search
main
0

Мощный ресурс развития

​Организации системы контроля качества образования сегодня уделяют большое внимание как органы управления образованием, так и потребители образовательных услуг – наши ученики, их родители и общество в целом.

В Федеральном законе «Об образовании в РФ» №273-ФЗ сформулировано понятие качества образования как «комплексной характеристики образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающей степень их соответствия Федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы». Из этой обширной характеристики каждая образовательная организация выбирает актуальную для себя задачу на том или ином этапе развития. Для нашей гимназии сегодня степень удовлетворенности потребителей – ключевая позиция, которая определяет содержание нашей работы в области повышения качества образования. Актуальность менеджмента качества сегодня важна прежде всего потому, что остра проблема преемственности всех ступеней образования – от дошкольной до общего среднего и профессионального образования. Сегодня ведущие вузы, интегрированные в международную систему сетевого сотрудничества и академической мобильности, например в Болонский процесс, обязаны гарантировать качество образовательного модуля любого вуза-участника. Сетевое сотрудничество быстрыми темпами развивается и в сфере общего образования, скоро образовательные модули ученики будут получать не только в своем образовательном комплексе, но и в вузе, в колледже или в организациях дополнительного образования. Кроме того, хорошо подготовленный дошкольник – ресурс качественного начального образования, а хорошо подготовленный выпускник – ресурс, обеспечивающий выполнение показателей качества тому вузу, которому он отдаст предпочтение. Отличие менеджмента качества от контроля качества заключается в обеспечении такой взаимосвязи всех процессов в организации, начиная с ресурсов, которая позволяет исключить дефекты до того, как они могут появиться, то есть предотвратить саму возможность появления отклонений от принятого организацией стандарта качества. В результате мы получаем повышение эффективности использования ресурсов, так как их не расходуют на ликвидацию недочетов. Приступая в 2008 г. к разработке собственной системы менеджмента качества, мы обратились к международным стандартам ISO 9001-2008. В России действующим аналогом этого стандарта в области образования стал национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 9001-2001, и в частности ГОСТ Р 52614.2-2006. Принципы, положенные в его основу, составляют тот базис, на котором мы строим нашу внутреннюю систему менеджмента качества. Стандарт предполагает определенным образом сформированную систему менеджмента в организации, действующую на основе принципов, заложенных в стандарте, например, производственные компании, имеющие сертификат ISO, гарантируют качество своего менеджмента, а следовательно, своих продуктов и услуг по международным стандартам. Основные принципы концепции менеджмента качества, которыми руководствуется наша гимназия, это:     Ориентация на потребителя: стратегические и тактические задачи подчинены основной цели – удовлетворению образовательных потребностей, обучающихся и родителей и как следствие формированию положительного образа гимназии у родителей и обучающихся.     Инновационность процесса – главный принцип управления организацией, если она стремится к устойчивому развитию.В гимназии много лет применяют проектный подход к инновациям. В 2007 году мы приняли участие в проекте «Строим школу будущего» и ПНПО. Это дало нам возможность получить финансирование для развития информатизации гимназии, привело к внедрению электронного документооборота и обеспечило возможность осуществления следующего проекта «Образцовая школа Smart», вслед за которым коллектив вступил в пилотный проект развития общего образования в Москве. Я, как руководитель, стараюсь обеспечить коллективу возможность профессионального и личностного развития, принимая участие в общегородских проектах и инициируя внутренние, что успешно сказывается не только на качестве образовательного процесса, но и на качестве процесса финансово-хозяйственной деятельности и в конечном итоге повышает конкурентные преимущества.     Принятие решений на основе фактов и их анализа предполагает, что решения на всех уровнях руководства принимают на основе фактических данных, а не на основе опыта руководителя или его интуиции.     Процессный подход мы применяем для создания горизонтальных связей в организации. Классный руководитель, учитель-предметник, руководитель методической службы, педагог-психолог, задействованные в одном процессе, могут самостоятельно координировать работу в рамках этого процесса и решать возникающие проблемы без участия вышестоящего руководства.    Система управления качеством – совокупность процессов, объединяющих всю деятельность – от содержания до хозяйственной деятельности вокруг планируемых целевых показателей, которые анализируют для коррекции как самих показателей, так и процессов. В этом проявляется особенность каждой образовательной организации и ее системы управления качеством. Для внешнего контроля оценка таких систем требует индивидуального подхода к каждой школе, учета ее особенностей и тактических задач.     Включенность руководства и всего персонала организации в работу по управлению качеством. Качество должно стать предметом постоянного анализа руководства и предметом деятельности каждого сотрудника – от учителя до технических служащих, работников столовой и бухгалтерии, даже охрана должна быть вовлечена в этот процесс. Результат – высокая мотивация, вовлечение сотрудников во все процессы организации, что повышает эффективность их труда, самооценку и в некоторой степени реализует карьерные амбиции. Какова же главная задача руководителя организации в условиях внедрения системы менеджмента качества? На мой взгляд, задача руководителя не определять содержание критериев, индикаторов, целевых показателей, а сформировать такую среду, в которой подобные вопросы решают те, кто эти критерии и показатели выполняет. Руководитель постоянно акцентирует внимание коллектива на этой работе, создает организационные условия и материально стимулирует. В качестве основного способа формирования такой среды становится делегирование полномочий, прав и ответственности за участки работы. Приведу пример: уже 6 лет гимназия работает с электронным журналом, накопилась огромная аналитическая база данных. Когда мы в 2008 году разработали регламент работы с электронным журналом, то включили в него получение и анализ всех видов отчетности по классу и других электронных документов классными руководителями. Тогда полномочия и права классных руководителей расширились, они стали своего рода менеджерами качества основного образования в своем классе. Вместе с правами и полномочиями классные руководители несут ответственность за эту работу, что отражается на их заработной плате. Организационная структура в гимназии, которую мы назвали центром управления качеством, объединяет руководителей проектов и процессов по всем направлениям работы, коллегиально разрабатывает целевые показатели и способы их анализа, формирует информационные потоки. Возвращаясь к прямому участию руководителя, скажу, что в этой структуре у меня есть свое направление работы – организация процесса общественной и профессиональной экспертизы деятельности гимназии. В рамках этого процесса я руковожу внутренней системой повышения квалификации учителей и родителей гимназии «IT-Академия 1518». Кроме того, в рамках моей зоны ответственности ежемесячная общественная экспертиза «Открытая школа», когда родители проводят со своими детьми учебный день, в течение дня заполняют экспертные листы, а потом в ходе рефлексии мы выслушиваем очень разные мнения и конструктивные предложения. Еще одно мое направление – организация ежегодной Московской городской конференции «Шаги в экономическую науку». Это мероприятие для нас стало не только серьезным экзаменом на профессионализм с педагогической и научной точки зрения, но и испытанием на уровень менеджмента организации в целом. Наш опыт создания внутренней системы управления качеством позволяет сделать вывод о том, что, решая эту задачу, образовательная организация получает мощный ресурс развития.Марина ФИРСОВА, народный учитель РФ, директор гимназии №1518

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте