Активно использовать мультимедийные диски страноведческого и энциклопедического характера при обучении русскому и иностранным языкам не только можно, но и нужно. Главный упор здесь необходимо сделать на основные научно-методические принципы – коммуникативность, наглядность, индивидуализацию, учет страноведческого аспекта и взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности.
На занятиях с иностранными студентами мы используем компакт-диски «Московские прогулки», «Золотое кольцо России», «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» и некоторые другие. Их включение в учебный процесс органично входит в общий тематический план обучения, играет большую роль в воспитательной работе, позволяет в полной мере реализовать все виды наглядности. Основной акцент переносится на коммуникативную и познавательную деятельность. Эти диски включают информацию разного характера: печатные тексты, фото, видеозаписи, аудиотексты, что требует особой лингвометодической интерпретации.
То же самое можно сделать при изучении иностранных языков, работая с мультимедийными дисками, посвященными странам изучаемого языка, например, «Лондон», «Великобритания», «Шотландия», «Франция» и так далее. Приведем в качестве иллюстрации план работы с СД-диском «Московские прогулки», в частности, с видеоэкскурсией по Москве.
Мы выделяем несколько этапов:
1) вступительное слово преподавателя по теме диска;
2) предварительные лексические и грамматические задания;
3) самостоятельная работа с диском;
4) обсуждение материала после индивидуальной работы с диском.
На первом этапе преподаватель знакомит с темой диска, его структурой и содержанием, объясняет последовательность работы. Учащиеся отвечают на вопросы, например:
Сколько лет Москве?
В чем особенность, специфика Москвы?
Какие исторические и архитектурные памятники вы знаете и видели в Москве?
Где вы были в Москве?
Что вам понравилось и не понравилось здесь?
На втором этапе выполняются задания, направленные на отработку основных слов и выражений, например:
прочитайте объяснения слов: ансамбль, создание, зодчество, реставрация, скульптура, другие;
назовите синонимы к словам: величественный, визуальный, зодчество, воссоздать, господство, изобретать, непременный, реставрировать, сокровище;
назовите антонимы к словам: вышестоящий, господство, изнутри, непременный;
найдите родственные слова: готика, декор, воссоздавать, диво, дух, краска, декоративный, готический, воссоздание, жемчуг, декорирующий, дивный, духовный, жемчужина, духовность, жемчужный, красочный, искать, поиск;
образуйте существительные с помощью суффиксов -АНИ-е, -ЕНИ-е: воссоздать, образовать, подражать, создать;
образуйте прилагательные с помощью суффикса -Н-: диво, жемчуг, избыток, кирпич, объем, скульптура;
от каких слов образованы прилагательные: барабанный, изобретательный, кирпичный, красочный;
образуйте видовые пары глаголов: приводить, преувеличивать, строить, переплавлять;
переведите слова на английский или французский языки (при изучении русского языка как иностранного) или на русский язык (при изучении иностранного языка);
прочитайте адаптированные мини-тексты, переведите их на родной язык, ответьте на вопросы, вставьте пропущенные слова и так далее;
поставьте слова в предложениях в правильную форму, например: Москва… Многонациональный город, формирование которого длится вот уже восемь с (половина) (столетия);
вставьте пропущенные глаголы в одной из двух видовых форм в соответствии с текстом;
составьте предложения с данными словами, запишите их: зодчество, создавать, специфика, сочетание;
слушайте слова, словосочетания, предложения, повторите их и запишите: источник, красочный, ориентация, поиск, постройка и другие;
найдите и исправьте ошибки в предложении, прочитайте правильный вариант;
расположите слова в алфавитном порядке и запишите их (с учетом второй, третьей буквы в слове): модерн, постройка, приобретать, прозрачный, рассуждать, романтизм, стиль, дивный, жемчуг, кирпичный, колонна, другие.
На третьем этапе учащиеся самостоятельно работают с диском. На нашей кафедре уже не первый год используется мультимедийный обучающий комплекс МЕС-1500, поэтому в ходе работы студенты имеют возможность в любой момент обратиться к преподавателю, который может получить изображение с любого монитора на свой, включить двустороннюю аудиосвязь, задать вопросы, объяснить непонятные слова и выражения, прокомментировать и обсудить увиденное и услышанное. Это позволяет контролировать и координировать процесс обучения индивидуально для каждого учащегося.
На четвертом этапе обсуждаются материал диска, его содержание, основные вопросы, которые в нем затронуты. Так, после индивидуальной работы с компакт-диском «Московские прогулки» мы разговариваем о столице, ее достопримечательностях, о тех местах, где студенты уже побывали и где хотели бы побывать, просим их рассказать о своих родных городах. Кроме этого, выполняются следующие задания на основе видеофильма, напечатанного текста экскурсии и методических материалов, например:
просмотрите экскурсию еще раз (или эпизод):
а) вставьте пропущенные слова в печатном тексте;
б) ответьте на вопросы;
в) выберите правильный ответ на вопросы из четырех предложенных;
поставьте предложения текста (картинки) в логической последовательности;
составьте план содержания экскурсии;
перескажите текст (кратко, полно, выборочно);
проведите экскурсию с выключенным звуком, со стоп-кадром по фотографиям, используя новые слова и план;
вставьте пропущенные слова в мини-тексте (предложениях);
вставьте пропущенные глаголы в тексте;
употребите нужный предлог (предлоги и число их использования указаны в скобках);
выберите и прочитайте предложения, соответствующие тексту;
расширьте предложения, раскрывая скобки;
дополните предложения;
прочитайте весь текст видеоэкскурсии:
а) подчеркните новые слова в предложениях;
б) найдите услышанные слова в тексте;
в) найдите в тексте сочетания с указанным словом;
г) найдите слова с общим корнем;
опишите фотографию (серию фотографий), используя ключевые слова;
подберите из списка слова и словосочетания к каждому пункту плана и составьте рассказ;
напишите:
а) краткое содержание экскурсии;
б) полное содержание экскурсии;
в) содержание отдельных эпизодов.
Таким образом, работа с мультимедийными материалами способствует более глубокому усвоению учащимися русского и иностранного языков, поскольку компакт-диски аутентичны, актуальны, используют все виды наглядности, обеспечивают возможность самостоятельной работы в компьютерном классе, помогают развитию монологической и диалогической речи.
Марина КАМЕННЫХ, заведующая кафедрой русского языка Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского, Москва
Комментарии