Исходя из этих принципов, можно выделить следующие ключевые понятия архитектурно-планировочных решений: гибкость, адаптивность, трансформируемость, системность, контекстность, процессность, динамичность, событийность, модульность. На качество образования и его доступность влияет предметно-пространственный компонент образовательной среды. Дирекцией определены следующие характеристики современного образовательного пространства:
Еще на этапе выдачи технологического задания на проектирование и строительство объекта образования наша дирекция разрабатывает схему функционального зонирования и визуализации интерьерных решений для контроля выполнения заданных принципов при последующем проектировании. Обеспечение безопасности учащихся – безусловный приоритет при проектировании. Но не менее важными являются и организация предметно-пространственных ресурсов, логистика, удобная навигация, уютный дизайн, соответствующее оснащение оборудованием и качественной мебелью, применение современных отделочных материалов.
Сформулированные нами принципы организации современного пространства несут в себе очень важный посыл и возможности не только для возникновения новых способов и сценариев использования школы, но и переосмысления школьной философии. Современные объекты устроены следующим образом: территория огорожена и благоустроена (зеленые насаждения, современные спортивные площадки и малые архитектурные формы), здание находится на удалении от проезжей части, на периметре устроены КПП. При входе в здание разведены потоки учащихся. За счет витражного остекления в алюминиевом профиле и дизайн-решений пространство внутри светлое и дружелюбное, в вестибюле находится комфортная зона ожидания, в рекреации – стойка для зарядки мобильных устройств и эргономичная мебель. В непосредственной близости к главному входу, после гардеробов, которые разнесены в соответствии с планом разведения потоков, расположено многофункциональное многосветное пространство, или атриум, для проведения общественных мероприятий. Это место является ядром и центром притяжения в современной школе.
На том же, первом, этаже расположен обеденный зал с верандой для возможности отдыха на свежем воздухе в благоприятную погоду. Спортивные залы, раздевалки и душевые выделены в отдельный обособленный блок. Учащиеся начальной, основной и средней школы не пересекаются во время учебного процесса. Каждому уровню отведено свое изолированное крыло новостройки. Важной особенностью новых школ является то, что ранее узкоспециализированные пространства, например обеденный зал, холлы или зал для мероприятий, становятся доступными для различных видов активностей. Это позволяет чередовать разные типы деятельности и закладывать множество образовательных маршрутов, исходя из индивидуальных качеств учеников.
В некотором смысле эта статья носит теоретический резюмирующий характер. Непосредственные участники образовательного процесса, дети и педагоги, далее поделятся своим опытом эксплуатации новых пространств.
Алексей РЕЗНИКОВ, заместитель начальника Отдела сопровождения проектирования
ГКУ Дирекция по строительству и реконструкции ДОНМ
Открытое многофункциональное многосветное пространство – это атриум, красивая лестница-амфитеатр. Заменяет собой бывший актовый зал. Главное отличие: такой открытый тип пространства выполняет функции актового зала, театра, конференц-зала, лектория и общего пространства для коммуникации
Комментарии