Хочется ознакомиться с новыми идеями – можно пройти всей управленческой командой взаимообучение, есть желание понять детали, задать дополнительные вопросы – добро пожаловать в гостеприимные школы.

Однако знаний порой бывает недостаточно, важно развивать умения и привычку немедленного применения увиденных практик в своей школе, и следующим логичным шагом в совершенствовании этой системы стал проект «Московские педсоветы». В чем его особенность и преимущество перед ставшими уже классическими форматами обмена опытом?

Каждый управленец желает, чтобы команда была инициативной, выдвигала предложения, самоорганизовывалась для реализации задуманного. Распоряжениями и убеждением этого можно достигнуть, но это долго, не всегда приятно, а главное – недолговечно. Важно создать условия, при которых коллектив сам проявит энтузиазм. Групповые обсуждения с последующим созданием продукта – идеальная среда для решения этой задачи, которую призван создавать проект «Московские педсоветы». Обсуждение происходит под грамотным, без оценивания и настаивания на «правильных» ответах, руководством опытного модератора. Его задача лишь создать условия и твердо придерживаться сценарной канвы, чтобы участники самостоятельно развивали тему, анализировали, искали наилучшие решения, применимые именно в своей организации. Естественно, темой такого педсовета может стать только тема, важная для города, для ребенка в этом городе в соответствии с ценностями московской системы образования. А таких тем невероятное множество – это и олимпиадное движение, и развитие профильного образования, и совершенствование кадрового потенциала, и система оценки качества образования.

Роль модератора особенная, и попасть в проект не так просто. Во-первых, каждый модератор проходит соответствующее обучение на тренингах Московского центра развития кадрового потенциала образования, где работает над созданием сценариев под запрос, задачу и ситуацию, сохраняя при этом главный принцип: свободная и уважительная атмосфера обсуждения.

Итак, как происходит сам процесс? Директор школы на сайте МЦРКПО в соответствующем разделе выбирает необходимую тему педсовета и отправляет запрос модератору, с которым хотел бы сотрудничать, – директору другой московской школы. Затем выбирается дата встречи, где определяются задачи и направления совместной работы. Здесь важно понять не только цель мероприятия, но и все сопутствующие обстоятельства, чтобы учесть их при разработке сценария будущего педсовета. После подробной беседы обе стороны имеют право на размышления и возможные изменения (например, замена модератора или корректировка ключевых задач обсуждения). В случае же обоюдного согласия начинаются разработка сценария и сценарная и организационная подготовка, в ходе которой учитываются все нюансы вплоть до организации рабочего пространства.

Проведение педсовета по стандартам проекта – сложная и ответственная миссия, где главная ценность – коллективный труд участников – «дорожная карта» проекта, план действий на определенный период. Важно понимать, что это всегда руководство к действию всего коллектива. Ход такого педсовета бывает сложным, иногда в самом начале необходимо сдвинуть тектоническую плиту недоверия, настороженности и даже разочарования, кроме того, взятие ответственности происходит не сразу, и модератору необходимо приложить максимум усилий, чтобы итог состоялся, был зафиксирован и стал началом изменений не только в школе, но и в каждом ее сотруднике.

Однако, единожды начав проводить педсоветы в подобном формате, уже нельзя действовать иначе, коллектив охватывает азарт свершений и принятия самостоятельных решений.

– Это возможность посмотреть на школу другими глазами, – говорит участник такого педсовета директор школы «Дмитровский» Вера Нилова, – увидеть риски, точки роста, расписать этапы реализации новых проектов.

– Это новый формат общения, анализа, поиска решений и ответов, создания рабочих групп в большом педагогическом коллективе, – отмечает директор школы №2127 Станислава Буробина.

– Для московских школ, – считает директор школы №1637 Наталья Зуева, – это возможность прокачать свои навыки, выявить дефициты, проанализировать настоящее и выстроить планы на будущее.

Еще одна особенность проведения педсовета в рамках проекта – это ответственность. Ответственность модератора – качественный сценарий, рабочий финальный продукт, аккуратная экспертиза по теме педсовета и возможные по мере запроса консультации. А директор, в чьей школе проходит педсовет, ответственен за то, чтобы коллективная инициатива не угасла и все задуманное удалось реализовать. Смешение или непонимание своих зон ответственности может привести к непоправимым последствиям.

После проведения педсовета в соответствующий раздел на сайте МЦРКПО выкладывается сценарий, формируя базу знаний для будущих модераторов. Естественно, каждый сценарий оригинален для каждого нового запроса, однако эффективные практики всегда полезны. Модератор также может консультативно содействовать внедрению предложенных во время педсовета школьной командой решений, инициатив в практику работы образовательной организации, участвовать в оценке эффективности, анализе сильных и слабых сторон, корректировке дальнейшего плана действий.

Молодой и амбициозный проект «Московские педсоветы» набирает обороты, и топливом этого проекта является системность: ценности московского образования, опыт практиков, деятельная включенность людей, искренне желающих развиваться и развивать школу.