1-2 июня 2006 года в Москве состоялась встреча министров образования государств – членов «Группы восьми», на которой было заявлено о приверженности сотрудничеству на всех уровнях в сфере образования в XXI веке.
1. XXI век характеризуется стремительными социально-экономическими изменениями, которые в значительной мере обусловлены достижениями в сфере науки и технологии. В современном мире знания, накопленные в сфере наук, включая общественные и гуманитарные науки, и их эффективное применение являются важными инструментами для реализации человеческого потенциала, социальной гармонизации общества и социально-экономического развития, а также для повышения конкурентоспособности и улучшения качества жизни. Участники встречи – министры образования государств – членов «Группы восьми» указали на важность обеспечения основанного на принципах справедливости доступа к качественному образованию на всех уровнях, особо отметив взаимно укрепляющую роль высокого качества образования и соблюдения принципов справедливости.
2. Министры образования государств – членов Группы восьми подтвердили свою готовность содействовать становлению инновационного общества за счет обеспечения надежных основ образования и подготовки и значительных вложений в область исследований, человеческих ресурсов и профессиональных знаний. Участники встречи высказались за обеспечение политических условий, которые содействуют инновациям; укрепляют сотрудничество между государственным и частным секторами; усиливают обмены в сфере науки и технологии, а также поощряют дальнейшее развитие гибких и эффективных систем приобретения знаний на протяжении всей жизни человека.
3. Министры-участники встречи констатировали, что образование, улучшение навыков и генерирование новых идей являются основой для общественного развития, экономического роста и эффективности рынка. Образование имеет критически важное значение для становления инклюзивного* общества. Образование является фундаментом гражданского общества, содействует поддержке и обогащению культур, формирует взаимное уважение и понимание. Образованию отводится исключительная роль в развитии у каждого человека способностей адаптации к переменам. Министры согласились, что через усиление сплочения общества, верховенство закона и справедливости, а также путем гражданской активности образование помогает каждому максимально использовать свой личный потенциал в обществе, основанном на знаниях.
4. Министры – участники встречи указали на значение образования как общественного блага. При этом частный сектор способен играть важную роль в развитии современных образовательных систем при условии прозрачности соответствующей правовой, нормативной и политической среды, формирующей благоприятную предсказуемую политику, обеспечивающую надежную защиту интеллектуальных прав, поддержку инвестиций, а также стимулирующую принятие инноваций.
5. Министры образования в очередной раз выразили свою приверженность улучшению всех аспектов качества образования. Участниками встречи было указано на необходимость создания адекватных и подотчетных систем управления для поддержки систем высококачественного образования, отвечающих потребностям общества и экономики. Повышение качества образования также обеспечивает более эффективное использование государственных ресурсов.
6. Министры образования подчеркнули значимость информационно-коммуникационных технологий для обеспечения качественного образования. В ходе встречи вновь было заявлено о приверженности ее участников более эффективному использованию информационно-коммуникационных технологий в образовании в соответствии с положениями Коммюнике о глобальном информационном обществе совещания государств – членов «Группы восьми» на Окинаве и Заявления об информационном обществе по итогам Всемирного саммита в Тунисе.
7. Министры образования указали на то, что профессиональному образованию, в том числе университетскому и иному высшему образованию и обучению, отводится первостепенная роль в инновационном обществе. Данному типу образования должна быть присуща способность быстрой адаптации к изменяющимся потребностям общества и рынка труда.
8. Министры – участники встречи в Москве признали факт интернационализации образования. При этом была единодушно выражена готовность развивать инновационную систему трансграничного предоставления образовательных услуг в целях повышения уровня международного понимания, прозрачности и соответствия профессиональных квалификаций и усиления сотрудничества в сфере обеспечения качества и аккредитации.
9. Министры образования особо отметили важность обеспечения международной образовательной мобильности, как за счет официального обмена, так и в форме добровольной мобильности. Участники встречи выступили за расширение обмена и взаимодействия на всех уровнях образования и обучения.
10. Министры образования были единодушны в том, что высокая квалификация преподавателей является одним из обязательных условий их деятельности, при этом уровень их компетентности должен соответствовать запросам инновационного и инклюзивного общества. Задача любого преподавателя – качественная подготовка учащихся и развитие в них понимания гражданских ценностей. Задача повышения привлекательности преподавательской деятельности и совершенствования знаний и навыков преподавательского состава требуют пристального внимания.
11. Министры образования указали на необходимость развития всеобъемлющих систем обучения в течение жизни – от раннего детства до зрелого возраста. Участники встречи отметили особую значимость профессионального обучения для юношей и девушек. Обучение в течение жизни укрепляет взаимосвязь между общим обучением, обучением по месту работы и потребностями рынка труда, что позволяет поддерживать объем знаний и навыков отдельного человека на должном уровне.
12. Министры образования поддержали тезис о том, что образовательные системы должны быть ориентированы на развитие интеллектуального потенциала не только за счет овладения содержанием, но и посредством обработки, усвоения и применения имеющейся информации, а также, что особенно важно, способности отыскивать путь к новым знаниям.
13. Министры образования согласились с утверждением о том, что высокие стандарты в области математики, науки, технологии и иностранных языков обеспечивают серьезный фундамент для инновационного развития общества. Участники встречи решительно высказались в пользу обмена информацией относительно практических методов, имеющих под собой научно-исследовательскую основу.
14. Министры образования указали на то, что на всех уровнях образовательной системы необходимо добиваться развития социальных и межкультурных навыков, а также развивать понимание и уважение к ценностям и истории других культур и сообществ.
15. Министры образования заострили внимание собравшихся на том, что не менее значимым является способствовать лучшему пониманию квалификаций, полученных в результате неформального и внеформального обучения. При этом участники встречи призвали содействовать информационному обмену, пониманию различных национальных образовательных практик и традиций и становлению механизмов признания квалификаций, в основе которых лежат рыночные механизмы.
16. Министры образования отметили в своих выступлениях, что обеспечивать ускоренную интеграцию иммигрантов и мигрантов в принимающие общества возможно за счет улучшения понимания иностранных квалификаций и повышения лингвистических и межкультурных компетенций. Вклад иммигрантов и мигрантов в развитие общества окажется максимальным в том случае, если им будет предоставлена возможность проявлять себя в тех сферах деятельности, которые наиболее соответствуют их уровню образования, навыков и опыта. Вместе с тем перед работодателями откроется доступ к более широкому кругу талантливых лиц.
17. Министры образования еще раз подтвердили решимость представляемых ими государств оказывать содействие в достижении Целей развития тысячелетия по всеобщему начальному образованию и достижению гендерного равенства на всех уровнях образования, а также содействовать другим государствам в достижении целей повестки дня программы «Образование для всех». Данная работа предполагает применение системного подхода, а также моделей сотрудничества «юг – юг» и трехкомпонентного сотрудничества (»север – юг – юг»).
18. Министры образования высказались в поддержку руководящей роли ЮНЕСКО в координации деятельности по выполнению задач программы «Образование для всех». Участники встречи выразили мнение о необходимости дальнейшего содействия Инициативе ускоренного финансирования программы «Образование для всех» и вновь подтвердили положения Заявления по итогам встречи в Глениглз об оказании помощи государствам, охваченным указанной Инициативой, в развитии устойчивого потенциала и выявлении ресурсов, необходимых для реализации данными государствами устойчивых образовательных стратегий.
На фоне признания общих проблем и возможностей, стоящих перед мировым сообществом в XXI веке, министры образования государств – членов «Группы восьми» вновь указали на значимость политического диалога и международного обмена опытом и знаниями. При этом все государства мира получат возможность формирования эффективных, инновационных и инклюзивных образовательных систем, которые позволят каждому человеку реализовать заложенный в нем потенциал, стать полноценным и полезным членом глобального общества и трудиться в условиях глобальной экономики.
Министры образования государств – членов «Группы восьми» приветствовали участие в состоявшихся в ходе встречи обсуждениях представителей Бразилии, КНР, Индии, Казахстана, Мексики, ЮАР, Организации экономического сотрудничества и развития, ЮНЕСКО и Всемирного Банка.
_____________
* Инклюзивное общество – общество, которое позволяет всем независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития и других особенностей, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад.
Комментарии