search
main
0

Московские школы были, есть и будут

Нынче в столице уже завершено создание многопрофильных образовательных комплексов, в которые вошли школы и детские сады. Комплексы обрели новые номера, и кто-то уже спешит объявить о том, что школы, вошедшие в них, вместе со своими былыми номерами теряют историю и традиции. Чтобы понять, так ли это, мы решили отправиться в комплекс №2054, чтобы встретиться с выпускниками, учениками, педагогами, ведь одному из его структурных подразделений – знаменитой школе №1278 – в эти дни исполнилось 80 лет. Кстати, за восемьдесят лет эта школа не раз меняла свой номер – была и 635-й, и 170-й, и 49-й, но никто и никогда не усомнился в том, что она всегда сохраняла традиции, историю, сильный педагогический коллектив и способность быть замечательной столичной школой, а теперь приумножает славу комплекса №2054.

Вместе с директором комплекса №2054 Ириной Бородиной мы неожиданно попали на семейный праздник. Выпускники школы №1278 пригласили нас в Белый зал Дома кино, где они решили устроить юбилейную встречу. Почетными гостями на этой встрече стали педагоги и нынешние ученики.Предваряя все возможные вопросы, руководитель структурного подразделения школы №1278 Анна Богословская немного смущенно призналась: «Мы сегодня в гостях у наших ребят!» Смущение было вполне понятным, обычно учителя все организуют для своих учеников, а тут все было наоборот, и, вполне вероятно, педагогов ожидало немало приятных сюрпризов. Но и педагогам удалось сделать для своих питомцев один интересный сюрприз – выставку фото выпусков разных лет. Выпускники постепенно приходили и заполняли фойе задолго до начала праздника и сразу же подходили к стендам, внимательно рассматривали фото, узнавали на них себя и своих соучеников, педагогов. Если бы можно было записать каждый диалог, то получилась бы большая история с фактами и мнениями, ведь взрослые люди весело вспоминали, как учились, кто их учил, как проводили свое свободное время, как были пионерами и комсомольцами, участвовали в соревнованиях, сборах макулатуры и металлолома, играли в школьных спектаклях. Сегодняшние ученики старались подойди поближе, чтобы не пропустить самое интересное в этих рассказах, а кто-то из них даже записывал информацию о том, кто из выпускников кем стал, кто где работает или работал, какой вклад внес в развитие страны и столицы. Вот оно, его величество воспитание, которое царило во всем его великолепии, в его ауру попадали нынешние ребята, им не надо было читать нотаций и рассказывать, каким настоящим должен стать каждый из них, перед их глазами были их старшие товарищи, пусть по возрасту это их бабушки, дедушки, мамы и папы, но их объединила школа. Пока выпускники обменивались воспоминаниями, в зале шли последние приготовления к концерту-сюрпризу, который для них подготовили нынешние ученики комплекса. Тут настраивали скрипки и гитары, наигрывали мелодии на рояле, жонглировали, репетировали танцы – словом, концерт обещал быть веселым и очень интересным.Лицо школы – его выпускники. Школа, которая теперь стала структурным подразделением комплекса №2054, всегда была сильной, с  хорошими традициями, а учителя отличались строгостью и хорошим знанием своего предмета. то же учился в этой школе за 80 лет ее существования? Это люди, ныне известные не только Москве и стране, но и далеко за ее пределами: Андрей Миронов, Василий Ливанов,  Борис Мессерер, Евгений Светланов, Илья Рутберг, Эдвард Радзинский, Марк Розовский, Наталья Защипина, Наталья Селезнева,  Александр Леньков,  Людмила Петрушевская, Анастасия Вертинская, сын поэта П.Арскова Александр Арский, теннисистки Наталья Чмырева, Юлия и Алла Сальниковы, киноактриса Эльза Леждей,   экономист Николай Шмелев, композиторы Геннадий Гладков и Вячеслав Артемов, журналист Владимир Цветов.  Список можно продолжать  очень долго.На праздник в Дом кино выпускники разных лет пришли, чтобы вспомнить свои школьные годы и рассказать о них и истории школы подрастающему поколению: «Давайте негромко, давайте вполголоса напомним друг другу светло то время, когда были очень все молоды, то время, что быстро прошло». Тут сразу  вдруг выяснилось, что у школы  изначально был еще один номер – 36, а построили ее  за 99 дней, что сегодня покажется невероятным, перед школой для красоты и отдохновения  устроили  фонтан.  Но было такое время, когда  открывали первые станции  метро, совершали трудовые подвиги, с энтузиазмом выходили на субботники. В новой школе было замечательно учиться юным москвичам, с небывалым подъемом распевавшим: «Кипучая, могучая, никем не победимая, страна моя, Москва моя, ты самая любимая!»  Они хотели стать инженерами, строителями, учеными, врачами и учителями, но 22 июня 1941 года все планы были разрушены, выпускники ушли на фронт, а многие подростки стали тружениками тыла. Не все вернулись с фронта, имена героев золотыми буквами вписаны в историю школы.  Вместе с выпускницей школы, нынешней студенткой ГИТИСа Александрой Никифоровой, исполнившей «Жди меня» на слова Константина Симонова, ребята спели  «Журавлей», а потом: «Этот День Победы порохом пропах, это праздник с сединою на висках, это праздник со слезами на глазах…» Тогдашний директор школы, рассказывали выпускники, пришел  с фронта с тяжелейшими ранами, что, впрочем, не помешало ему работать, он преподавал историю и  логику.1 сентября 1945 года школа встречала своих первых послевоенных первоклашек, вернее было бы сказать, что в 170-ю школу пришли мальчики, а в 635-ю – девочки, ведь тогда было раздельное обучение. Этим школам еще предстояло объединиться.Один из выпускников вспоминал: «Между школами поставили забор, перелезать через него было запрещено, наверху были даже  острые штыри.   Директор школы был для нас душой, он жил при школе, и мы приходили к нему в гости. Учитель физики предложил сделать огород (это был уже голодный 1946 год), и ученики выращивали  овощи до 1950 года. Скидок на трудное время учителя не делали, списать  при них было невозможно. Мы изучали стенографию, и все были влюблены в учительницу стенографии, в седьмом классе писали 60 знаков в минуту. У историка не было семьи, иногда он мог пропустить уроки, но был блестящим педагогом,  и  ему все прощали. Учебный год  тогда  закончился 20 мая, так мы на радостях разбили все окна нашего класса, но нас за это никто не наказал. С нами учился Илья Рутберг, который стал потом великим актером, есть фото, где он делает вид, что бросает камень, но на самом деле не помню, чтобы он такое делал.  Мы занимались спортом, бегали на три километра, а тут вдруг появилась в легкой атлетике новая дисциплина – спортивная ходьба, учитель, у которого было прозвище Ганнибал, сказал: «Кто может пробежать три километра, тот может их и пройти!» Мы и пошли. А еще  мы всегда играли в футбол: и вокруг школы, и слева от школы, и справа, и на большой поляне между школой №635 и общежитием Большого театра. Случалось, попадали в окно мячом, все при этом разбегались. Не помню, вызывали ли за это  наших родителей в школу».Что касается родителей, то у мамы и папы Андрея Миронова – Марии Мироновой и Александра Менакера – была даже миниатюра на школьную тему, ее участники  праздника посмотрели с особым удовольствием. Выпускники 1954 года на встречу не смогли прийти – все-таки окончили школу более 60 лет назад,  давно разъехались кто куда, но видеообращение все же прислали. Оказалось, что дружат до сих пор, а если все складывается так, что вдруг съезжаются в Москву, то обязательно  устраивают вечер встречи. Их классному руководителю  Дмитрию Александровичу  Гальперину в этом году исполнилось бы 100 лет.  Выпускников всех лет  нынешние ученики пригласили на удивительный остров Любимых учителей и предложили своим педагогам    так переиначить  давно известную фразу «Мы в ответе за тех, кого научили!».  80 лет учителя служат школе и пытаются понять, что же это  – служить  школе. А ответ, полученный  на этом празднике, оказывается простым: «Любить людей, детей и свою профессию!» Действительно, как гениально просто. Если бы все это не было руководством к работе учителей, разве пришли бы на встречу эти выпускники разных, в том числе и далеких, лет?На праздник пришла выпускница 1956 года, поэтесса, драматург, певица, писательница Людмила Петрушевская, и это была большая удача.  Как всегда, меняя роскошные шляпы, Людмила Стефановна пела свои замечательные песни, рассказывала истории о своем  школьном детстве,  о том, как 9 мая в четыре утра она выскочила из дома, потому что по улице шла  огромная толпа и радостно кричала: «Капитуляция!» Ее семья была в то время врагами народа, им не разрешали приезжать в Москву, жили в Куйбышеве, нынешней Самаре, она  была к тому же всегда  плохо одетая и босая: «Говорят, где-то поставлен памятник детям войны. Я тоже ребенок войны, бегала по дворам, как Эдит Пиаф, пела песни, зарабатывала этим на хлеб». Но девочка Люда все пережила, выжила,  поэтому, наверное,   еще с тех времен считает, что нужно помогать тем, кто попал в беду. Петрушевская  принесла с собой пачку листочков со своими   стихами («Бывает такая боль, это и есть любовь!», «Дурак никогда не поймет, что он дурак, это привилегия умных!»), ставила на них автографы, провела благотворительную распродажу, чтобы собрать деньги для ребят-инвалидов: «Обидно, что люди в Интернете торгуют  моими стихами и присваивают деньги,  лучше их отдать на благое дело».  Когда вечер уже закончился, Петрушевская сидела в фойе, а к  ней была очередь тех, кто действительно хотел и отдавал свои деньги на это самое благое дело, ну а на память брал стихи, ведь их написала выпускница их школы.«Я был на таком вечере – юбилее школы ровно шестьдесят лет назад, – признался выпускник, писатель и журналист Анатолий Макаров, который когда-то учился с Андреем Мироновым и даже написал книгу об этом. – Тогда школа праздновала свое двадцатилетие, я учился в девятом классе. Поразительно, но в то время праздник отмечали в ВТО – знаменитом доме на улице Горького. Это было невероятное событие и могло произойти  потому, что наша школа всегда имела  человеческие связи с театром, литературой. Это объяснялось  очень просто – вокруг школы было немало театров, театральная публика частично жила тут же, причем в коммунальных квартирах,  в домах, переделанных из старых сараев, конюшен. Вообще в нашей школе  была такая сильная артистическая  нота, поэтому, я считаю,  из нее вышло много артистов, режиссеров, литераторов. Но это была только одна ее часть, а вторая  – та, что окружала нас из старых московских переулков, которая была хулиганской, если не сказать полублатной. Такой был странный симбиоз диких дворовых ребят и ребят из семей настоящей артистической элиты, но разное происхождение их дружбе никогда не мешало, более того, бывшие хулиганы выбились в настоящих людей. Люся Петрушевская была моей школьной подругой, помню, как она пела еще тогда, во время учебы, свои песни. Мне кажется, что осенью Москва похожа на Париж. В прошлом августе судьба опять привела меня в знакомые места на Большую Дмитровку, исхоженную вдоль и поперек  в  детстве и юности. Там я увидел, как Москва действительно похожа на Париж: роскошные променады, великолепные витрины, модная толпа. Я завернул  в Столешников переулок, тоже исхоженный, сел в уличном кафе за столик, стоящий прямо на тротуаре, мне принесли капучино (мы раньше и названий-то таких не знали). Я  не узнаю старые места и  в то же время понимаю, что за каждым окном  есть что-то очень дорогое, очень связанное с моей жизнью, – одноклассники, подруги и друзья. Начинаю думать о своей жизни, она удалась, не была скудна на впечатления. Я побывал везде, где хотел,  объехал всю страну».На сцену выходили выпускники разных лет: поздравляли, читали стихи, рассказывали о своей жизни. Жизнь практически у всех удалась, и это самое главное!Заключительная часть праздника была посвящена тем, кто нынче в школе учит и учится, причем те, кто учится, отдавали должное тем, кто учит. Разговор шел о том, что это за дом такой – школа.х, до чего наша жизнь сложна! Но очень нравится нам всем она! И пусть бывает в школе очень трудно… Но она для нас как дом родной. Очень теплый, милый, дорогой!» Завершало праздник чествование тех, кто дал знания и отправил во взрослую жизнь своих многочисленных выпускников.Весь вечер на экране Дома кино появлялись портреты тех, кто возглавлял школу, имевшую в разные годы разные номера, которая объединялась и укрупнялась, постепенно становясь одной из лучших школ столицы. Директора, педагоги, живущие и уже ушедшие из жизни, те, кто остался в памяти выпускников. Видя знакомые лица на фотографиях, зал взрывался дружными, продолжительными аплодисментами, и это было своеобразной данью наставникам.Учителя в школе имеют разный стаж, кто-то отработал больше 40 лет, кто-то – более 30, за это время они выучили и воспитали множество юных москвичей, которые теперь стали серьезными, успешными людьми. Педагогам вручали букеты цветов и памятные статуэтки, конечно, выпускники разных лет, а песни в честь наставников пели нынешние ученики. Хотя не только ученики, но и родители. Всех очень тронуло исполнение романса под аккомпанемент гитары папы – члена управляющего совета комплекса №2054, певца, поэта, барда, художника, киноактера Андрея Демченко. А мама и одновременно солистка Большого театра Д.Зыкова внесла свою в полном смысле слова высокую ноту в общее настроение.В самом деле, общее настроение поднималось по ходу праздника практически у всех – и у тех, кто был на сцене, и у тех, кто сидел в зале, и понятно было, что все должно закончиться на высочайшей ноте, вылиться в какое-то общее эмоциональное действо. И оно, это действо, все же состоялось. И в момент выступления директора комплекса Ирины Бородиной, которая с радостью отметила, что это праздник не номеров школ, а сохранения традиций, и директора структурного подразделения комплекса №3 (№1278) Анны Богословской, которая поблагодарила тех, кто вместе с ней придумал и провел этот праздник, – авторов сценария Н.Ашкенази, Е.Дербеневу, И.Лейтес, С.Ракант, О.Шмид, А.Купневскую, В.Микешина. Но самое главное – кульминацией праздника стало совместное исполнение залом всем известной песни: «Не повторяется, не повторяется, не повторяется такое никогда!» Зал пел, и каждый вспоминал что-то свое. Но кто сказал, что самое лучшее, что случается в нашей жизни, не повторяется никогда? Оно повторяется в жизни следующих поколений, согревая ее теплом отношений, традиций, памяти о том прекрасном, что было в школьной истории у каждого. И можно быть уверенным, что те ученики школы, которые побывали на празднике, восторженными глазами смотрели на выпускников, обязательно продолжат все то, что и составляет нашу общую историю. Будем жить!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте