В нашей школе на переменах не заскучаешь, даже за короткое время проходят интересные и познавательные встречи детско-взрослого сообщества в очной и/или дистанционной форме.
На такую переменку приходят все, кому интересна тема, – дети, родители, члены семьи (это бывает актуальным, если ученик подключается к встрече дистанционно), учителя. Педагоги подбирают темы переменок из интересных для ребят краеведческих вопросов:
достопримечательности, история, архитектура, культура Москвы. Особенно любят бывать ребята в Московском Кремле, метро, оказаться в музее или театре. Невозможно провести московскую переменку, не опираясь на карту города, стихи и песни, фильмы, викторины о Москве. Любопытство вызывает то, что гипотетически на улицах родного города можно повстречаться с известными людьми – поэтами, писателями, учеными.
Тематические короткие встречи позволяют школьникам всех возрастов расширить кругозор, наметить посещение новых мест в городе, узнать интересные факты, проявить выдумку, осведомленность и изобретательность на этапе подготовки и проведения самих переменок, ведь заинтересовать слушателей – непростая задача, решение которой доверяется маленьким ученикам. На этапе подготовки дети составляют рассказ о путешествии по городу, где сообщают, куда ходили, что запомнилось, что понравилось, что вызвало интерес и удивило. Для того чтобы слушатели эмоционально откликнулись, им было интересно, ученики-рассказчики используют разнообразные компьютерные программы и инструменты, наглядный материал.
Важной частью переменки является возможность любому слушателю задать вопрос ведущим. И пусть не всегда ведущий может ответить на него сразу, важно другое – то, что в любой самой понятной на первый взгляд информации пытливый ум найдет зацепку для углубления, исследования, новых поисков.
Культурно-просветительская работа (экскурсионная деятельность, походы в театр, библиотеку) всегда занимала особое место в школе, именно поэтому с 2015 года учителя и ученики осознанно и активно вступили в олимпиадное движение «Музеи. Парки. Усадьбы».
Данная работа помогла упорядочить и более осознанно накапливать материал для московских переменок, обрабатывать и перерабатывать ее, тем самым осваивая и присваивая.
Сначала переменки носили эпизодический характер. В кабинете или в холле создавался импровизированный зрительный зал, ставились стулья, на стену вешался экран, устанавливался проектор для показа иллюстративного материала, а для тех, кто в этот момент находился дома, устраивалась видеоконференция в скайпе и/или в Zoom. Но постепенно переменки завоевали симпатии детей и взрослых и стали регулярными.
Активные участники предстают настоящими интеллектуальными героями перед аудиторией взрослых и сверстников, что утверждает ценность интеллектуального труда и готовности поделиться его результатами. Ребята вызываются самостоятельно организовать, подготовить и провести московские переменки. Часто это не один человек, образуется небольшая компания, в которой ребята делят роли – кто-то оформляет презентацию, кто-то готовит викторину, кто-то делает монтаж видеоролика, ну а кто-то готовится представлять публике результаты общего труда. Например, была проведена перемена «Москва в цифрах» – интерактивный квиз, где решались математические задачи о Москве, перемена «Памятные места Москвы о Великой Отечественной войне» была проведена в форме викторины.
Чтобы привлечь потенциальных зрителей, выступающим нужно сделать афишу, разослать приглашения на переменку. В афише необходимо указать интересные активности.
В итоге школьники получают собственный опыт планирования путешествия, исследования маршрута и его представления зрителям, в результате чего повышается уверенность в себе, улучшается способность публично говорить, формируются умение быть критичным к своим выступлениям и к выступлениям товарищей, умение слаженно работать в группе, добиваясь намеченной цели.
Елена ГОРЕЛИКОВА, Ирина БЕСПАЛОВА, учителя начальных классов школы «Технологии обучения»
Комментарии