“КАС ДОУ-АТТЕСТАЦИЯ”
В связи с этим городская аттестационная служба при Московском департаменте образования уже третий год использует “Комплексную автоматизированную систему диагностики образовательных учреждений с целью их аттестации” – единственную из существующих в практике систем, позволяющую решить проблему “массовой” аттестации учреждений таких типов и видов, как общеобразовательная школа, учреждение дополнительного образования и учреждение профессионального образования.
Содержание аттестации в рамках данной системы:
– соответствует Закону РФ “Об образовании”, отечественному и мировому опыту в данной области;
– представляет собой комплекс показателей (от 150 до 180, в зависимости от типа учреждения):
а) адресованных аттестационной комиссии и обеспечивающих оценку: содержания обучения в данном учреждении, уровня обученности учащихся по предметам и таких характеристик качества образования, как глубина и творческий характер усвоения учебного материала, реализация дифференцированного подхода в обучении, уровень освоения учащимися навыков самообразования и умений по практическому применению полученных знаний и ряд других показателей;
б) адресованных администрации, педколлективу учреждения и служащих основой автоматизированно формируемых рекомендаций по совершенствованию их деятельности и обеспечивающих оценку их потенциала, а также эффективности его реализации.
Процедура аттестации в рамках данной системы:
– основана на применении комплекса об’ективных тестов;
– включает в себя тщательно разработанный автоматизированный алгоритм не только обработки результатов обследования, но и формирования выводов и рекомендаций;
– успешно прошла экспертизу и практическую апробацию на материале более чем 200 образовательных учреждений Москвы и других регионов России;
– отличается минимальностью требующейся от учреждения подготовки к аттестации;
– обеспечивает корректность и конфиденциальность по отношению ко всем участникам аттестации.
Алгоритм “массовой” аттестации школ в рамках данной системы:
1. Инструктаж руководителей органа управления образованием (с передачей им необходимой документации) и аттестуемых учреждений, сбор заявлений на аттестацию и составление графика прохождения аттестации;
2. Обучение специалистов, проводящих аттестацию по данной системе: “организаторов” (2-3 человека на учреждение), эксперта по учебному плану и операторов ЭВМ, передача данным специалистам комплекта материалов для организации и непосредственного проведения аттестации;
3. Размножение бланков для ответов;
4. Определение с помощью ЭВМ (по специальной программе) выборочной группы обследуемых лиц (около 60 человек учащихся и 15 человек педагогов и администраторов от каждого учреждения (для полнокомплектных школ);
5. Обследование выборочной группы 2-3 “организаторами” (3 дня по 2-3 часа) с помощью указанных выше материалов и заполнение анкеты экспертом по учебному плану (2-3 часа);
6. Ввод оператором в ЭВМ данных аттестационного обследования (1 день на учреждение);
7. Расшифровка результатов (несколько минут на каждое учреждение), распечатка на принтере и сохранение в памяти ЭВМ 3 документов по результатам аттестации каждого учреждения: “Таблицы результатов” (с полученным результатом по каждому показателю и указанием на соответствие его нормативу), “Заключения для аттестационной комиссии”, “Рекомендации по совершенствованию УВП”;
8. Заседание комиссии с вынесением решений и передачей учреждениям соответствующих документов.
Данная система обеспечивает:
1. Быстрое и качественное получение аттестационной комиссией материалов, предоставляющих ей развернутую и об’ективную картину деятельности учреждения;
2. Дополнительное получение администрацией и педколлективом учреждения подробных и обоснованных выводов и рекомендаций по совершенствованию его деятельности;
3. Выявление для органов управления образованием основных тенденций функционирования и резервов развития учреждений региона в целом, их групп (сформированных по территориальному или другим признакам) и отдельных конкретных учреждений.
Городская аттестационная служба при Московском департаменте образования сотрудничает с рядом территорий России по использованию данной системы. Помимо ее прямого использования для обеспечения аттестации учреждений, служба осуществляет сотрудничество с регионами с целью апробации системы в условиях конкретного региона, ее корректировки и получения конкретного регионального варианта, находящегося в совместной собственности сторон или с делегированием всех прав собственности региону (в т.ч. в связи с разработкой образовательных стандартов).
Для получения данных в “КАС ДОУ-АТТЕСТАЦИИ” используется комплекс (батарея) методик оценки для различных групп обследуемых лиц.
Для обследования группы педагогов и администрации:
“Самоанализ администрацией школы учебно-воспитательного процесса (по формальным критериям оценки ее деятельности)”; “Достоинства вашего урока” – для анализа педколлектива по общеметодическим позициям; “Особенности стиля ведения урока моим коллегой”; “Задачи для педагогов” – для анализа психолого-педагогического арсенала деятельности; “Иерархия целей профессиональной деятельности” – для анализа доминирующих в педколлективе профессионально-педагогических ориентаций; “Удовлетворенность деятельностью”; “Анкета УСД” – для анализа уровня сформированности совместной, в основном учебной, деятельности педколлектива и учащихся; “Зеркало” – для анализа различных показателей общения педагогов и учащихся; “Альтернативные пары” – для анализа стиля делового взаимодействия в педколлективе; “Анкета ФД” – для анализа использования форм деятельности в работе с учащимися подросткового возраста.
Для обследования группы учащихся среднего звена и старшеклассников:
Тесты по предметам естественно-математического и гуманитарного циклов; сокращенный вариант теста ШТУР (“Школьный тест умственного развития”); “Экспертная оценка интеллектуальных способностей учащихся классными руководителями” – анализируется в сопоставлении с данными по тесту ШТУР и ряду других; “Анкета ОВРП” – для анализа результатов деятельности учащихся в процессах обучения, воспитания и развития, для анализа и обеспечения необходимого уровня социально-психологического комфорта учащихся в образовательном процессе; “Характерологический опросник” – для морально-личностной характеристики учащихся; “Тест МСД” – для анализа мотиваций учебной деятельности; “Вопросник для учеников” – для анализа ожиданий и представлений учащихся об общении с педагогами в учебной и внеурочной деятельности; “Анкета Коммуникативных Качеств”.
Для обследования группы учащихся младших классов:
Экспресс-контроль по основным учебным предметам; анкеты “Какой учитель лучше?” (вообще) и “Какие ученики нравятся учителям”? (также вообще) – для анализа особенностей социально-личностных ориентаций учащихся и влияния на них педагогов; “Анкета Интеллектуальных Качеств” – для анализа резервов использования педколлективом интеллектуальных способностей детей.
Для работы внешних экспертов:
“Анализ школьной документации” – для анализа учебного и школьного планов и используемых в данном учреждении программы и расписания.
Комментарии