search
main
0

Мощный поток обновления. «Мы старались не руководить, а управлять процессом»

Величавая сдержанность сталинских высоток – МИД. Высшие курсы иностранных языков Министерства иностранных дел Российской Федерации, которые разместились в этом эпохальном здании на Смоленке, продолжают деятельность учебного отделения для восточных языков при Азиатском департаменте МИД, созданного высочайшим именным указом императора Александра I от 29 мая 1823 года. Заместитель директора ВКИЯ Вячеслав ЕГОРОВ не всегда трудился на дипломатической ниве, но в образовании всегда. И был у штурвала областного управления этим процессом в самое непростое для страны время – в перестроечную эпоху.

– Вячеслав Михайлович, вам досталось неспокойное время перемен. Как это было на самом деле?

– Я был направлен в Московский областной отдел народного образования в качестве первого зама. До этого в обкоме партии курировал образование, и не только среднее, все направления. В ноябре 1985 года стал начальником Главного управления народного образования Мособлисполкома. Оставался на посту до сентября 1994-го. За эти годы наше ведомство переименовывалось несколько раз. Был Комитет по народному образованию, в конечном варианте был Департамент образования администрации Московской области. Период был непростой, переломный. Перестройка, смена вех. И, между прочим, «Учительская газета» тогда была в первом ряду тех изданий, которые потащили гласность. Период был интересный, бурный для всех сфер деятельности страны, таким же он был и для образования. Многое трансформировалось в какие-то иные формы. Хотя я никогда не уставал говорить, что наше образование, даже несмотря на все причины, создающие предпосылки для появления различных недостатков, было сильным и мощным потоком обновления во всей общественно-государственной жизни.

– Образование в области в те годы представляло собой стройную отлаженную систему?

– Общее количество школ в области было гораздо больше, чем в столице. Еще бы! У нас была масса начальных малокомплектных школ. Конечно, управлять этой разномастной структурой было сложно. Но мы старались именно не руководить, а управлять процессом. Тогда, конечно, муниципальных образований было меньше, тогда были районы и города. И тогда еще, в 1985-м, на главк наш ложилась задача утверждения директоров школ. 900 с лишним средних школ, и мы должны были определить, достоин или нет тот или иной человек руководить учебным заведением. Сейчас это прерогатива муниципалов. Думаю, что правильно. На местах виднее. А себе мы оставили стратегическую задачу развития. И правильно, что сейчас это министерство, потому что Московская область – целое государство. Здесь есть собственные пединституты. Здесь выстроена гигантская, разветвленная инфраструктура.

Ушла в значительной мере идеологическая составляющая, которая исходила от партийного руководства КПСС. Та система, которая ее заменила в лице нового депутатского корпуса, в значительной мере воспреемствовала, а может, даже и умножила, а где-то, может, и ухудшила методы руководства из прошлого. В начале 90-х годов вмешательство в нашу работу депутатских комиссий было гораздо более широким и подчас суетливым. Но мы работали. Стратегическое направление мы понимали, мы его чувствовали. Нас упрекали, что мы разрушаем старое. Но это было не так. Мы не подходили к проблеме – это старое, а это новое. Руководствовались принципом – хорошее? Нужное? Со мной работали прекрасные единомышленники. У нас был хороший творческий союз. Эдуард Никитин возглавлял наш областной институт усовершенствования учителей. Замы боевые – Бредихин, Ковальская. Я не устану перечислять всех своих замечательных специалистов и на уровне гороно тоже. Мы жили в хорошем творческом контакте с Москвой и другими областями. Не один совместный семинар провели. Это способствовало нахождению общих подходов в дальнейших шагах. Это был очень интересный период работы. Я о нем вспоминаю с большим удовлетворением. Более широкая открытость появилась. Приходили ко мне директора школ, профтехучилищ, излагали свое отношение к происходящему. Мы питались этим. Бывали на местах, изучали работу, помогали.

– А как налаживали связи с другими регионами?

– Возможностей тогда было поменьше. Но в бытность уважаемого мной министра просвещения Георгия Веселова я побывал с ним в тогдашнем Свердловске, в Ростове, в Воронеже, в северных наших регионах на весьма любопытных семинарах. В это время открылись возможности и для зарубежных связей и налаживания образовательных контактов. Мы тесно дружили с Голландией, Финляндией. Были взаимные обмены делегациями. Были и разовые совместные проекты и с США, и с ФРГ, с этими странами возникли налаженные долгосрочные отношения. Что-то почерпнули мы у них, что-то взяли на вооружение они. Мы показывали наши лучшие достижения области. Вообще хочется сказать, что время было сложное, но принесло оно много полезного. Оно заставило задуматься. Многое пересмотреть. И оно наметило современный путь.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте