В 1906 году в Петербурге была учреждена Лига образования, которую Московский городской педагогический университет, Профсоюз работников народного образования и науки РФ, Гуманитарный издательский центр «Владос», Русская школьная библиотечная ассоциация, Ассоциация лучших школ и другие общественные организации решили нынче возродить в виде некоммерческого партнерства.
Приветствия Лиге прислали министр образовании и науки РФ Андрей Фурсенко, председатель Комитета ГД РФ Николай Булаев, председатель Счетной палаты Сергей Степашин, руководитель Рособрнадзора Виктор Болотов, заместитель руководителя Рособразования Александр Казенов и другие. Все подчеркнули важность продолжения идей просветительства, которым займется новая общественная организация.
В Юсуповском дворце, в котором нынче находится Питерский городской дом учителя, собрались руководители пятидесяти региональных организаций профсоюза, представители различных общественных объединений, педагоги, директора школ, ученые, студенты, вузовские преподаватели, ученые, журналисты, управленцы, которые одобрили намерение учредителей новой общественной организации отстоять положительный имидж работников образования в глазах общества. В ходе острой дискуссии участники форума определили главную тему года, над которой будет работать Лига. Победила тема «Учитель», и теперь в течение года на специальных научно-практических конференциях она будет обсуждаться при участии самых различных групп педагогического сообщества, общественных организаций, бизнесменов и политических деятелей. Лига намерена провести углубленные исследования и изучить опыт зарубежных стран по социальной защите учительства, повышению его квалификации, переподготовке и так далее. Главным девизом Лиги выбран такой: «Объединять. Исследовать. Вдохновлять». Кстати, три секции, в рамках которых прошла дискуссия о будущем Лиги, имели аналогичные названия: «Объединять», «Исследовать», «Вдохновлять». Участники каждой секции предложили свои формы и методы реализации этих направлений работы Лиги.
Два дня участников торжественного мероприятия принимала питерская гимназия
№ 56 и ее директор Майя Пильдес, гости смогли познакомиться с этим учебным заведением и системой управления им.
Какой будет главная задача Лиги образования? Чтобы выбрать ее, участники мероприятия провели голосование, и семьдесят процентов голосов получил пятый пункт в списке приоритетов – «Влиять на образовательную политику». Остается надеяться, что это намерение будет реализовано в практическом диалоге с властью.
Ведь тогдашняя Лига дала великолепные образцы сотрудничества передовой российской интеллигенции и школы. Вот только знаем мы о той, дореволюционной Лиге образования до обидного мало.
Между тем десятки поколений выдающихся ученых, педагогов, общественных деятелей России видели основу демократического общества в просвещении и верили, что сумеют поспособствовать появлению преподавателей новой формации – устремленных в будущее и открытых для прогресса. Идея создания Лиги возникла в 1905 году, но реализовать ее удалось много позже.
За основу была взята Лига образования Франции, созданная в 1866 году, основными целями которой стало распространение знаний в провинции. Изначально Лига должна была стать организацией неполитической и охватывать своей деятельностью все слои общества, все его классы. Проект устава Лиги был составлен в декабре 1905 года К.Арсеньевым, Д. Стасовым, Г.Фальборком и В.Чарнослуским, переведен на 12 языков основных национальностей, проживающих в России, разослан по стране, опубликован в газетах и журналах.
В марте 1906 года в Санкт-Петербурге состоялось первое учредительное собрание Лиги, на котором присутствовали общественные деятели, ученые, врачи, учителя, писатели, журналисты, студенты, представители различных слоев общества. Создание Лиги приветствовал Дмитрий Менделеев, с программным заявлением о реорганизации школьного образования выступил Генрих Фальборк. Устав Лиги был принят в 1906 году, но официальный статус Лига получила лишь через год – в марте 1907 года, ее поддержали блестящие юристы ХХ века – А.Кони, В.Люстрих, Д.Стасов, а также профессор Санкт-Петербургской консерватории Н.Римский-Корсаков.
За два года в Лигу вступили более 12 тысяч человек, а далее каждый год количество росло на несколько тысяч человек. Она становилась все более влиятельной организацией, вела переписку с губернаторами, земствами, образовательными заведениями, энтузиастами-просветителями, местные общества образования, входящие в Лигу и действовавшие самостоятельно, получали проекты учредительных документов, записки о передовом опыте отдельных обществ, полезные советы и инструкции. В 1913 году Лига достигла наивысшего расцвета, к этому времени в каждой губернии были созданы просветительские общества, которые либо входили в Лигу, либо контактировали с ней, были созданы 100 новых частных гимназий и училищ, отличавшихся прогрессивными программами и методиками обучения, 216 народных домов, в которых работали библиотеки, вечерние курсы для взрослых, устраивались лекции, спектакли, концерты, а в Москве – первый народный университет, в котором те, кто не имел доступа к высшему образованию, слушали курсы лекций профессоров из академий, университетов и училищ Москвы и Санкт-Петербурга. Лига привлекала к своей работе значимых государственных, общественных и политических деятелей, которые прямо или косвенно вели просветительскую деятельность.
События 1917 года, к сожалению, подвели черту под деятельностью Лиги образования в России ХХ века. Но многие педагогические идеи, теоретические и методические разработки, сформулированные благодаря Лиге, были апробированы и внедрены в систему отечественного образования. Мечту членов Лиги о введении в демократической России общедоступного народного образования удалось воплотить в реальность в условиях СССР.
Наступление ХХI века определило новые вызовы российскому просвещению. Столетие назад образовательная система страны нуждалась в создании, в наши дни – в сохранении, модернизации и развитии. Столетие назад потребности в образовании определялись наступлением индустриальной эпохи, в наши дни – наступлением эпохи информационной.
Как и век назад, в обществе назрело понимание необходимости консолидации сил для формирования в России современной, научно обоснованной и практически организованной, адекватной потребностям страны образовательной системы.
Эти созвучия, протянувшиеся через столетие, вселяют уверенность в актуальности воссоздания в России Лиги образования как общественного института с прогрессивными целями, серьезными задачами и интересным будущим, насыщенным множеством важнейших проектов. Преемственность традиций и идеалов просвещения, заложенных в начале прошлого века, как говорит ректор МГПУ Виктор Рябов, станут успешным залогом успешной деятельности новой Лиги образования.
Комментарии