search
main
0

Московская школа: вчера, сегодня, завтра

Накануне 2017 года в Информационном центре Правительства Москвы состоялась пресс-конференция министра Правительства Москвы, руководителя Департамента образования города Москвы Исаака Калины.

В пресс-конференции участвовали также директор Центра педагогического мастерства Иван Ященко, директор Московского центра качества образования Павел Кузьмин, директор Московского центра технологической модернизации образования Александр Добряков, директор шуваловской гимназии №1448 Ольга Дмитриева, директор школы №1252 имени Сервантеса Ирина Анурова, директор школы №1400 Марина Давыдова, директор школы №2095 «Покровский квартал» Илья Новокрещенов и председатель межпредметной Ассоциации содействия совершенствованию системы столичного образования Андрей Лукутин. – Вот уже примерно неделю в СМИ обсуждается начало публикации рейтинга московских школ, – начал разговор о «Московской школе: вчера, сегодня, завтра» директор Центра педагогического мастерства Иван Ященко. – Мы много говорили о результатах прошедшего учебного года, радовались успехам на олимпиадах. Но наш поэтапный рейтинг московских школ, который мы публикуем по каждому параметру последовательно, в этом году начался с публикации рейтинга по результатам чемпионата «Абилимпикс». Рейтинг, который сейчас висит, – это рейтинг, заработанный за счет этого чемпионата. Видно, какие большие баллы они за это получили. За каждой цифрой здесь стоит судьба конкретного ребенка с ограниченными возможностями здоровья, который не только получил профессию в своем образовательном учреждении, но и смог достичь в этой профессии результата на региональном или даже всероссийском уровне. Это очень здорово, и очень здорово, что эта работа расширяется. И наши школы, и наше олимпийское движение очень ждут успехов наших ребят. Мы предоставим для этого все возможности. Мы верим в успехи наших ребят, а особенно в успехи ребят с ограниченными возможностями здоровья. Наш рейтинг, – добавил Ященко, – это рейтинг достижений. За каждым параметром стоит направление успеха. Это и базовое качественное образование, и развитие таланта, и социокультурная работа, и работа с ребятами с ограниченными возможностями здоровья, профессиональное мастерство, спорт – все сферы жизни школы сейчас охвачены рейтингом. В течение года мы с вами будем следить за рейтингом наших школ и радоваться успехам. За каждым результатом высокого уровня стоит большая массовая работа. Хочу обратить ваше внимание, что у нас в олимпиаде по математике для младших классов, игровой, проходящей через Интернет, приняли участие 130000 ребят с 1-го по 4-й класс. Решают интересные, занимательные задачи. Более того, мы строим многие наши дела так, чтобы давать возможности семье вместе с ребенком посмотреть то интересное, что происходит в школе. Именно поэтому и на этой олимпиаде, и на многих других есть возможность посмотреть задачки, посмотреть их разбор, порешать их вместе с родителями, что очень здорово. И я уверен, каждая московская семья и педагогический коллектив найдет что-то новое и найдет через рейтинг направление своего развития – что еще улучшить в интересах наших ребят. – Я остановлюсь пока только на двух интересных проектах, – отметил директор Московского центра технологической модернизации образования Александр Добряков, – которые реализует наш центр. Первый из них – проект «Техносфера современной школы». Он представляет собой площадку, на которой крупнейшие производители учебного оборудования и современной вычислительной техники представляют свою продукцию, а участники образовательного процесса могут ознакомиться с ними, протестировать, поучаствовать в мастер-классах. Такая площадка играет важную роль в продвижении проектов, связанных с инфраструктурным переоснащением современной школы, поскольку позволяет учитывать в школе тенденции, которые есть в современной промышленности, а производителям – гибко реагировать на потребности школ. В настоящее время в выставке участвуют 23 компании. Первый раз выставка открылась в апреле 2016 года, и на ней в качестве зрителей и участников побывало около 10000 человек. Второй проект – Московский образовательный интернет-телеканал, который функционирует уже больше года. Он был запущен 11 сентября 2015 года. За это время аудитория значительно расширилась. За 15 месяцев его посмотрели порядка 800000 зрителей из 50 стран мира. На канале около 70 оригинальных телевизионных форматов. В архиве размещено около 800 выпусков разных программ. В работе активно участвуют школьные телестудии – около 2000 ребят с большим интересом занимаются мультимедийной журналистикой. – В исследовании PISA, как вы знаете, – вступил в разговор директор Московского центра качества образования Павел Кузьмин, – принимают участие 72 страны мира. Оно проверяет не знания, а функциональную грамотность, то есть умение 15-летних школьников применять свои знания в реальных жизненных ситуациях. Одновременно с этим исследованием прошло такое же исследование в Москве. Было принято решение, что все московские школы, где есть 15-летние учащиеся, примут участие в исследовании – это 609 образовательных организаций, школы и колледжи, и более 42000 школьников. Это самое большое участие от одного субъекта для PISA. Были случаи, когда результаты целых стран признавали недостоверными. Но в Москве мы настолько привыкли четко и объективно проводить исследования, что результаты всех 609 образовательных организаций признаны достоверными. Так, по читательской грамотности среди 72 стран у России 26-е место. Московские школы в этом рейтинге из 72 стран заняли 6-е место. Математическая грамотность – Россия заняла 23-е место, Москва – 6-е. Если мы посмотрим на средние результаты лучших московских школ и тех московских школ, кто ниже среднего, мы увидим, что разница здесь невелика. Это говорит о том, что все московские школьники учатся в школах с очень высоким качеством образования. Мы – одни из мировых лидеров по качеству образования. По оценке Организации по экономическому сотрудничеству и развитию, наши школы с лучшими результатами значительно превосходят результаты лидирующей образовательной системы Сингапура. Второй немаловажный факт – все отмечают фактор доступа к качественному образованию. В Москве в 100 лучших школах учатся дети из обеспеченных семей, из малообеспеченных семей, из групп риска. То есть наши школы дают качественное образование вне зависимости от социального статуса учащегося. Это очень высокое достижение. Это результат ответственной свободы московской школы. Школы получают финансирование по единым нормативам, могут проводить эффективно оплату труда педагогов, для московского школьника появилось большое количество траекторий развития. Плюс в школах современное учебное оборудование, среда, где можно развиваться и реализовать себя. Мы с вами говорим об активном использовании ресурсов городской среды, что важно. Говорим про интеграцию основного, дополнительного, профессионального образования. Еще один фактор, который отличает Москву от других регионов, партнеров, – публичная аттестация директоров по результатам их работы. Мы все ориентированы на объективные результаты. – Сегодня город вкладывает значительные ресурсы в развитие образования, – прокомментировала директор шуваловской гимназии №1448 Ольга Дмитриева. – В центре этих изменений две ключевые фигуры. Первая – это ребенок, который может в любой московской школе стать знающим, умеющим, определить свои таланты и способности, определиться с выбором профессии, вырасти высоконравственным, порядочным гражданином, а значит, стать счастливым. Вторая ключевая фигура – это педагог, учитель, воспитатель. У меня, как директора школы, 4 заместителя по основным направлениям жизнедеятельности школы. Наша задача – создать комфортные условия труда для педагога, чтобы он постоянно развивался. В первую очередь это достойная заработная плата. Второе – возможность использования в своей работе всех современных средств – интерактивных досок, планшетов, цифровых лабораторий и комплексов, станков, можно провести урок в музее и многое другое. Но чтобы этим воспользоваться, и учителю нужно учиться. Сегодня в городе выстроена продуманная система повышения квалификации учителей. Все программы прошли жесткий отбор, и мы уверены в качестве различных курсов. Учителя учатся не для галочки, а адресно, по актуальным темам. Продвижение каждого учителя фиксируется в электронном портфолио. Учителя учатся лучшим мировым практикам. Директора тоже должны доказать свое право управлять школой с помощью процедуры аттестации. Я несколько лет назад проходила эту процедуру. Она состоит из двух этапов. Первый – это компьютерное тестирование по 5 блокам, куда входят вопросы правовой базы, финансово-хозяйственная деятельность школы, знание современных педагогических технологий и т. д. Это был самый сложный для меня экзамен и в то же время мотивация повышать свои управленческие компетенции. Второй этап аттестации – собеседование на комиссии, которое проходит открыто, с трансляцией онлайн. Любой может посмотреть, как проходит аттестацию директор московской школы. – Сегодня появилась пока небольшая практика, – говорит министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования города Москвы Исаак Калина, – когда директор школы участвует в проекте по развитию учреждения. По завершении одного проекта грамотный управленец претендует на новый проект и реализует его в другой школе, передавая своим выросшим заместителям предыдущую школу. Уверен, что такая практика имеет право быть. Конечно, она не может быть в каждом случае. Но очень хорошо, что сегодня у наших директоров появляется возможность доказать себе, людям, городу, что у него профессия – не «директор школы №999» и больше он ничего не умеет, а что он директор московской школы и способен любую московскую школу создавать, развивать и выводить на необходимый уровень. Надеюсь, эта практика будет продолжаться. Особенно важно, что директор, уходящий из школы, освобождает возможность для роста своим заместителям. Это мотивирует людей работать. Проекты московской школы вырастают из результатов школ и новых потребностей. Самым крупным проектом стала «Московская электронная школа». Она содержит много элементов, в том числе обновление и укрепление технологической части. Но самое главное, что сегодня развернуто большое серьезное движение среди лучших учителей Москвы под руководством Городского методического центра по созданию так называемых электронных сценариев уроков. Это не шаблон, один на всю жизнь. Это сценарий, который помогает учителю, особенно молодому учителю, создавать лучшие уроки. Сейчас несколько школ апробируют этот проект. Второй проект – это проект, который интегрирует для ученика все культурно-образовательные возможности города. Ученик в своих образовательных путешествиях должен уходить и в НИИ, вузовские лаборатории, на предприятия. Стартовал проект «Академические классы». Пока он будет в 10 школах, но желающих намного больше, поэтому формируем группу кандидатов в этот проект. Это развитие предыдущих проектов. В 2013 году мы начинали Курчатовский проект, в котором участвовали 37 школ. Потом появились инженерные классы, кадетские, медицинские. Мы обнаруживаем, что среди московских школьников много ребят, которые и способны, и ориентированы заниматься тем, что принято называть академической наукой. Понятно, что департамент и школы наукой не занимаются. Они занимаются будущим науки. Поэтому мы вместе с ФАНО создали программу такого проекта, когда при участии, руководстве, с использованием лабораторий НИИ ФАНО наши школьники смогут приобретать необходимые знания и навыки, для того чтобы заниматься наукой, в какую отрасль бы они ни пошли. Занятия с детьми начнутся с 1 сентября 2017 года. Сейчас идет большая подготовительная работа.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте