Как же нас радуют эти теплые московские дни-вечера! И, конечно же, скоро в школу, и мы вовсю готовимся к этому. Но пока позволяет погода, все же устремляемся в прекрасные столичные парки, чтобы успеть насладиться этим необыкновенным временем сполна. А в столице происходит много интересного. Для примера проведем экскурсии по жизни хотя бы только двух усадеб.
Царицыно
Только что в музее-заповеднике «Царицыно» прошел I летний фестиваль Российского национального оркестра. В четырех концертах форума принимали участие солисты и коллективы РНО, а также звезды отечественного исполнительского искусства – пианисты Андрей Гугнин, Александр Гиндин, Константин Емельянов, Дмитрий Шишкин.
Российский национальный оркестр таким образом завершил свой юбилейный 30‑й сезон. За прошедшие годы коллектив, созданный выдающимся пианистом и дирижером Михаилом Плетневым, обрел славу и признание публики не только в нашей стране, но и за рубежом. История РНО – это сотни концертов, масштабных гастролей, записей и престижных наград, включая премию «Грэмми»; участие в знаковых международных акциях и собственные просветительские и благотворительные программы; сотрудничество с ярчайшими представителями современной академической сцены и восходящими звездами. Визитной карточкой коллектива стал стартовавший в 2009 году Большой фестиваль – смотр, традиционно открывающий московский концертный сезон и неизменно удерживающий статус одного из самых ожидаемых культурных событий года.
Летний фестиваль продолжит эту линию и в то же время заложит новую традицию, сфокусировав внимание слушателей на разнообразии камерного классического и современного репертуара. Центром и главными действующими лицами фестиваля станут солисты и коллективы РНО – талантливые и востребованные исполнители, ведущие активную концертную деятельность не только в оркестре, но и сольно, а также в составе различных камерных коллективов. «Созвездие солистов», как нередко называют РНО музыкальные критики разных стран, дополнит плеяда известных приглашенных артистов.
Не случайно выбрана и локация фестиваля. Царицыно – излюбленное место летнего отдыха москвичей и гостей столицы. Классические музыкальные шедевры в естественном антураже старинного пейзажного парка Царицыно и фантастических дворцов, построенных в «готическом вкусе» в конце XVIII века для Екатерины II, привлекут внимание посетителей парка, а также доставят радость всем ценителям классики во время традиционных для многих филармонических залов летних каникул.
Фестиваль открылся программой из произведений Моцарта и Шуберта. В фортепианном концерте №23 Моцарта солировал пианист Константин Емельянов. Стремительная международная карьера исполнителя началась в 2019 году после XVI Международного конкурса имени П.И.Чайковского, где исполнитель стал обладателем третьей премии и бронзовой медали. Тогда музыкальные критики назвали Константина Емельянова одним из безусловных открытий современного исполнительского искусства. Во втором отделении прозвучала Симфония №5 Шуберта. В этот вечер за пульт РНО встал дирижер Большого театра России Алексей Богорад.
Фортепианный квинтет Сезара Франка и Секстет для духовых и фортепиано Людвига Тюйе услышали посетители камерного дневного концерта на следующий день. К солистам РНО присоединились знаменитые пианисты Андрей Гугнин и Александр Гиндин. Вечерний концерт открылся сочинением современного литовского композитора и виолончелиста Арвидаса Мальциса «Mozart Games». Своеобразным ответом ему стал Концерт для гобоя, скрипки, виолончели и оркестра Антонио Сальери, солирующие партии в котором исполняли музыканты РНО Ольга Томилова (гобой), Лина Вартанова (скрипка) и Всеволод Гузов (виолончель). Завершила вечер Третья симфония ученика Сальери Франца Шуберта. Произведения звучали под управлением главного дирижера Ростовского академического симфонического оркестра Валентина Урюпина.
В гала-программе блистали солисты РНО Максим Рубцов (флейта), Владислав Лаврик (труба), Сергей Елецкий (кларнет). Звучали произведения Вивальди, Гуммеля, Россини. В качестве приглашенного гостя вместе с РНО выступил известный пианист Дмитрий Шишкин, в исполнении которого прозвучал Первый фортепианный концерт Людвига ван Бетховена. За дирижерским пультом РНО этот вечер провел художественный руководитель и главный дирижер Армянского государственного симфонического оркестра Сергей Смбатян.
Кусково
1 сентября порадует тем, что на фестивале «Органные вечера в Кусково» в исполнении известной органистки Маргариты Еськиной прозвучит программа «Подражание старым мастерам».
Сегодня редкий органный концерт обходится без произведений И.С.Баха. Список его органных сочинений велик, являясь и для музыкантов, и для любителей музыки бесконечным источником радости. За столетия любви и интереса к творчеству композитора было написано множество исследований, но все они обращаются к самой первой книге, посвященной И.С.Баху, – биографии, написанной Иоганном Форкелем. В ней первый биограф великого композитора открывает читателю важнейшие сведения о жизни и творчестве Баха. Вот что мы читаем о его детских годах: «Он так быстро овладевал пьесами, которые брат давал ему для разучивания, что все время стремился заполучить более трудные сочинения. Наиболее известными клавирными композиторами того времени были Фробергер, Фишер, Иоганн Касп. Керль, Пахельбель, Букстехуде, Брунс, Бем. Мальчик заметил, что у брата есть сборник сочинений названных мастеров и принялся его упрашивать дать ему эти ноты. Однако он всегда получал отказ. Из-за упорства брата желание мальчика иметь сборник становилось все сильнее, так что он в конце концов стал искать способ овладеть им тайно. Заветная тетрадь хранилась в запертом шкафу с незастекленными решетчатыми дверцами, а руки его были еще так малы, что он мог просунуть их сквозь решетку, свернуть тетрадь рулончиком (благо она была в мягкой обложке) и вытащить ее из шкафа. Он, недолго думая, решил воспользоваться столь благоприятными обстоятельствами.
Но из-за отсутствия освещения переписывать ноты можно было лишь в лунные ночи, и прошло целых шесть месяцев, прежде чем он завершил это трудоемкое дело. Когда же он наконец был уверен, что сокровище находится в его руках, и хотел было тайком использовать его по назначению, брат раскрыл его тайну и без всякой жалости отобрал у него добытые с таким трудом ноты; надо сказать, что со временем они все же оказались в его распоряжении, но лишь после смерти брата».
Этот интерес и уважение к творчеству своих предшественников и современников И.С.Бах сохранил на всю жизнь, делая множественные транскрипции сочинений своих коллег – композиторов, которых он никогда не видел, но чье творчество он очень ценил и у которых не переставал учиться.
Слушателей концерта ждет не только знакомство с творчеством первых по-настоящему великих учителей Баха, изучая сочинения которых маленький гений постигал премудрости композиторского дела, но и уникальная возможность услышать эту музыку так, как она звучала 400 лет назад. Часть программы будет исполнена на клавесине-оттавино, копии фламандского инструмента 1597 года. Оригинал сегодня находится в Музее музыкальных инструментов имени Глинки, и у клавесинного мастера Н.Полоскова была возможность досконально изучить все особенности инструмента и со всем тщанием восстановить не только облик, но и его звучание. На органе же прозвучат сочинения И.С.Баха, написанные в стилях и жанрах, в которых работали его великие предшественники. Редкого изящества интерьеры дворца, звучание старинного инструмента, вечная музыка И.С.Баха перенесут слушателей в те времена, когда время текло медленно, а музыка не развлекала, а говорила о вечных ценностях и несла в себе глубокие мысли о человеке, о жизни и о Боге. ???В исполнении известной органистки Маргариты Еськиной.???
Александр Князев уже дважды радовал публику своими выступлениями на XI фестивале в Кусково в качестве органиста, и 4 сентября он сыграет на виолончели. Вместе с художественным руководителем фестиваля органисткой Еленой Приваловой он исполнит три гамбовые сонаты И.С.Баха. Многие знакомы с его записью сонат в версии для виолончели и органа вместе с французским органистом Жаном Гийю.
Программу в Кусково дополнят Сюита №3 для виолончели соло, хоральная прелюдия из сборника «Лейпцигские хоралы» в версии для виолончели и органа, а также прозвучит раннее органное произведение И.С.Баха – Токката ми мажор в исполнении Елены Приваловой.
Традиционно на одном из концертов закрытия фестиваля выступает барочная капелла «Золотой век». Их программы всегда вызывают интерес как искушенной публики, которая хочет услышать неизвестные произведения русских и европейских композиторов, так и обычной аудитории, желающей услышать знакомые сочинения, причисляемые к шедеврам классической музыки. Так и в этом концерте, из раритетов – Антон Фердинанд Тиц и его дуэт для скрипки и виолончели, редко исполняемое органное сочинение – Хоральные вариации Сергея Ивановича Танеева и безусловные шедевры – концерты И.С.Баха и его сына Вильгельма Фридемана. Солируют клавесинистка Мария Успенская, органистка Елена Привалова, виолончелист Александр Листратов и скрипачка Фатима Лафишева.
Закрытие фестиваля в этом году посвящено выдающемуся композитору Микаэлу Леоновичу Таривердиеву. Его имя связано со многими произведениями советского кинематографа, однако композитор оставил внушительное наследие в академической музыке, и одними из важнейших являются его органные сочинения. На концерте прозвучит его Первый концерт для органа соло «Кассандра», Концерт для сопрано и симфонического оркестра (партия оркестра в транскрипции для органа). В концерте примут участие приглашенная солистка Литовского и Латвийского оперных театров сопрано Анастасия Лебедянцева и художественный руководитель фестиваля «Органные вечера в Кусково» Елена Привалова.
Дмитрий ПАРНОВ
Комментарии