search
main
0

Moskau, Moskau! Работа с мультимедийными дисками на уроках иностранных языков

Активно использовать мультимедийные диски страноведческого и энциклопедического характера при обучении русскому и иностранным языкам не только можно, но и нужно. Главный упор здесь необходимо сделать на основные научно-методические принципы – коммуникативность, наглядность, индивидуализацию, учет страноведческого аспекта и взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности.

На занятиях с иностранными студентами мы используем компакт-диски «Московские прогулки», «Золотое кольцо России», «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» и некоторые другие. Их включение в учебный процесс органично входит в общий тематический план обучения, играет большую роль в воспитательной работе, позволяет в полной мере реализовать все виды наглядности. Основной акцент переносится на коммуникативную и познавательную деятельность. Эти диски включают информацию разного характера: печатные тексты, фото, видеозаписи, аудиотексты, что требует особой лингвометодической интерпретации.

То же самое можно сделать при изучении иностранных языков, работая с мультимедийными дисками, посвященными странам изучаемого языка, например, «Лондон», «Великобритания», «Шотландия», «Франция» и так далее. Приведем в качестве иллюстрации план работы с СД-диском «Московские прогулки», в частности, с видеоэкскурсией по Москве.

Мы выделяем несколько этапов:

1) вступительное слово преподавателя по теме диска;

2) предварительные лексические и грамматические задания;

3) самостоятельная работа с диском;

4) обсуждение материала после индивидуальной работы с диском.

На первом этапе преподаватель знакомит с темой диска, его структурой и содержанием, объясняет последовательность работы. Учащиеся отвечают на вопросы, например:

Сколько лет Москве?

В чем особенность, специфика Москвы?

Какие исторические и архитектурные памятники вы знаете и видели в Москве?

Где вы были в Москве?

Что вам понравилось и не понравилось здесь?

На втором этапе выполняются задания, направленные на отработку основных слов и выражений, например:

прочитайте объяснения слов: ансамбль, создание, зодчество, реставрация, скульптура, другие;

назовите синонимы к словам: величественный, визуальный, зодчество, воссоздать, господство, изобретать, непременный, реставрировать, сокровище;

назовите антонимы к словам: вышестоящий, господство, изнутри, непременный;

найдите родственные слова: готика, декор, воссоздавать, диво, дух, краска, декоративный, готический, воссоздание, жемчуг, декорирующий, дивный, духовный, жемчужина, духовность, жемчужный, красочный, искать, поиск;

образуйте существительные с помощью суффиксов -АНИ-е, -ЕНИ-е: воссоздать, образовать, подражать, создать;

образуйте прилагательные с помощью суффикса -Н-: диво, жемчуг, избыток, кирпич, объем, скульптура;

от каких слов образованы прилагательные: барабанный, изобретательный, кирпичный, красочный;

образуйте видовые пары глаголов: приводить, преувеличивать, строить, переплавлять;

переведите слова на английский или французский языки (при изучении русского языка как иностранного) или на русский язык (при изучении иностранного языка);

прочитайте адаптированные мини-тексты, переведите их на родной язык, ответьте на вопросы, вставьте пропущенные слова и так далее;

поставьте слова в предложениях в правильную форму, например: Москва… Многонациональный город, формирование которого длится вот уже восемь с (половина) (столетия);

вставьте пропущенные глаголы в одной из двух видовых форм в соответствии с текстом;

составьте предложения с данными словами, запишите их: зодчество, создавать, специфика, сочетание;

слушайте слова, словосочетания, предложения, повторите их и запишите: источник, красочный, ориентация, поиск, постройка и другие;

найдите и исправьте ошибки в предложении, прочитайте правильный вариант;

расположите слова в алфавитном порядке и запишите их (с учетом второй, третьей буквы в слове): модерн, постройка, приобретать, прозрачный, рассуждать, романтизм, стиль, дивный, жемчуг, кирпичный, колонна, другие.

На третьем этапе учащиеся самостоятельно работают с диском. На нашей кафедре уже не первый год используется мультимедийный обучающий комплекс МЕС-1500, поэтому в ходе работы студенты имеют возможность в любой момент обратиться к преподавателю, который может получить изображение с любого монитора на свой, включить двустороннюю аудиосвязь, задать вопросы, объяснить непонятные слова и выражения, прокомментировать и обсудить увиденное и услышанное. Это позволяет контролировать и координировать процесс обучения индивидуально для каждого учащегося.

На четвертом этапе обсуждаются материал диска, его содержание, основные вопросы, которые в нем затронуты. Так, после индивидуальной работы с компакт-диском «Московские прогулки» мы разговариваем о столице, ее достопримечательностях, о тех местах, где студенты уже побывали и где хотели бы побывать, просим их рассказать о своих родных городах. Кроме этого, выполняются следующие задания на основе видеофильма, напечатанного текста экскурсии и методических материалов, например:

просмотрите экскурсию еще раз (или эпизод):

а) вставьте пропущенные слова в печатном тексте;

б) ответьте на вопросы;

в) выберите правильный ответ на вопросы из четырех предложенных;

поставьте предложения текста (картинки) в логической последовательности;

составьте план содержания экскурсии;

перескажите текст (кратко, полно, выборочно);

проведите экскурсию с выключенным звуком, со стоп-кадром по фотографиям, используя новые слова и план;

вставьте пропущенные слова в мини-тексте (предложениях);

вставьте пропущенные глаголы в тексте;

употребите нужный предлог (предлоги и число их использования указаны в скобках);

выберите и прочитайте предложения, соответствующие тексту;

расширьте предложения, раскрывая скобки;

дополните предложения;

прочитайте весь текст видеоэкскурсии:

а) подчеркните новые слова в предложениях;

б) найдите услышанные слова в тексте;

в) найдите в тексте сочетания с указанным словом;

г) найдите слова с общим корнем;

опишите фотографию (серию фотографий), используя ключевые слова;

подберите из списка слова и словосочетания к каждому пункту плана и составьте рассказ;

напишите:

а) краткое содержание экскурсии;

б) полное содержание экскурсии;

в) содержание отдельных эпизодов.

Таким образом, работа с мультимедийными материалами способствует более глубокому усвоению учащимися русского и иностранного языков, поскольку компакт-диски аутентичны, актуальны, используют все виды наглядности, обеспечивают возможность самостоятельной работы в компьютерном классе, помогают развитию монологической и диалогической речи.

Марина КАМЕННЫХ, заведующая кафедрой русского языка Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского, Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте