search
main
0

Морозы и дети выходят за рамки На восьмом слете “пеликаны” расправились с пятью баллами

В Париже плюс десять, а в Сургуте… шестьдесят.
Это шутка капитана команды КВН межрегионального клуба “Учитель года” Евгения Травина, которой Валерия Михайловича Салахова потчевали в день рождения. Хотя участники слета вполне могли понять ее буквально. Глядя на молодого, стройного, улыбчивого директора Сургутской высшей гимназии-лаборатории, трудно было поверить, что он отмечает шестидесятилетие. Скорее, верилось в то, что ужесточились морозы в Ханты-Мансийском округе. Во время слета столбик термометра опускался медленно, но неотвратимо. Минус 33, минус 38, минус 40, минус 42… К концу недели гимназия вымерла – актированные дни, по закону детям нельзя ходить в школу, хотя очень хочется научиться чему-нибудь у гостей – блестящих российских педагогов, лауреатов и победителей конкурса “Учитель года”. Финальные уроки пришлось давать “на взрослых” – учителях гимназии, коллегах-“пеликанах”. О чем, конечно, никто не пожалел.
А пока морозы не превышали разумные пределы, гимназия жила своей обычной жизнью – занятия, внеклассные мероприятия, открытые уроки… Гости не знали, куда бросаться – математический биатлон, защита проектов, спектакль театральной студии “Забава”…

Мастер-класс в актированный день. Вместо детей – взрослые

Первый поцелуй директора
В актовом зале яблоку негде упасть – в разгаре ежегодный конкурс “Лидер-2002”. Блистают старшеклассники – две девушки и трое юношей. Элегантные наряды, светские манеры, речи выстроены по всем правилам ораторского искусства. Первый тур конкурса – представление себя. Ребята говорят стихами и прозой и, кажется, совсем не смущаются полного зала. Группы поддержки скандируют веселые четверостишия и имена своих “протеже”. Соревнование нешуточное! Второе задание на проверку эрудиции. Необходимо по описанию узнать историческую личность. Когда ребята не справляются, им помогает зал. Третий этап называется “Прояви находчивость”. Ребята должны произнести монолог на произвольно выбранную тему. Десятиклассник Денис Берлин, судя по реакции зала, любимец публики, произносит зажигательную речь, посвященную неблагодарности. Тут и граф Резанов, которому не удалось “свесть Америку и Россию”, но память о нем сохранили потомки, и бабушки – участницы Великой Отечественной, о которых забыли в мирной жизни. Последнее испытание – “Мир твоих увлечений”. Это гвоздь конкурса. Парень поет авангардную песню, барышня танцует. Но всех затмевает Ирина Лавренева, ученица десятого класса, которая читает стихи собственного сочинения на русском и английском, представляет необычный танец – смесь восточной экзотики и рэпа – и демонстрирует на однокласснице собственноручно связанную кофточку. Ира и стала гимназическим “Лидером-2002”.
Вечером народ стекается в рекреацию одного из этажей. Там за чайными столами и на знаменитых диванах, которыми, как зала восточного дворца, заставлена вся гимназия, уже сидят зрители в предвкушении зрелища – “Литературного кафе”. Свобода творчества полная – ребята читают свои стихи, озвучивают шуточки, хором произносят “кричалки” – вариант частушек. Один из гостей, директор Зеленоградской гимназии, лауреат конкурса “Учитель года России-96” Игорь Агапов пытается угнаться за гимназистами, на ходу сочиняя четверостишия на злобу дня. Но куда там! Гимназисты остроумнее, а главное – лучше знают реалии. И смеются над всем тем, что в учебное время считается “священной коровой” – правилом обязательного ношения галстуков для юношей, пропускной системой и даже (о ужас!) внешним видом самого директора. Кстати, Валерий Салахов сидит тут же и добродушно улыбается в ответ. Группа ребят играет пьесу “Училочка” (пародия на “Русалочку” А.С. Пушкина). Главные герои сего драматического произведения – талантливый ученик-прогульщик, учительница, не чающая в нем души, и строгий директор, который грозит выгнать лодыря из школы. Пьеса “про жизнь”: в гимназии действительно строго запрещено опаздывать – за этот проступок можно запросто лишиться звания гимназиста.
В одном из трех бассейнов идут показательные выступления по синхронному плаванию. Свое мастерство демонстрирует старшая группа (тренеры сетуют, что гости не застали “первый состав” – звезды улетели в Бишкек на международные соревнования). А вот в воде и младшие – смена растет. Девочки еще не умеют составлять фигуры идеальной формы, но стараются изо всех сил. Звуковым куполом над ванной бассейна стоит непрекращающийся гром аплодисментов.
Четверг, 28 ноября, – самый торжественный день недели. Сегодня день рождения Валерия Михайловича Салахова, и этот факт запечатлен на всех стенах – надписи “Поздравляем!”, короткие пожелания в стихах и прозе, сердечки, шарики. В актовом зале около сцены поставлено огромное кресло, в котором сидит виновник торжества, а на сцене поют, танцуют, смешат юбиляра. Впрочем, Салахову не удается отсидеться в кресле – ведущая вызывает его на сцену и предлагает ответить на каверзные вопросы. Например, такой: “Когда вы впервые поцеловались?” Директор долго отнекивается. Наконец признается – в девятом классе. Гимназисты в восторге! Настоящий шквал аплодисментов вызывает выступление команды КВН межрегионального клуба “Учитель года”. Финальная песня лирична (сочиняли ее психолог Андрей Милехин и историк Сергей Сехин накануне ночью!):

Когда простыл в погоде снежной,
Когда устал ты от забот,
Тебя Сургут обнимет нежно
И сам Салахов в гости позовет.

Наш коллектив вы здесь собрали,
Но не сочтите то за лесть –
Хотим, чтоб все на свете знали:
Салахов – ум, и совесть он, и честь.

“А теперь считаем табуретки!” Урок технологии учителя года России-2001 Алексея Крылова

Без отметок – никуда
К разговору об отметке, начатому в первый день слета на расширенном заседании межрегионального клуба “Учитель года” в Министерстве образования, учителя возвращаются в субботу. За “круглый стол” приглашены педагоги и директора школ города Сургута, учителя гимназии Салахова. Все ждут оригинальных идей. Нынешнее обсуждение – промежуточный этап, но он очень важен, чтобы понять – как же нам реформировать оценочную систему. Ведущий, председатель клуба “Учитель года” Алексей Крылов, перечисляет предложения, внесенные “пеликанами”, – узаконить фактически существующую трехбалльную систему оценки, оставить пятибалльную, ввести семи- или стобалльную – и определяется с терминологией: “Мы все грамотные люди и понимаем: то, что мы обсуждаем, правильно называется “отметкой”. А личностный, субъективный подход к ученику – “оценкой”.
Участники “круглого стола”, условно назвавшие себя “консерваторами”, подвергли сомнению необходимость реформы отметки. Людмила Морозова, учитель сургутской школы N8: “Кому это нужно, изменение оценочной системы? Мы не решили вопрос со структурой, содержанием образования, материально-технической базой школы, социальным статусом учителя – фундаментом “здания” образования. И начинаем теперь это “здание” украшать – пусть у нас будет, как в Японии, всеобщее тестирование или стобалльная система, как в США. Чей это социальный заказ? Подозреваю, что это нужно руководителям Министерства образования для того, чтобы казалось, что модернизация идет. Я понимаю, реформировать оценочную систему нужно. Но, наверное, после того, как реформируем все основное”.
Сергей Митрофанов, зав. Центром НИТ “Северная звезда” при Сургутской Высшей гимназии-лаборатории Салахова: “У нас уже существует семибалльная система, хотя мы всегда говорим о пятибалльной. Почему семь? Мы сами придумали давным-давно минусы и плюсы. Вот вам еще два знака. Видимо, за полтора века мы настолько сжились с пятибалльной системой, что выправить нас в другое русло будет не так-то просто. И страна наша бедненькая, чтобы на стобалльную систему переходить”.
Что мы оцениваем? Вообще возможно ли объективно оценить ученика? Двум школьникам ставят четверку: одному за то, что сделал что-то хуже, чем обычно, не на “пять”, а другому за то, что прыгнул на голову выше, выполнил задание не на привычную тройку, а лучше. “Надо оценивать ребенка относительно его самого”, – справедливо считает московский директор Игорь Агапов. Директор начальной школы N 39 Сургута с ним согласна: “К существующей системе оценки надо добавить индивидуальный подход”. Валерий Салахов скептически замечает: “Оценка не отражает истинного развития ребенка. Представьте, коллеги, вас бы оценивали так…”. Кстати, в гимназии Салахова первый шаг к решению противоречий существующей системы оценивания уже сделан: гимназисты хотя бы владеют информацией о том, что и как они будут изучать в течение года, какие экзамены предстоит сдавать. Об этом записано в зачетных книжках, которые выдаются каждому салаховскому школьнику. Размышления резюмирует Алексей Крылов: “Оценить развитие невозможно”.
В школе нельзя без отметок – это ясно. Учитель года-2002 Игорь Смирнов, директор гатчинской школы N9, привел такой пример: “Каждый август на педсовете говорю: наше право – учить в специализированных классах первый год без отметок. За 15 лет никто этим правом не воспользовался”. Значит, неизбежно придется выбирать шкалу – семи-, десяти-, стобалльную. Какую? Ясно одно – пятибалльная система больше не устраивает никого. Валерий Салахов предложил: “В начальной школе нужно оставить пять баллов, в средней оценивать по двадцатибалльной системе, а в старших классах ввести стобалльную, потому что ребят надо готовить к сдаче единого государственного экзамена”.
Итоги подводить рано. По поводу системы оценивания педагоги и общественность еще сломает немало копий. Логичен вопрос, который задала учитель философии Салаховской гимназии Надежда Ромашенко: “Если мы столкнемся с новой системой, какие тогда возникнут проблемы?”

Гимназистов в Сургуте зовут “салаховцами”. Они не против…

Нам не страшен и доктор наук
Нынешний слет организовали Высшая гимназия-лаборатория Салахова и Фонд поддержки российского учительства. Гимназия давно стала родным домом для участников конкурса “Учитель года России”. Участники, лауреаты, победители Всероссийского финала собираются здесь с 1994 года. Те первые слеты давно стали легендой – как гости и хозяева давали несколько сотен уроков в неделю, как конкурсанты успевали выступить с мастер-классами в городских школах. Общались сутки напролет, делились опытом, создавали новые проекты. В “Учительской газете” уникальные сибирские встречи подробно описывались, а самой гимназии в 1993 году был посвящен целый номер “УГ”!
Из восьми слетов учителей года шесть прошли в Высшей гимназии-лаборатории Салахова. И пришлись они на самое ответственное время в жизни этого уникального учебного заведения – время становления. Как повлияла на развитие гимназии возможность общаться с участниками конкурса “Учитель года России”? В последний день слета-2002 Валерий Салахов попробовал ответить на этот вопрос: “Когда проходил первый слет, да и следующие, очень много уроков давали учителя нашей гимназии. В 1994 году – около двухсот. Некоторые участники конкурса приехали на слет с заготовками и вынуждены были просить на день-два отсрочить уроки, потому что они увидели, что не готовы работать с этой категорией детей. Нужно было идти в библиотеку, заново выстраивать занятие и так далее. Из наших учителей выставлялись не только маститые, а даже те, кто работал первый год. Каждому дано право на ошибку. И мы не анализируем, что у тебя неудачно получилось. Главное – каким ты будешь завтра. Работай смело, уверенно, как тебе удобно. Мой завуч по научно-методической работе Наталья Сидорова пришла к нам в гимназию молодым специалистом, говорит: “Хочу вести историю в десятом классе, английский – в пятом”. Я ей дал соответствующую нагрузку: обществоведение в 11-м, историю в 10-м, английский в 7-м и 9-м. Потому что, если человек имеет теоретические знания, его быстрее надо готовить. А у нас что иногда наблюдается? Даем учителю параллель пятых, и все. Да он забудет к 6-му уроку, что говорил на первом. А мы хотим получить специалиста.
Следующее – общение с людьми. Все эти годы к нам приезжали разработчики программ, авторы учебников. Читали лекции, шло обсуждение.
Еще один момент. Человек всегда себя сравнивает с другими. Часто учитель не решается подойти к кандидату, доктору наук – такие величины! Боится рот раскрыть, спросить о чем-то. Расковать надо людей в этом плане. Дать возможность видеть как можно больше людей, общаться с ними, обогащать себя. Меня иногда спрашивают: как вы можете пускать в гимназию такую армию чужих учителей? Вот они уедут, что будет с вашими педагогами? Отлично будут продолжать работать и по-своему доказывать, что они не хуже участников конкурса “Учитель года”. У каждого свой подход, свой взгляд”.

98 тысяч табуреток и один сарай
“Монументальный” мастер-класс или урок, десятки раз прокрученный, отработанный на детях, всегда считался на слете учителей года дурным тоном. Накануне выступления десяток “пеликанов”, вошедших в расписание следующего дня, продумывают сюжет, “ходы”, необычную подачу материала. Идеи возникают и на мягких диванчиках в коридорах гимназии, и на уроках коллег, местных учителей, и даже в столовой. За ужином наблюдаю, как мой сосед, учитель года России-2001 Алексей Крылов, отодвинув тарелку с вкуснейшими пельменями, сосредоточенно что-то чертит на ярко-желтой салфетке. Это схема будущего урока.
Неудивительно, что Алексей Валентинович потерял аппетит. Задумка у екатеринбургского учителя технологии “заковыристая” – показать мастер-класс, на котором учителя сургутских школ не только получат новые знания, но и вместе с Крыловым… придумают открытый урок для детей, которым мастер-класс завершится. Рискованное предприятие удалось! Первые два часа педагоги разбирались, что такое метод морфологического анализа и как этому методу научить детей, чтобы и знания дать, и интерес не потерять. Потом “запустили детей” – шестиклассников. Урок прошел на одном дыхании. Ребята быстро откликались на вопросы Алексея Крылова, легко отгадывали загадки, заготовленные педагогами. На доске написано зашифрованное слово – квадратики, кружочки, треугольники… Что за слово? Мальчишки кричат: “Технология!” Как догадались? Очень просто: логическое мышление хорошо работает. За минуту до этого Алексей Валентинович спрашивал, что такое технология. Дальше ребята в два счета справились с кодом, записали 32 буквы алфавита символами и усвоили, что этот способ обработки информации и есть метод морфологического анализа. Теперь задание посложнее – придумать как можно больше видов табуреток, используя только что полученные знания. С шутками, прибаутками – фирменный стиль Алексея Крылова! – ребята выписывают в табличку параметры табуретки – ножки, сиденье, материал изготовления, способ крепления и так далее. Быстро придумывают варианты. Например: гнутые ножки, круглое сиденье, все из стекла. Табличка составлена. Теперь надо посчитать – сколько табуреток можно сделать, используя эту информацию. Без калькулятора не обойтись… 98 тысяч 784 штуки!
На одном дыхании проводит занятие учитель года Брянской области-99, ныне историк московской школы N686 Сергей Сехин. Восьмиклассники изучают движение декабристов, выясняют, какие причины вызвали это явление, кто мог стать членом общества, отвечают на вопросы: каковы были цели восставших и каким путем они собирались их достичь, размышляют над проблемой: “Можно ли оправдать заговор, в результате которого погибает хотя бы один человек?”. Идет работа с документами – воспоминаниями декабристов, выдержками из общих законов союза, видеоматериалом. Аналитическая работа, традиционная для занятия по истории. Но разве можно свести урок о декабристах, людях, которые, по словам Сергея Сехина, “вместо наград избрали для себя веревочную петлю”, к датам, схемам, терминам? В учебниках не описаны прощание Рылеева с женой и дочкой или лучистый взгляд Сергея Муравьева-Апостола, которым он приободрил Михаила Бестужева-Рюмина перед казнью. Об этом рассказывает учитель. На фоне музыки Свиридова тихий голос педагога звучит отчетливо и проникновенно: “14 декабря 1825 года над Петербургом занимался день, которому суждено было войти в историю. В этот день родине предстояло увидеть своих сыновей. Движимые патриотическим порывом, вызывая страх и восхищение, на Сенатской площади один за другим появлялись полки – Кавалергардский, Преображенский, Семеновский. Люди 14 декабря – фаланга отчаянных, вскормленная, как Ромул и Рэм, молоком дикого зверя, они считали, что вправе распоряжаться чужими жизнями, потому что свою жизнь они уже положили на алтарь Отечества”. Сергей Сехин умудряется говорить о патриотизме, героизме не высокопарно, просто, словно о будничном, привычном. Класс замер. Потому что всем кажется – они видят и камеру в Петропавловской крепости, и потертый арестантский халат Павла Пестеля, и звякнувшие на нем кандалы… Великий дар педагога – слово.
Учитель литературы, глава администрации Троицко-Печорского района Республики Коми Виталий Широтов в полной мере владеет этим даром. И не только. На открытом уроке Виталия Валентиновича возникает ощущение, что наблюдаешь за охотой паука на муху. “Паук” – это учитель, который плетет немыслимые хитросплетения фактов, образов, ассоциаций, вопросов, чтобы вызвать наружу живую, творческую мысль ученика, “муху”. В Сургуте Виталий Широтов предложил ребятам поразмышлять над рассказом Виктора Пелевина “Жизнь и приключения сарая номер XII”. Причем исследовать не только сам текст, но и подтекст – заложенную в рассказе философию.
Виталий Широтов: Я в самом начале просил вас подумать – а все-таки русская литературная традиция у Пелевина присутствует или нет? Вы еще пока хорошо не познакомились с произведением Федора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание”. Там герой тоже не хочет жить как все. Раскольников, посчитав, что он не как все, пошел на преступление, дабы проверить это. А затем наступает наказание в душе героя, очищение и постепенное воскрешение души. Формула Достоевского звучит следующим образом: “Путь к счастью лежит через страдание”. А у Пелевина?
Ученица: Страдание увечит.
Виталий Широтов: Через страдание очищается душа, через страдание приходит Раскольников к христианству. Любовь и Бог – спасение. А почему у Пелевина страдания увечат? Страдания заставляют сарай постепенно сдавать свои позиции и поддаваться чужой воле.
Ученица: Мне кажется, с точки зрения Достоевского, человеку, который еще не познал счастье, трудно о нем судить. И для того чтобы познать это счастье, ему нужно пройти все тяжкие этой судьбы, испытать что-то страшное. А у Пелевина сарай был первоначально счастлив. И именно поэтому он испытывает эти страдания.
Виталий Широтов: Потеря полноты счастья…
Ученица: …еще больше увечит. А у Достоевского, наоборот, происходит восхождение к счастью.
Виталий Широтов: Мы с вами можем бесконечно говорить, потому что рассказ позволяет спорить, сопоставлять. Здесь есть еще одна философия – Толстого, вы о ней будете говорить. Проблема опрощения. Соседи сарая призывают его быть проще, приземленнее. Пелевин отвергает и эту философию. Мы найдем здесь и горьковскую, и чеховскую философию.
Учитель психологии московской школы N1927, суперфиналист конкурса “Учитель года России-2001” Андрей Милехин сумел “влюбить” в себя всех старшеклассников. Он давал уроки практически каждый день. И не только уроки. Половина гимназии бегала к нему на индивидуальные консультации, доверяла секреты, просила совета, как быть в той или иной ситуации. Одно из своих открытых занятий с десятиклассниками Андрей Викторович посвятил стереотипам. Он предложил ребятам задуматься над тем, что мы окружены страхами, оковами и это мешает нам в полной мере использовать свои возможности, мешает “выйти за рамки”. Начинается все с детства, считает Андрей Милехин. Психолог посадил на стул добровольца, а помощница-гимназистка стала последовательно перевязывать его цветными ленточками. “Давайте представим, как появляется в этом мире человек. Ему все очень рады. Ему говорят: ты самый лучший, ты самый хороший. Но ребенок взрослеет, предметно-манипулятивная деятельность становится ведущей. Он начинает брать в руки все, что видит. Если он берет в руки острый предмет, что мы ему говорим? Нельзя. Мы накладываем некий запрет на его руки (ленточка на руки). Ребенок продолжает расти, он встает, делает первые шаги, и наступает момент, когда его движение в пространстве выходит из-под нашего контроля, и тогда что мы ему говорим? Нельзя! Мы накладываем запрет на его ноги (ленточка на ноги). Ребенок развивается, начинает задавать вопросы. Вопросы нас радуют: какой любознательный ребенок, говорим мы. А иногда вопросы нам надоедают, и тогда мы просим ребенка замолчать (ленточка на рот). Наступает момент, когда ребенок начинает думать. Причем не так, как бы нам хотелось. Он говорит: у меня будут те друзья, которые нравятся мне, буду вести тот образ жизни, который нравится мне. Тогда мы говорим: подожди, подрасти, станешь самостоятельным – будешь думать сам. Мы пробуем наложить запрет на его мысли (ленточка на лоб). Наступает момент, когда ребенок начинает любить. И не всегда нам, взрослым, нравятся люди, которых он выбирает. И мы накладываем запрет на его сердце (ленточка на сердце)”. Спеленутой лентами фигуре учитель психологии предлагает сделать самостоятельный шаг. Очень трудно сдвинуться с места!
Каждый урок – праздник, будь то химия в исполнении Зайрат Байрамкуловой из Карачаево-Черкесии, лауреата конкурса “Учитель года России-1999”, музыка в интерпретации Елены Смолиной из Волгоградской области, лауреата конкурса “Учитель года России-2000”, биология, представленная Сергеем Цикловым из Владимирской области, лауреатом конкурса “Учитель года России-2002”. Участники слета и педагоги гимназии насладились поэтическим вечером учителя года России-93 Олега Парамонова и преподавателя граждановедения Марины Шкробовой, а также музыкально-поэтическим дуэтом учителя музыки из Оренбурга Сергея Краснушкина и литератора из Чувашии Ирины Львовой. Никто лучше конкурсных бардов не сохраняет для истории состояние души конкурсантов, настроение, которое возникает на конкурсах и слетах и остается с каждым “пеликаном” навсегда.
Это строки Ирины Львовой:

Говорят, “Учитель года” – это веха,
Говорят, “Учитель года” – Рубикон –
Но вообще придуман он для человека,
И пусть будет представительнее он!
Потому что знает множество народа:
Круглосуточно работать мне не лень.
Очевидно же, что я – учитель года,
Потому что я учитель каждый день!

Оксана РОДИОНОВА
Фото автора
Сургут – Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте