которого будет роль, в первую очередь не контролирующая, а методически-консультирующая.
При формировании бюджета на следующий год, мне кажется, нужно решить некоторые проблемы, связанные с нормативным финансированием. Например, многие вопросы текущего ремонта, которые требуют дополнительных ресурсов, можно было бы решить в рамках норматива, если бы были открыты соответствующие коды. Приведу простой пример. Мы покупаем оборудование по 310-й и 340-й статьям «Основные средства». Но, простите за прозу, я хочу в школе поменять унитаз. По инструкции по бухучету он считается частью здания, и его замена рассматривается как замена комплектующих. Ни по 310-й, ни по 340-й статье я не могу расходовать эти деньги, так как это совершенно другой код. Другой пример: компьютеризация, информатизация и связь. Я не могу, используя норматив, купить ни компьютер, ни проектор, поскольку это не рассматривается как учебное пособие, хотя они мне нужны, чтобы учитель мог использовать современные информационные технологии. Как «Школа здоровья» я не могу купить, например, какой-то комплекс, без которого компьютер не работает. А раз он не работает, то, следовательно, он рассматривается как средство информатизации. То есть нам нужно, чтобы при составлении норматива было разрешено в его рамках использовать средства на решение каких-то текущих вопросов. А вообще могу сказать, что переход на самостоятельность при соответствующей подготовке для школы благо, в этом мы убедились за 13 лет своей работы.
Комментарии