search
main
0

Московские моряки-кадеты

В конце 80-х Георгий Андронов, занимавшийся до этого моделизмом и яхтами, решил создать региональную детскую общественную организацию. Занятия шли в воскресной системе – учебным днем была только суббота и кроме нее еще два-три занятия в неделю по вечерам. Уже тогда он понял, что простого обучения управлению яхтами явно недостаточно. Нужно, чтобы занятия носили характер целенаправленный и регулярный.

Но как только он с единомышленниками взял курс на организацию регулярных занятий, тотчас и возникли проблемы общей культуры, общих и специальных знаний. Так постепенно к 1994 г. была сформирована идея морских кадетских классов, а с 1998-го перешли и на полную программу обучения. Одна из школ предложила собрать всех кадетов, которые учились до этого в разных школах, в нее и сформировала кадетские классы. Так и родился Центральный морской кадетский корпус, расположившийся в школе №518.

В этом кадетском корпусе ребята учатся начиная с пятого класса, но поступить в него можно и после любого другого класса. Было бы желание и определенный, достаточно большой объем знаний. При поступлении надо пройти тесты по математике и русскому языку. А самый сложный экзамен, по результатам которого отсеивается наибольшее число поступающих, – физическая подготовка. Ведь здесь приходится сдавать не только стандартные для подобных учебных заведений бег и подтягивание, но еще и другие упражнения, например отжимание и приседания.

А потом поступившие в корпус ребята меняются просто на глазах. Это особенно заметно, если сравнить только что поступивших ребят со стоящими рядом с ними в кадетском строю их сверстниками, которые проучились уже несколько лет. Разница между «бывалыми» кадетами и только что переодетыми в форму школьниками видна сразу. Но вот проходит месяц, другой, и все меняется. Вчерашние новички уже практически ничем не отличаются от других ни в строю, ни на занятиях, становятся самостоятельнее. Ведь в корпусе им многое приходится решать самим, без указок со стороны. Переменам в своих чадах удивляются даже родители. Их кадеты радуют своей собранностью, аккуратностью, увлеченностью.

Чудеса? Нет. Самые обычные кадетские будни. А задает тон этим «превращениям» начальник корпуса Георгий Владимирович Андронов. Кадеты на него разве только не молятся. Ведь он относится к ним как к равным, держит себя с ними просто, всегда предельно вежлив и корректен. А ведь если к тебе относятся как к взрослому, то и ты стараешься показать себя именно таким, каким тебя хотят видеть. Поэтому ребята платят своему наставнику глубоким уважением.

Обучение в корпусе отличается от школьного. В нем учиться сложнее. Кадеты приезжают к восьми часам утра на построение, затем до обеда – обычные школьные занятия, а после него – занятия по специальным дисциплинам. Их всего четыре – танцы, корабельное дело, поведение в обществе и устав, а также обращение с оружием, как холодным, так и огнестрельным. Кроме этих занятий во второй половине дня проводится и самостоятельная подготовка, на которой ребята выполняют домашние задания. А в шесть часов вечера рабочий день заканчивается и можно ехать по домам.

Занятия проходят также и по субботам. Кроме обычных занятий устраиваются культпоходы в кино, театры и музеи. В теплое время года ездили в Строгино, там ходили на яхтах, а с декабря начались занятия в плавательном бассейне.

Даже когда школьники на каникулах отдыхают, кадеты не предоставлены сами себе. На осенних – шла подготовка к корпусному празднику, проходившему 9-го ноября. А в декабре был выезд на полигон с учебными стрельбами. Прошлым летом ездили в лагерь под Севастополь, и за три недели кадеты построили там своими руками новую шхуну, на которой потом и выходили в плавание. И будущее лето планируется заполнить разнообразнейшими мероприятиями. В июне – практика в Строгино, в июле – поход по Волге, в августе – Севастополь. А еще планируется поход в Калининградский кадетский корпус на собственной яхте…

Конечно, только своими силами справиться со всем этим просто невозможно. Но, к счастью, друзей у корпуса хватает. Например, управление образования заботится о том, чтобы кадеты были одеты, накормлены, выделяет автобусы для экскурсий. Отдел физического воспитания Москомспорта очень активно содействует реализации планов корпуса, помог в проведении первого слета морских кадетов и юных моряков, решил вопрос о включении фехтовального турнира «Золотой палаш» в план городских мероприятий.

Проведению летней практики способствует начальник береговых войск ВМФ и морской пехоты генерал-лейтенант Шилов. Поддерживают кадетский корпус и Главный штаб Военно-Морского Флота, и ветеранские организации. Центральный морской наладил и поддерживает связи с другими российскими кадетскими корпусами. В него приезжают и просто в гости, и за литературой, и за методическими советами.

И конечно же, большую повседневную помощь кадетскому корпусу оказывает школа №518, в которой он находится. Ведь юридически все кадеты являются ее учениками, поэтому они могут использовать школьное оборудование, помещения, да все, что в ней есть, для своих занятий. В этом плане школа и корпус общаются на одном языке, так как кадетская учеба и воспитание в корпусе ведутся на той же нормативной базе, что и у их «штатских» ровесников. И учителя у них одни и те же. Школа еще и кормит питомцев корпуса обедами, как и других своих учеников.

Признаться, мне было очень интересно: как уживается кадетская, «параллельная» структура обучения с обычной, традиционной школьной системой, а кадеты – с обычными школьниками? Как признают учителя, кадеты занимаются куда лучше простых «штатских» школьников. На всех параллелях кадетские классы – лучшие. Правда, не все учителя и школьники понимают: зачем нужны ребятам все эти построения, строгая дисциплина и все прочие атрибуты службы… Но никогда в школе не возникало никаких конфликтов. Напротив, некоторые школьники переводятся в кадетские классы. А многие просто завидуют ребятам в форме. Но зависть эта добрая. Они приходят «в гости» и смотрят, как кадеты, например, разбирают автоматы.

В таких добрых взаимоотношениях велика заслуга директора школы Натальи Владимировны Куликовой, которая очень внимательно отнеслась к «врастанию» кадетского коллектива в коллектив школьный. Кадеты, например, принимают участие в школьных концертах не только как зрители, но и как полноправные участники. И не остаются в долгу – приглашают школьников на свои кадетские праздники и соревнования. И школьники охотно приходят, болеют «за своих».

В качестве соперников на такие соревнования приглашают другие кадетские корпуса. Например, к Дню города было организовано соревнование между представителями трех кадетских корпусов. Были состязания по возрастным группам в хождении под парусом и на веслах. Причем такое мероприятие проводится уже второй год подряд. Победителям вручаются кубки и медали.

А еще в корпусе по старой кадетской традиции тем, кто учится на «отлично», дарят яблоки…

После выпуска из корпуса у ребят есть возможность поступать в военно-морские высшие учебные заведения. И в этих вузах с распростертыми объятиями принимают приходящих к ним морских кадетов. Наверное, потому, что они к 11-му классу прошли 3-4 практики на воде, побывали на двух-трех флотах, знают, что такое строй и устав, воинский коллектив и военная дисциплина. И если, узнав все это, юноша идет в военно-морской вуз, значит, он осознанно выбрал свой путь к офицерским звездам. И готов посвятить свою судьбу службе в Военно-Морском Флоте.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте