В современных условиях любая школа должна быть готова к совместному обучению и воспитанию всех детей, независимо от особенностей их индивидуального психофизического развития.
Выбор формы получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья обычно осуществляется с учетом их потребностей и возможностей в условиях ресурсного или автономного класса, индивидуального обучения на дому, интегрированного или дистанционного обучения. Долгое время основными типами учреждений для детей с выделенной нозологией (историей болезни) были специальные (коррекционные) школы, но современные тенденции в развитии системы общего образования, в том числе динамично развивающиеся информационные технологии Московской электронной школы, позволили объединить детей, перешагнуть существовавший прежде социальный и психологический барьер.Современная система работы образовательной организации, реализующей идеи интегративной педагогики: от интеграции в школе – к интеграции в обществе, в совокупности с развитием новых интерактивных образовательных технологий дает качественно новый формат получения образования и обеспечивает ребенку с ОВЗ возможность посещать ту школу, которую он посещал бы, если бы был здоров.Ключевыми в практике обучения детей с ОВЗ по-прежнему остаются общедидактические принципы: систематичность и последовательность, наглядность, доступность, индивидуальный и дифференцированный подход к обучающимся, воспитывающий характер обучения.Образовательный процесс в любой школе, где обучаются дети с ОВЗ, носит коррекционно-развивающую направленность и способствует формированию компенсаторных способностей. Наряду с развитием личности обучающегося, приобретением им необходимых знаний, умений и навыков, правильных и устойчивых поведенческих моделей современная образовательная организация осуществляет всестороннее психолого-медико-педагогическое сопровождение детей. Выявляются зоны актуального и ближайшего развития каждого ученика, отбираются оптимальные формы и методы учебно-воспитательной работы. В определенных обстоятельствах может возникнуть потребность в дополнительном медицинском осмотре, консультациях специалистов, установлении специального режима, дозировке физических и умственных нагрузок на период лечебно-восстановительных процедур.Новые педагогические технологии, которые на первый взгляд могут показаться недостаточно адаптированными для работы с особыми детьми, в современных условиях удобно и успешно интегрируются в образовательную практику с помощью ресурсов МЭШ. Благодаря электронным ресурсам дети с особенностями психофизического развития в случае сохранности интеллектуальных способностей могут осваивать разные уровни образования в комфортной и удобной для себя форме. Внедрение МЭШ как инструмента обеспечения качества образования позволяет повысить уровень эффективности освоения учебного материала особыми детьми.Эта потенциальная возможность предъявляет в то же время особые требования к педагогам, которые должны повысить уровень своего профессионального мастерства, стать или разработчиками интерактивной образовательной среды на основе МЭШ, или, по крайней мере, опытными посредниками, своеобразными тьюторами.С учетом вышесказанного хочется поделиться опытом по внедрению технологий МЭШ в практику работы школы №90. В рамках данного проекта в 2017‑2018 учебном году весь педагогический коллектив школы прошел обучение по нескольким программам как теоретической, так и практической направленности. Образовательные площадки были оснащены соответствующим оборудованием для учителей и обучающихся. Работа в системе МЭШ открыла новые возможности повышения качества оказываемых образовательных услуг.Для обучающихся с ментальными нарушениями система МЭШ позволила разнообразить используемый наглядный материал – впервые обучение детей данной нозологии вышло на новый уровень. Использование интерактивных досок, планшетов, включение в содержание уроков фрагментов фильмов, научно-исследовательских передач позитивно сказалось на развитии когнитивных процессов детей: у них повысились мотивация, интерес к урокам естественно-научного цикла.На уроках технологии обучающимся стало легче работать с технологическими картами, например осваивать этапы процесса шитья – от выкройки до конечного результата. Кроме того, ресурсы МЭШ позволили ознакомить учащихся с организацией технологического процесса на фабриках и производствах, что затруднительно было бы сделать с обычным учебником.Особую роль интерактивная панель сыграла на уроках социально-бытовой ориентации, наглядно показав педагогическую и социальную значимость электронных ресурсов в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью.Учителя школы, открывшие для себя новое пространство деятельности, также были мотивированы на повышение профессионального мастерства. Они стали активными разработчиками сценариев уроков, «режиссерами» творческого учебного процесса. Электронная библиотека обеспечила дополнительные возможности для обмена опытом, публикаций методических разработок, знакомства с разными формами проведения уроков.По результатам участия в проекте МЭШ в 2017‑2018 учебном году четыре педагога школы №90 стали обладателями денежных грантов «За вклад в развитие инновационной системы образования». Это послужило дополнительным стимулом в разработке ими атомарных материалов и поурочных сценариев.Согласно анкетированию обучающихся, педагогов и родителей школы, которое было проведено по итогам 2017‑2018 учебного года, проект МЭШ признан высокоэффективной технологией в повышении качества образования обучающихся с ментальными нарушениями.Педагогический коллектив школы №90 уже сегодня готов делиться опытом.Ксения СОРОКИНА, методист школы №90
Комментарии