В коридорах Московского института открытого образования стоял напряженный гул. Импозантные дяди и тети – руководители клубов, домов творчества, детских центров – суетливо заглядывали в записные книжки и возбужденно переговаривались. Шел конкурс детских учреждений дополнительного образования, объявленный Департаментом образования Москвы и поддержанный Московским горкомом Профсоюза работников народного образования и науки. В конкурсе участвовали 135 учреждений.
– Какие награды ждут победителей? – спрашиваю проректора МИОО, зав. кафедрой педагогики, директора центра дополнительного образования, председателя экспертной комиссии и члена оргкомитета конкурса Галину Петровну БУДАНОВУ.
– Наши учреждения сокращенно называют УДОДами. И мы не сомневались, что главным призом будет хрустальный удод. Сели писать основную легенду, но прежде заглянули в энциклопедии. Оказалось, что удод – помоечная птица, с «подмоченной репутацией». Мы стали искать, что нам ближе, и нашли. Это павлин. Мне сразу заметили – это же хвастливая птица! Но мы решили, что именно дополнительное образование помогает ребенку «распушить хвост» и показать всем: я умный, красивый, талантливый и очень хочу вам нравиться! Поэтому мы вышли к конкурсантам с легендой о павлине.
К сожалению, у нас пока нет денег, чтобы заказать хрустальных птиц. Ищем спонсоров. В прошлом году нам помогла Московская организация профсоюза. Надеемся, что и в этом она нас поддержит. Точно знаю, что победители получат гранты правительства Москвы.
Вопрос о недостатках работы учреждений дополнительного образования Галина Петровна посчитала некорректным:
– Соревнования проводят не для того, чтобы выявить пробелы в работе! Я никогда и никому не скажу о недостатках, которые заметила. В конкурсах участвуют добровольно. В первую очередь они нужны для того, чтобы стимулировать руководителя и коллектив к творчеству. Участие в конкурсе – это подвиг, потому что спокойнее тихо сидеть «в болоте», вежливо квакать и надеяться, что тебя никто не заметит.
Директора учреждений во время конкурса не ощущали себя гигантами мысли, относились к себе рефлексивно-критически. И это хорошо. Такое отношение – залог того, что мы еще один шажок вперед сделаем вместе. Ни один руководитель не удивлялся сложности предлагаемых заданий и не возмущался. Никто не сказал: «Они что там, с ума посходили?!» Наоборот, говорили: «Здорово!»
Известно, какое в стране положение. Новые изменения в законодательство подтвердили, что никто нам ничего не даст и не принесет на блюдечке с голубой каемочкой. Моя цель – начать подготовку директоров к завтрашнему дню. Они должны не стоять с протянутой рукой на паперти, а научиться работать в новой ситуации, чтобы сохранить учреждения для детей.
Мы предложили конкурсантам написать свободные сочинения – проекты детских учреждений, работающих в современных условиях. Они помогут нам на гипотетическом уровне построить 3-4 модели выживания, функционирования и развития учреждений дополнительного образования. Оргкомитет на своем заседании очень высоко оценил именно это задание. Оно было выбрано из множества других, потому что наиболее значимо для нас и для будущего учреждений. В этом вопросе мы с профсоюзом едины. И вы, и мы заинтересованы в том, чтобы наше образование отвечало международным стандартам, чтобы Россия могла гордиться им.
Модели, предложенные директорами учреждений, разные. Но все они основаны на активном, деятельном подходе. Ни одна из них не рассчитана на «дайте-подайте». Правда, работать эти модели будут только при условии достойной оплаты труда педагогов. Мы ее не ждем. Мы сами хотим ее достичь. И у директоров в этом плане уже есть свои заделы.
Творческие задачи, которые мы поставили перед руководителями, не были для них неожиданными. Значит, был создан запас прочности, и потенциал московской образовательной системы чрезвычайно высок.
Лариса МИХАЙЛОВА, главный специалист Московской городской организации профсоюза
Комментарии