search
main
0

Московский экскурсовод. Москва: город открытый – город открытий

​Воспитание подрастающего поколения – приоритетная задача, поставленная государством перед современной школой. Федеральный закон №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» определяет воспитание как деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Московские педагоги имеют замечательную возможность реализовывать эту задачу, используя уникальный культурно-исторический потенциал столицы. В нашем городе созданы все условия для развития и личностного роста обучающихся: открыты для бесплатного посещения музеи, проводится олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы», организуются интереснейшие экскурсии, где дети изучают творения архитектуры, культурные комплексы Москвы, знакомятся с ее достопримечательностями. Но для того чтобы все богатство культурного наследия стало личной ценностью для каждого молодого жителя столицы, недостаточно простого знакомства с культурно-историческим наследием нашего города. Нужно научить юных москвичей соотносить свою жизнь с определенными временными и этнокультурными условиями, чтобы, приобщаясь к богатствам национальной и мировой культуры, они смогли осознать себя гражданами своей страны, принимающими судьбу Отечества как свою личную, осознающими ответственность за настоящее и будущее своей страны.  Гордиться званием «москвич», знать свой город, любить его, чувствовать ответственность за сохранение и развитие культурно-исторического потенциала столицы учит наших детей замечательный проект «Московский экскурсовод». Этот проект стартовал при поддержке Департамента образования города Москвы, а также департаментов культуры, культурного наследия, спорта и туризма, труда и социальной защиты в прошлом году в рамках программы «Наша Москва» под девизом «Ты нужен городу». Инициатор проекта – депутат Государственной Думы Ирина Белых. Проект предполагает разработку экскурсионных маршрутов по Москве, на которых в качестве экскурсоводов выступают обучающиеся московских школ.  В нашей школе №2099 работают два музея – музей боевой славы и музей Д.М.Карбышева и его времени. Интерес учащихся к экскурсионной, поисковой и исследовательской работе, высокий уровень патриотического сознания сделали участие в проекте очень привлекательным, можно сказать, необходимым для членов актива нашего музея.  Началось наше участие в проекте с акции «Путь солдата», которая проводилась в Зеленограде в декабре прошлого года. В июне нынешнего года наши активисты и члены школьной редколлегии во главе с директором школы №2099 Ольгой Евгеньевной Макаровой во второй раз приняли участие в этой акции. Нам выпала великая честь участвовать в торжественной церемонии возложения цветов к Могиле Неизвестного Солдата вместе с депутатом Государственной Думы Ириной Викторовной Белых и членами ветеранских организаций. Затем наши ребята впервые провели экскурсии на Красной площади и в Александровском саду для москвичей и гостей столицы, дали интервью столичным телеканалам. Пообщавшись лично с Ириной Викторовной, наши «музейщики» заявили: «Мы тоже хотим участвовать в проекте!» В сентябре 2017 года мечта ребят исполнилась – мы вместе с обучающимися более чем двадцати московских школ стали участниками проекта. Началась интересная и трудная работа по изучению секретов мастерства экскурсовода. Вначале на базе нашей школы №2099 поводились теоретические занятия, где участники проекта узнали о том, что такое экскурсия, как нужно к ней готовиться, что представляет собой «портфель экскурсовода», как заинтересовать экскурсантов, как их правильно вести, расставлять, как осуществлять показ. Учили школьников не только основам профессионального мастерства, но и правилам безопасности при проведении экскурсии – удивительно интересными и полезными были занятия, организованные сотрудниками МЧС. После освоения теоретической части курса участники проекта приступили к практическим занятиям. И теперь два раза в неделю они посещают московские музеи, где лучшие специалисты помогают им приобщиться к тайнам и загадкам родного города.  Началось практическое обучение в замечательном музее «Садовое кольцо». Первое позитивное впечатление ребята получили, когда знакомились с экспозицией, посвященной Мещанскому району. Увидев на стене стенд, рассказывающий о жителях района, они с радостью прочитали о том, что именно здесь жила и училась Ирина Викторовна Белых. Будущие экскурсоводы привыкли к тому, что музей – это личное пространство каждого из них, связанное с их жизнью и судьбой. В музее школы №2099 каждый экспонат связан с историей родного Войковского района: на стенах висят портреты ветеранов – дедушек и бабушек наших учеников и педагогов, книги памяти рассказывают о наших наставниках, соседях, родных – защитниках Родины. Выпускники школы свято чтут традиции и постоянно принимают участие в музейной работе. Поэтому, когда ребята узнали, что И.В.Белых очень трепетно и ответственно относится к истории своего района, они почувствовали огромную гордость, потому что стали частью большого и важного дела, объединившего взрослых и юных москвичей, влюбленных в свой город. Сотрудники музея «Садовое кольцо» – замечательные профессионалы, интереснейшие люди, обладающие энциклопедическими знаниями в своей области. Талантливые педагоги-экскурсоводы делятся с юными коллегами профессиональными секретами. Эти занятия никогда не бывают скучными! Доступная форма изложения, практико-ориентированный подход, возможность «здесь и сейчас» – на московских улицах, в Кремле и в Зарядье – попробовать себя в качестве экскурсовода делают участие в проекте все более интересным.  Привлекает обучающихся то, что они никогда не бывают пассивными слушателями. Работа в проекте – это сотворчество, и отношения между педагогами и учащимися здесь совсем другие. Опытные экскурсоводы общаются с ребятами как с коллегами, внимательно выслушивают и обсуждают предложения, дают профессиональные советы, тщательно анализируют работу участников проекта, радуются успехам «молодых экскурсоводов». Содержательная часть проекта богатейшая! Учащиеся побывали в Кремле, в Китай-городе, узнали о Святой дороге, увидели Москву со смотровой площадки «Детского мира». Сколько открытий сделали ребята за этот небольшой период времени! Все вышесказанное можно в равной степени отнести и к следующему нашему музею – гордости столицы. Это Центральный музей Великой Отечественной войны, музей Победы на Поклонной горе. Здесь с ребятами работают не только опытные, но и совсем молодые сотрудники. Но, несмотря на возраст, молодые экскурсоводы музея – настоящие профессионалы, увлеченные своим делом. Пример молодых сотрудников – таких образованных, уважаемых, харизматичных, успешно реализованных в любимой профессии – сделал участие в проекте еще более привлекательным для учащихся школы №2099. Экспозиция техники не самое простое место для проведения экскурсии. И тем не менее наши экскурсоводы уже разрабатывают собственные маршруты и проводят здесь свои первые экскурсии. Впереди у нас Государственный центральный музей современной истории России, Государственный музей А.С.Пушкина, Государственный литературный музей. Будут работать с нами и вузы – первым станет Институт русского языка и литературы имени А.С.Пушкина.  Юным экскурсоводам предстоит еще многому научиться, прежде чем они выйдут на аттестацию в мае 2018 года. Как знать, может быть, именно здесь они получат настоящий старт в будущее, выберут профессию по душе, определят свой жизненный путь. Но ясно одно – школа московского экскурсовода уже многое дала для развития личности каждого из участников проекта, оказала большое влияние на формирование системы ценностей юных москвичей, способствовала повышению интереса к изучению истории родного города, к получению новых знаний, помогла раскрыть творческий потенциал учащихся, создала ситуацию успеха. А еще – научила быть толерантными, гостеприимными, открытыми, готовыми учить гостей столицы любить Москву так же, как москвичи, щедро делиться знаниями, делать добро, позитивно преобразовывать мир вокруг себя. Сложно перечислить все позитивные тенденции и замечательные возможности, которые открывает для обучающихся участие в проекте «Московский экскурсовод». Это большое важное государственное дело – воспитывать будущих граждан страны. Хочется с огромным уважением сказать искреннее спасибо всем организаторам проекта и лично И.В.Белых за предоставленную возможность участия в работе нашей замечательной команды. Это значит, что связь поколений не прервется, что историческая память города будет сохранена, и учащиеся школы №2099 гордятся тем, что и они вносят личный вклад в сохранение и развитие любимой столицы. Алина ЛЕОНОВА, учитель школы №2099

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте