Сергей СОБЯНИН, мэр Москвы: – В этом году мы проводим педагогический совет в новом формате. Этот формат предоставляет возможность участвовать в нем десяткам тысяч педагогов и родительской общественности. И у нас новые участники нашего педагогического совета: к нам присоединились педагоги новых московских округов – Троицкого и Новомосковского. Мы рады приветствовать также наших новых коллег!
В новом учебном году 1 сентября в образовательные школы Москвы придут более 1,3 млн учащихся, в том числе 83 тысячи первоклашек, что больше, чем в прошлом году. Тем не менее я хотел бы сказать, что впервые за последние годы зачисление детей в первые классы прошло в целом спокойно. Благодаря электронной записи, открытию дополнительных классов в популярных школах, работе с семьями, работе директоров школ абсолютное большинство детей пойдут именно в те школы, где их хотели бы видеть родители. Мы в то же время не должны забывать, что в ближайшие годы количество первоклашек в Москве будет стремительно расти, поэтому прошу Департамент образования и администрации школ еще раз проанализировать работу системы зачисления в первый класс, устранить все имеющиеся проблемы и недостатки. Уважаемые коллеги! На прошлом педагогическом совете вам был представлен проект городской программы «Столичное образование на 2012-2016 годы». Сегодня эта приоритетная для города программа утверждена и стала нашим с вами рабочим документом. Тем не менее я должен сказать, что и до утверждения программы мы по этим направлениям вместе с вами работали уже и в прошедшем 2011 году, и сегодня уже можно подвести промежуточные итоги выполнения данной программы. Первое – это изменение системы финансирования и оплаты труда педагогов. Процесс, как вы знаете, был непростым, много было обсуждений, тревог, не все верили в то, что эта система принесет пользу школам и педагогам. Но в рамках пилотного проекта практически завершен переход школ на новое нормативное подушевое финансирование исходя из единого норматива 123 тысячи рублей на каждого старшеклассника в год. То есть мы финансируем сегодня школы примерно одинаково, но одинаково по самому высшему стандарту. Уже по итогам прошедшего года бюджет большинства школ серьезно вырос, в некоторых случаях до 40%. В новом учебном году те школы, которые набрали больше учеников, вновь получат прибавку в бюджете. Нам удалось решить и задачи повышения уровня заработной платы учителей. В первом полугодии 2012 года она составила 54 тысячи рублей – это больше, чем средняя заработная плата по городу, и существенно больше, чем учителя получали еще полтора года назад (в то время, я напомню, заработная плата была меньше 40 тыс. рублей). Кроме того, школы получили возможность дополнительного стимулирования педагогов. И я прошу директоров школ, членов управляющих советов следить, чтобы правило поощрения добросовестного и результативного труда неуклонно соблюдалось в московских школах. Помимо зарплаты учителей удалось повысить заработную плату и воспитателей детских садов, сегодня она в среднем составляет 33 тысячи рублей (напомню, что в прошедшем году – 25 тысяч рублей). Несколько слов о материально-технической базе образовательных учреждений. Второй год подряд в ее развитие вкладываются значительные ресурсы. В 2012 году это 27 млрд рублей, а за два года (2011-2012 годы) более 50 млрд рублей. Это огромные ресурсы, которые уже много лет не вкладывали в образование Москвы.В летний период мы проводили капитальный ремонт 219 объектов, текущий ремонт более 2,5 тыс. объектов, благоустройство территории, включая оборудование спортивных площадок, свыше 1,7 тыс. объектов, в том числе 480 школьных стадионов. Практически завершены обновление компьютерного парка школ, поставка новых кабинетов информатики, интерактивных досок, компьютеров для первых и вторых классов начальной школы, внедрение скоростного Интернета. К новому учебному году персональными ноутбуками будут обеспечены все школьные учителя. Кроме того, для системы образования мы приобретаем различное оборудование: технические средства обучения, спортинвентарь, мебель. Вы должны понимать, что эти вложения были не разовые, разумеется, бюджет такого большого города, как Москва, имеет свои ограничения, тем не менее мы и в дальнейшем продолжим работы по ремонту и благоустройству образовательных учреждений. Предстоит и дальше закупать компьютеры для внедрения нового федерального стандарта общего образования. Отдельный большой проект ближайших лет – это создание системы электронной безопасности и безналичной оплаты школьного питания. На что просил бы вас обратить внимание? Первое – это качество ремонтных работ. Исаак Калина недавно докладывал о том, что есть серьезные претензии к качеству работы некоторых подрядчиков. Для усиления контроля в 2012 году мы специально включили в комиссии по приемке работ представителей родительской общественности. Прошу отнестись к этому максимально принципиально. Если есть недостатки, пусть подрядчики исправляют их, по крайней мере за невыполненные или некачественно выполненные работы оплаты не должно происходить. Второе – это использование созданной инфраструктуры в интересах жителей окрестных районов. Прежде всего речь идет о школьных стадионах. После того как школьные стадионы и дворы благоустроены, конечно, жители окрестных домов хотят, чтобы они были открыты для их пользования. Я считаю, что это вполне справедливые просьбы и требования, прошу придерживаться достигнутых договоренностей: школьные стадионы должны быть открыты для всех.Третье – появление в школах такого количества компьютерной техники позволяет более активно использовать современные средства обучения – электронные учебники, презентации, проекты, лучшие методические рекомендации. Думаю, что администрациям школ нужно более активно ориентировать учителей на эту работу, а Департаменту образования уделять больше внимания поставке в школы электронных средств обучения. Мы договаривались о том, что будем вести эту работу совместно с Министерством образования и науки РФ, я думаю, что в ближайшее время мы подведем ее промежуточный итог. В школы должны поставляться самое лучшее программное обеспечение, самые лучшие методические рекомендации.Четвертое – материальная база образовательных учреждений в Троицком и Новомосковском округах явно требует серьезной модернизации. К сожалению, обеспеченность школьными и детскими дошкольными местами там гораздо хуже, чем в Москве, поэтому нужно понять, в какие сроки мы можем подтянуть их до нормального городского уровня и реализовать соответствующие планы. И последнее – мы ввели везде, во всех школах, управляющие советы. Я считаю, что самоуправление в школе должно быть неформальным. И родители, и учащиеся – это как раз потребители образовательных услуг, они главные, кто может оценивать работу всего педагогического коллектива, директоров школ и в целом образования города, поэтому прошу вас, чтобы эти советы были не формальными, а активными помощниками в том, чтобы наше образование было качественным и доступным.Уважаемые коллеги, естественно, огромные инвестиции в систему образования мы делаем с единственной целью – обеспечить рост качества знаний московских школьников. К сегодняшнему педагогическому совету мне подготовили несколько цифр, характеризующих уровень преподавания и достигнутые результаты. По итогам единого госэкзамена в 2012 году средний балл в Москве составил 63,7. Напомню, что в 2011 году он был 62, причем количество школ, выпускники которых показывают стабильно хорошие результаты, растет. По результатам ЕГЭ в 2011 году примерно в 20% школ не было ни одного отличника. По результатам ЕГЭ 2012 года число таких школ сократилось до 5%. Среди городов-миллионников у московских школьников лучшие знания по физике, истории, обществознанию, географии, английскому языку. По другим предметам мы также находимся в верхних строчках списка. У Москвы очень неплохие результаты на Всероссийской олимпиаде. Наконец, московские школьники реже проваливаются на экзаменах, чем их сверстники из других регионов.Все это, конечно, неплохо, но прошу вас не считать, что позитивные результаты – само собой разумеющееся. Их нужно подтверждать ежегодно. Более того, вопрос не только в качестве образования и сдаче ЕГЭ. Школьники должны чувствовать себя уютно в школах, они должны туда стремиться, они должны любить свои школы. Собственно говоря, в этом и состоит смысл учительского труда. От всей души желаю вам успехов в новом учебном году! В своей работе вы всегда можете рассчитывать на поддержку города. Спасибо, желаю вам успехов!Исаак КАЛИНА, министр образования Москвы:- 100 тысяч участников сегодняшнего открытого городского педсовета формально можно разделить на много категорий: представители органов власти и управления, руководители учреждений, профсоюзные лидеры, педагоги, представители родительской общественности нашего города.Вместе с тем все мы независимо от того, какую функцию выполняем в системе образования города (руководим, учим, создаем условия тем, кто учит), еще или родители, или дедушки-бабушки, или другие родственники 1 млн 300 тысяч учащихся и воспитанников московских учреждений образования. Поэтому наш городской педсовет с равным правом можно назвать и городским родительским собранием. Обращаю на это внимание потому, что свои профессиональные задачи, механизмы их решения мы обсуждали в течение этого года на разных мероприятиях и в разных форматах столько раз, что так и хочется сказать: «Можно бы и поменьше, и пореже». Поэтому, может, нам стоит сегодня посмотреть на систему образования не только как работникам системы, но и как обычным москвичам – родителям московских детей? Ведь в самом деле всему городу, всем москвичам, а значит, и нам крайне важны результаты системы образования города, ее вклад и в повышение конкурентоспособности города в стремительно развивающемся мире, и в сохранение консолидации, единства жителей столицы в условиях постоянно возникающих противоречий и дифференциации в обществе. Мы как-то скромно говорим обычно только о своих прямых результатах, скажем так – первого уровня, и скромно умалчиваем об уникальном, ничем не заменимом вкладе системы образования в решение двух самых важных для города и горожан задач: конкурентоспособности нашего города и консолидации его жителей. Чем можно измерить этот вклад? Растет ли он, будут ли способны наши дети, став взрослыми, жить, работать успешно и вместе? Давайте посмотрим для начала на учебные результаты в школах города.Среди городов-миллионников Москва заняла по итогам 2011-2012 учебного года первые места по среднему баллу за экзамены по физике, истории, географии, обществознанию, английскому и испанскому языкам. Среднее значение процента московских участников, не преодолевших минимальный порог на экзаменах по биологии, информатике и истории, примерно в 2 раза ниже, чем по России, по русскому языку – в 4 раза ниже. Растут не только результаты школ, растет и стремление школ к внешней диагностике результатов. Увеличивается охват образовательных учреждений олимпиадным движением и рост количества призеров олимпиад. В прошедшем учебном году в школьном этапе Всероссийской олимпиады по предметам приняли участие 100% образовательных учреждений.Количество участников окружного этапа Всероссийской олимпиады по предметам выросло в сравнении с 2010 годом на 23% (2010 г. – 92 775 чел.; 2012 г. – 113 803 чел.). Увеличивается количество призеров олимпиад. Особенно радует то, что растет число школ, подготовивших победителей и призеров. Эти данные говорят о том, что растет количество выпускников, которым их школы дали необходимый потенциал для личного (а значит, и нашего общего) успеха, и, что еще важнее, растет доля школ, которые могут давать своим ученикам такой высокий уровень качества образования. А это огромный вклад в единство города, в осознание горожанами, что независимо от того, где ты живешь и учишься, у тебя есть шанс на успех, шанс на справедливое отношение к тебе города и общества. Я думаю, что мы, горожане-родители, можем и должны поблагодарить за это нас, горожан-педагогов. Большое спасибо! Но знания человека приносят пользу и ему, и обществу только тогда, когда у него сформировано правильное позитивное отношение к миру, обществу и к себе в этом мире и обществе. Оценить мировоззрение человека вряд ли возможно и нужно, но есть показатели нашей жизни, которые точно заслуживают внимания.Конечно, успокаиваться нельзя, пока есть хоть один наш подросток, который сам настроен попасть в беду и других вовлечь. Но то, что таких ребят в Москве стало за 2 года меньше, что их при этом гораздо меньше, чем в других городах, – это огромный труд и огромный вклад московских родителей и московских учителей в конкурентоспособность, безопасность и консолидацию нашего города и общества. Спасибо за это! Мы говорим о результатах, но результаты невозможны без создания условий для их достижения и без необходимых ресурсов. Попробуем сравнить и оценить ситуацию в этом. Объем финансирования в 2012 году в 1,8 раза больше, чем в 2010 году, а принципы его получения учреждениями абсолютно прозрачны, и абсолютно логично – справедливы слова «идут в школу ученики = идут в школу и деньги». Такой объем финансирования обеспечивает развитие, а принципы финансирования обеспечивают справедливость, а значит, укрепляют консолидацию общества. То же сегодня можно сказать и про объемы и принципы развития материально-технической базы наших учреждений. Думаю, что в этом случае мы, московские педагоги, можем и должны поблагодарить московских родителей – налогоплательщиков за то, что Правительство Москвы, мэр смогли за последние два года выделить такие ресурсы на создание условий для работы и на повышение учительских зарплат. Большое спасибо городу за это! Теперь задача нас, московских педагогов, в теснейшем взаимодействии с нами, московскими родителями, эти новые ресурсы и условия перевести в новые большие возможности для наших московских детей. А это значит, что нужно в первую очередь обеспечить московским школьникам возможность выбора направления, уровня своего образования в каждой школе, в каждом образовательном комплексе города Москвы. Москвичи имеют право перейти от необходимости поиска нужной школы к возможности выбора нужного им образования в каждой московской школе. За прошедший год мы наработали немало эффективных механизмов решения важнейшей для развития Москвы и для консолидации москвичей задачи: «Каждая московская школа – это престижная школа, это школа широкого спектра больших возможностей: – во-первых, для реализации московскими детьми своих способностей и потребностей в образовании; – во-вторых, для реализации московскими педагогами своего профессионального потенциала». Уважаемые коллеги! Мы с вами знаем, какой должна быть каждая московская школа, мы с вами знаем, как это сделать, у нас есть немало школ, которые мы с вами можем считать модельными. У нас есть ресурсы и механизмы, чтобы про каждую нашу школу мы, москвичи, говорили: «Отличная московская престижная школа больших возможностей и для учеников, и для учителей». Это нужно нам, московским родителям, это нужно нам, московским учителям, это нужно для будущего Москвы. Значит, мы с вами это сделаем! Спасибо за отличную работу! Хорошего нам всем учебного года!
Комментарии